Упражнения на развитие речевого дыхания
Задача: увеличить жизненный объём легких, подвижность брюшных мышц, ротовой выдох.
Упражнение «Забей мяч в ворота»
o Возьми поролоновый мячик.
o Положи его перед футбольными воротами.
o Забивай гол плавной струёй воздуха.
o А теперь забей гол резкой, отрывистой струёй воздуха.
o Посчитай, сколько голов ты забил.
o Положи широкий язык на нижнюю губу.
o Забивай гол с лопаточки плавной струёй воздуха.
o А теперь резкой, отрывистой струёй.
o Забей 3 гола сильной, резкой струёй воздуха.
Упражнение «Покажи три фокуса»
Фокус первый
o Держи шарик перед губами.
o Сделай трубочку из губ.
o Выдыхай плавно через вытянутые вперёд губы.
o Смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ.
Фокус второй
o Держи шарик перед губами.
o Сделай лопаточку из языка.
o Выдыхай плавно на шарик с лопаточки.
o Смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает.
Фокус третий
o Держи шарик у носа.
o Подними язык к верхней губе.
o Выдыхай резко на кончик языка.
o Смотри, как красиво шарик отлетает вверх
- Сдувание мелких предметов.
- Игра на губной гармошке, дудочке.
- Поддержка воздушной струёй на выдохе мелких вибрационных движений
губ.
- Перекатывание по столу круглых предметов воздушной струёй.
- Надувание щёк с плавным выдохом.
- Свист с полусомкнутыми губами.
- Удержание в воздухе резинового шарика.
- Надувание шаров, резиновых игрушек.
- «Дышу правильно»
Левая рука на груди, правая - под рёбрами. Вдыхать, плавно выдыхать,
помогать руками (3-4 раза)
- «У кого больше»
Набрать в лёгкие воздух и выдыхать: 1,2,3-и-и-и...; 1,2,3,4-ты-ре-е-е...;
1,2,3,4,5-а-а-...-ать и т.д.
- «Узнай звук»
Учитель беззвучно показывает звук, а дети угадывают и озвучивают.
- «Проколотая шина»
- «В магазине цветов»
Вдохнуть носом воздух - нюхаем цветы.
- «От 1 до 20» (счёт на выдохе)
- «На одном выдохе»
Произнести любую скороговорку и выдохнуть оставшийся воздух.
Частью общей культуры человека является его речевая культура. Это понятие несравненно более широкое, чем правильность речи. Правильность - одно из важнейших качеств культурной речи.
Затрудняют взаимное понимание, снижают выразительность, эмоциональность, общую культуру речи ошибки в произношении звуков, неправильная постановка ударения в словах, неправильное интонирование предложений. Таким образом, один из признаков культуры устной речи - умение произносить слова с правильным ударением. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, выразительно и доступно.
Методика работы по формированию
Акцентологических навыков.
Задачи, содержание, методы, приёмы