Место дисциплины в структуре опоп во
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является - формирование у будущих бакалавров представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и требований безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Основная задачадисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
· освоения правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности, системы контроля и управления условиями жизнеобеспечения;
· освоения теоретических основ безопасности, взаимодействия человека со средой обитания, основ физиологии и рациональных условий труда, анатомо-физиологических последствий воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха;
· идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;
· разработки и реализации мер защиты человека и среды его обитания от негативных воздействий;
· прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
· обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
· принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и от применения современных средств поражения; принятия мер по ликвидации их последствий;
· оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент базовой части профессионального цикла.
Основное содержание изучаемой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» охватывает различные стороны жизнедеятельности человека: организацию безопасного производства; охрану труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Это имеет большое значение для выпускников Вуза – организаторов учебно-производственного процесса. Подготовка будущего бакалавра к пропаганде здоровьесберегающего образа жизни, должна осуществляться планомерно, непрерывно и постепенно, с учетом основных закономерностей физиологии и гигиены труда.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса средней школы «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Знания: физиологических параметров жизнедеятельности человека в социогенезе.
Умения: использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека в производственной и бытовой сфере.
Владения: основными методами защиты человека от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
2.2. Из курса «Экология»:
Знания: принципы функционирования и свойства биосферы как среды обитания человека; экологические принципы природопользования, способы защиты окружающей среды и нормирование качества окружающей среды; экологические проблемы и пути их преодоления.
Умения: демонстрировать экологическую грамотность и следовать правилам экологической культуры в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности; оценивать экологические последствия деятельности человека, в том числе в профессиональной области; использовать принципы охраны природы и рационального природопользования в бытовых, производственных и социальных ситуациях.
Владения: нормами экологического поведения; готовностью использовать полученные экологические знания в профессионально-педагогической деятельности; навыками практического использования знаний и методов экологии.
2.3. Из курса «Возрастная физиология и психофизиология»:
Знания: основные физиологические понятия; вопросы общей и частной возрастной физиологии, нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков; физиологические механизмы психических процессов и состояний.
Умения: самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой; использовать физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса.
Владения: методиками изучения функционального состояния организма; методиками оценки психофизиологических показателей человека.
2.4. Из курса «Психология профессионального образования»:
Знания: нормы педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих; концепции и модели образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике.
Умения: научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы и использовать их на практике; организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных стандартов и применять полученные знания при решении конкретных задач обучения и воспитания.
Владения: способами организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий.
2.5. Из курса «Правоведение»:
Умения: организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе; использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· педагогические технологии;
· методика обучения профессиональной деятельности;
· практическое (производственное) обучение.