Консультация для родителей
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Одна из главных задач, которые ставит перед педагогами программа дошкольного образования и сама жизнь - это развивать эстетическое восприятие, эмоции, изобразительные способности, художественный вкус, воспитывать любовь к изобразительному искусству.
Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем творчестве.
Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, общественной жизни; творцом своей собственной личности.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.
Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка художественные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет художником. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, наличие художественных материалов и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.
Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы. Для детей со скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т.е. ни семья, ни детский сад не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть черты тревожности невротизма. Это накладывает на людей, занимающихся обучением и воспитанием творчески одаренных детей, большую ответственность.
Первое, что должен сделать педагог, - это помочь родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ребенку понять самого себя, а родителям - своего неординарного ребенка.
Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, воспитатели и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем.
Для того чтобы ребенок смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ребенка не следует оценивать с позиции общепринятых нормативных стандартов. Особо следует отмечать индивидуальные достижения ребенка, при этом оценка должна быть перенесена с самого ребенка на то дело, открытие, которое им сделано.
В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недостоверного отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Деловая игра с родителями «Развитие творческих способностей дошкольников»
Задачи: теоретико – практическое ознакомление родителей с особенностями развития творческих способностей дошкольников в детском саду, демонстрация родителям особенностей традиционной и инновационной системы работы с дошкольниками.
Расширение представлений родителей о путях развития творческих способностей у детей в детском саду.
Ознакомление родителей со способами развития творческих способностей в условиях семьи.
Описание игры
Ведущий: Напомню правила игры. Родители, вы будете исполнять роль дошкольников. Для вас мы проведем занятия, затем их обсудим. Предлагаю разделиться на три группы, сесть за три круглых стола. Для проведения игры, пожалуйста, придумайте название своей группе. Давайте познакомимся! (Слово для представления группе 1, группе 2, группе 3).
Родители представляют свои команды, затем поочередно отвечают на вопросы ведущего.
Ведущий: сначала игры.
1. Игра «Назови себя». «Ребенку» предлагается представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, или называют дома, как он хотел бы, чтобы его называли.
2. «Речевая разминка». Проговаривание скороговорки с разной интонацией.
Говорит попугай попугаю:
- Я тебя попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
- Попугай, попугай, попугай!
Ведущий: предлагаю всем сесть. Я очень рада видеть ваши улыбающиеся лица, чувствовать ваше приподнятое настроение. Сегодня у нас необычное занятие (вынимает шкатулку).
Итак, давайте узнаем, что за предмет спрятан в этой шкатулке.
3. Игра «Да-нет-ка!». Педагог предлагает игрокам отгадать, что же может быть внутри шкатулки, задавая только вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». (В шкатулке игрушки муравей и стрекоза).
Ведущий: итак главными героями у нас сегодня будут муравей и стрекоза.
4. Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Ведущий: Давайте вспомним, что это за жанр? (Басня). Верно. Это маленькое нравоучительное сатирическое стихотворение. Кто подразумевается под действующими лицами басни (Люди, животные растения, насекомые).
Ппослушайте басню «Стрекоза и муравей». Слушайте внимательно, не отвлекайтесь, вы должны запомнить ее, я буду спрашивать.
Ведущий читает текст басни и затем задает вопросы игрокам.
Ведущий: Какая стрекоза в басне? Какой муравей? Как вы считаете, правильно ли поступил муравей? Как вы понимаете слова и выражения: «зима катит в глаза», «помертвело чисто поле», «удручена»?
Ведущий: попробуем прочесть басню вместе. И под музыку инсценировать поведение героев.
Инсценирование отрывка из басни под музыку. После него проводят беседу.
5. Оценка участия команд в игре. Игроки – преподаватели каждой из команд по очереди выходят к доске с цветными картонными кружочками и отмечают на ней степень своего участия в игре.
Активность на высоком уровне – красным кружочком
Интересно, увлекательно – зеленым кружочком.
Было интересно, но не все удалось – синим кружочком.
6. Подведение итогов игры. Ведущий проводит итоги игры и называет команду победителя.
Ведущий: Итак, мы сегодня познакомились с басней И. А. Крылова, и музыкально инсценировали ее. Используя инновационный подход с оригинальными идеями, различными способами и методами решения поставленных задач, можно надеяться, что ваш ребенок будет развиваться ускоренными темпами, покажет высокую работоспособность и творческий рост.
Мы с вами осознали, насколько важно развивать творческие способности дошкольников. Осталось ответить на вопрос: как их развить? Мышление характеризуют следующие качества:
1. Беглость – способность быстро выбрать нужную идею из всех возможных.
2. Гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем.
3. Оригинальность – способность создавать умные, уникальные, необычные идеи и решения.
4. Способность к детальной разработке – способность расширять, развивать и подробно разрабатывать какие- то идеи.
Ведущий: А сейчас я хочу перейти непосредственно к заданиям, которые помогут развить все эти навыки.
Задания для развития мышления и творческих способностей.
Подготовить ответы на вопрос, как можно использовать ненужные вещи. Например, старую перчатку, жестяные банки от напитков, пластмассовую спираль от записной книжки, и т. п.
Дорисовать рисунок, обозначенный на бумаге лишь одним каким то элементом. Каждый из участвующих по очереди добавляет к рисунку свои штрихи. По команде работа прекращается, после чего участники придумывают название получившемуся предмету, описывают его свойства и качества.
На листе бумаги изображены одинаковые окружности, под ними подписи: «Веселый», «Грустный», «Удивленный», и т. д. задача играющих – дорисовать лица добавив изображения глаз, бровей, носа и рта.
Закончить предложения, начатые ведущим: «Елка зеленая, как (огурец)», «Цыпленок желтый, как … (Солнышко)», «Мяч круглый, как … (яблоко)» и т. п.
Ведущий: Уважаемые родители!
Вы выполнили задания, которые мы предлагаем вашим детям.
Как вы оцениваете свое участие в этой работе? Все ли вам удалось? Желающие могут высказаться. Всем предлагаем по шкале «max – min» поставить себе оценку.
Были ли вы на вершине совершенства или есть еще неиспользованные резервы? (Желающие ставят оценку на листе бумаги).
Ведущий: Давайте подведем итоги проделанной совместной работы. Мы определили важность развития творческих способностей. Эти упражнения и многие другие, которые можно использовать из специальной литературы, мы предлагаем использовать дома, организуя совместный досуг с детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Открытое занятие по ИЗО совместно с родителями «В гостях у сказок»
Задачи:
Формировать интерес к занятиям по изобразительной деятельности.
Развивать эстетическое восприятие.
Воспитывать любовь в изобразительной деятельности.
Материал: элементы аппликации.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые взрослые, сегодня на занятии детям потребуется ваша помощь. Прошу вас сесть рядом с ними и поддержать их в работе. (Парам раздается по одному элементу аппликации). Дети, вы любите сказки?
Дети отвечают.
Воспитатель: А вы сочиняли их когда-либо? Нет? Давайте попробуем вместе сочинить сказку. Вы будете волшебниками и поможете мне…
В глубине сказочного леса была полянка (выставляется лист ватмана). Где же она?
Ну-ка, волшебники, помогите мне: приклейте на полянку красивые цветы, ветвистые деревья. (По ходу повествования дети и родители приклеивают элементы аппликации на ватман). На небе светило ласковое солнышко, а белые воздушные облака медленно плыли куда-то вдаль. На полянке стоял домик. Где же он? Приклейте его, волшебники! В этом домике жили два братца-кролика. Так как наша полянка сказочная, то кролики тоже сказочные – один розовый, а другой лиловый. Кролики любили бегать, прыгать и играть в салки. Представьте, что вы кролики и попрыгайте, как они.
Звучит аудиозапись «Заинька-зайка».
Дети изображают кроликов, весело прыгают.
Воспитатель: кролики немного устали и им надо слушать сказку.
Дети садятся на стулья.
Однажды кролики вышли из своего дома и увидели красивых бабочек, которые порхали над сказочными цветами.
Звучит аудиозапись музыки Ф. Шуберта.
Дети изображают бабочек, кружатся.
Воспитатель: Бабочки устали летать и присели отдохнуть на цветы.
Дети садятся на стулья.
Бабочки были такие красивые, что кролики захотели с ними подружиться. Я приглашаю всех на танец дружбы.
Дети и родители становятся в круг и танцуют под аудиозапись песни «Настоящий друг».
Воспитатель: Вот такая добрая сказка у нас получилась! А какая коллективная картина «Сказочная поляна»!
Спасибо всем за участие и волшебство. До свиданья!
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
План-конспект совместного занятия с родителями по рисованию с использованием нетрадиционных техник по теме « Космос»
Задачи:
· расширить и уточнить знания детей о космосе;
· вызвать интерес к созданию космической композиции;
· познакомить с техникой узелковый батик.
· развивать технику создания фона с помощью рисования «по сырому», вливая цвет в цвет (используя акварель);
· воспитывать интерес, фантазию детей при составлении композиции, умение доводить дело до конца.
Предварительная работа:
· рассматривание иллюстраций, фотографий космоса,
· чтение книг о космосе,
· занятие по рисованию «В далёком космосе»,
· просмотр презентации «Загадочный мир космоса»
Материалы: бумага для рисования, кисти большие круглые и тоненькие для прорисовывания деталей, бумажные полотенца или салфетки для удаления лишней влаги, клей с блестками, соль, акварельные краски, стаканчик с водой, клеенки.
Для батика - ткань х/б 40х40 белая, толстые нитки, акварельные краски, кисти большие круглые и тоненькие для прорисовывания деталей; стаканчик с водой, клеенки.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, флеш-карта с презентацией, запись музыки« Спейс» или «ППК».
Ход занятия
Педагог: Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся.
На этой неделе мы с вами много говорили о космосе.
Давайте с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.
Вопросы к детям: Что такое космос? Что находится в космическом пространстве? Почему Земля - самая необычная планета? Как начинали исследовать космос? Кто был первым космонавтом? Почему некоторых исследователей космоса называют космонавтами, а некоторых - астронавтами? С помощью какого летательного аппарата исследовали поверхность Луны? Откуда стартуют космические корабли? Как одеты космонавты? ( Ответы детей)
Педагог: Молодцы. А кто мне сможет ответить на следующий вопрос, какого цвета космос? ( Ответы детей). Хорошо. А что нам скажут наши гости? (Ответы родителей).
Педагог: Предлагаю вам посмотреть на снимки космического телескопа «Хаббл».
Показ презентации « Какого цвета космос?»
Педагог: Вот мы с вами немного попутешествовали, а сейчас я предлагаю вам зарисовать ваше путешествие вместе с родителями.
Я буду рисовать вместе с вами. (Объясняю и показываю, как надо смешивать краску на листе бумаги, чтобы весь лист был покрыт разноцветными разводами).
Дети работают вместе с родителями на одном листе.
Потом мы посмотрим на наши космические рисунки вместе.
Физкультминутка:
Работа в технике узелковый батик.
А еще я хочу вам показать очень необычный способ рисования. Это роспись ткани, батик.
Рассказ педагога:
Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор.
Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна.
Ткань из натуральных волокон.
· для первых опытов лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани - мадаполам, маркизет, батист или шифон. Белое простынное полотно, ситец, бязь используются для горячего и узелкового батика.
Краски
· необходимо учитывать несколько факторов, выясните чем они растворяются, водой или спиртом. Удобнее использовать краски разбавляемые водой. Также важно знать способ закрепления красителя на ткани.
· для начинающих больше подходят импортные краски, фиксируемые утюгом. Этот способ наиболее удобен и позволяет сэкономить время. Мы с вами будем рисовать акварелью.
Кисти
· круглые кисти с размерами 8 до 12,
· большие плоские кисти с размером от 14 до 18
· лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти.
· поролоновые тампоны, ватные палочки.
Материалы
Для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить.
Узелки
Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в обычные узлы.
Вместо узла часто используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно сделать широким или узким.
Просто возьмите ткань за середину, поднимите и обвяжите в нужных местах.
Педагог: Все завязали узелки? (Помогаю кому нужно).
А теперь мы берем наши кисточки и начинаем раскрашивать ткань в космические цвета. Ткань должна быть полностью закрашена.
Помогаю по необходимости.
Развязываем (разматываем) наши узелки и дорисовываем тонкими кисточками наши картины.
Вы сегодня очень хорошо поработали! Умнички!
Когда работы высохнут, их можно забрать домой и украсить свою комнату!
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Протокол обследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
№ | Фамилия, имя ребенка | Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Разработанность содержания изображения | Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Самостоятельность и оригинальность замысла | Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом | Уровень развития воображения | Сума баллов | Уровень |
Дарья П. | высокий | ||||||||
Анастасия Р. | средний | ||||||||
Софья О. | средний | ||||||||
Елизавета Е. | средний | ||||||||
Даниил К. | средний | ||||||||
Вадим Ф. | высокий | ||||||||
Марк У. | средний | ||||||||
София Н. | средний | ||||||||
Евгений С. | низкий | ||||||||
Максим В. | высокий | ||||||||
Юлия В. | средний | ||||||||
Дмитрий П. | высокий | ||||||||
Илона Р. | низкий | ||||||||
Тимофей Г. | низкий | ||||||||
Матвей О. | средний | ||||||||
Глеб К. | средний | ||||||||
Милана П. | высокий | ||||||||
Татьяна В. | низкий | ||||||||
Дарья М. | низкий | ||||||||
Милана И. | средний |
Уровень, %, кол-во детей
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий |
Протокол обследования контрольной группы на контрольном этапе исследования
№ | Фамилия, имя ребенка | Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Разработанность содержания изображения | Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Самостоятельность и оригинальность замысла | Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом | Уровень развития воображения | Сума баллов | Уровень |
Алиса К. | средний | ||||||||
Божена Ф. | средний | ||||||||
Влад П. | средний | ||||||||
Дарья Д. | низкий | ||||||||
Егор Б. | низкий | ||||||||
Егор Ч. | высокий | ||||||||
Женя К. | низкий | ||||||||
Иван Ш. | средний | ||||||||
Кирилл М. | низкий | ||||||||
Любовь Л. | высокий | ||||||||
Максим Г. | высокий | ||||||||
Максим Л. | средний | ||||||||
Мария М. | низкий | ||||||||
Мила Ш. | низкий | ||||||||
Никита М. | средний | ||||||||
Полина М. | средний | ||||||||
Саша О. | средний | ||||||||
Ульяна Л. | низкий | ||||||||
Ульяна С. | низкий | ||||||||
Эвелина С. | средний |
Уровень, %, кол-во детей
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий |