Реабилитация детей в контексте профессионального потенциала специалистов поликлиники
Нами на протяжении 10 лет проводится интегративная деятельность по реабилитации детей- астматиков, страдающих речевой патологией. Выявлена прямая корреляционная зависимость между тяжестью астмы и степенью выраженности и тяжести поражения коммуникативной функции. Бронхиальная астма (БА) является актуальной проблемой в детской популяции за счет высокой распространенности и имеет тенденцию к росту, как в мире, в России [1, 2, 3], так и в Тюменском регионе. В Тюменском регионе проведено эпидемиологическое обследование путем применения единых Международных диагностических критериев БА (ISAAC) у 20,5 тысяч детей [6]. Показатели распространенности данной патологии составили по региону в целом 28,73±5,36 на 1000 детского населения (501 больной), из них в Тюменской области зарегистрировано 223 ребенка- астматика (25,55±5,05), а на территориях Крайнего Севера региона выявлен 281 больной БА (33,27±5,76) на 1000 детей. Эти показатели на треть превышают среднестатистические российские данные. Каждый 5-й- 6-й выявленный больной имеет сочетанную речевую патологию, отражающую деятельность высших психических функций-мышление и речь.
Наиболее слабым звеном в длительном лечении больных АЗ является отсутствие более чем у половины больных БА должного контроля состояния пациента и эффективности терапии [1, 3, 5]. И решение этих проблем в детском возрасте становится ведущим, и, нередко, первичным в едином реабилитационном процессе. За ними далее следуют психологические, педагогические и социальные проблемы. Поэтому перед всеми специалистами, которые работают с данной категорией пациентов стоит задача первостепенной важности: координировать слаженность работы всего реабилитационного комплекса мероприятий, реализуя ситуационный подход в интеграции деятельности различных специалистов, участвующих в восстановлении пациента. Вместе с тем хронический характер этих заболеваний, постоянная угроза обострений диктуют необходимость регулярного контроля эффективности проводимого восстановительного лечения и обучению этому как самого пациента, так и его близких [1, 3, 6].
Нами обоснован и разработан медико-социальный аспект в комплексе реабилитационных мероприятий, направленный на стабилизацию состояния больных, предупреждение развития последствий болезни [6]. Модель такого межведомственного взаимодействия реализована на базе ДГКБ №1 поликлиника №2. Определена цель медико-психолого-педагого-социального направления в системе комплексной реабилитации больного и его семьи: в достижении оптимального эффекта оздоровления, адекватного возможностям данного больного с учетом его возраста, тяжести патологии, компенсаторных возможностей организма посредством решения социальных, психологических потребностей ребенка (как существующих, так и потенциальных). При этом должны быть восстановлены нарушенные функции организма: дыхательная система, иммунная система, нормализовано состояние центральной нервной системы - высшие психические процесса должны быть развиты в соответствии с возрастом и уравновешены - ребенок должен быть адаптирован к окружающей среде как физически, так и психологически, что позволило бы ему активно участвовать в социальной жизни.
Эта ситуация требует безотлагательных мероприятий с целью реализации комплекса медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности родителей пациентов. Данная задача должна решаться на базе детских поликлиник, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. При этом возрастает роль и значение медицинского менеджера детской поликлиники, призванного обеспечивать явки пациентов к специалистам, контролировать посещения, интегрировать деятельность специалистов различного профиля, изучать эффективность проводимых мероприятий, формировать и реализовывать активные посещения пациентов с целью контроля и динамичности наблюдения
Профессиональной подготовка медицинского менеджера позволяет четко представлять особенности работы с больными БА детьми в процессе реабилитации. Необходимо помогать как самому больному, так и его ближайшему семейному окружению, принимать решение по реализации задач, связанных с проведением восстановительного лечения, назначенного врачом.
При анализе показателей по изучению форм общения у детей-астматиков старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (в частности, псевдобульбарной дизартрией) выявлен низкий уровень сформированности коммуникативных умений, что затрудняет возможности общения ребенка с окружающими, создает неблагоприятные условия для психического и личностного развития. Коррекция этих нарушений - суть работы логопеда.
В процессе логопедической помощи специалистом реализуются следующие принципы коррекционной работы:
- принцип связи речи с другими сторонами психического развития детей. Этот принцип определил направленность коррекционного воздействия не только на речевую деятельность детей, но и на их речемыслительные процессы, на личность в целом;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода, обусловленный различным уровнем речевого и психофизического развития детей и степенью сформированности коммуникативных умений.
- принцип личностно-ориентированного подхода, заключающийся в выявлении и раскрытии индивидуальных возможностей детей, оказании им помощи в осознании себя личностью, осуществлении самореализации и самоутверждения.
Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития.
В рамках межведомственного взаимодействия в поликлинике актуальна деятельность социального работника, который снимет с педиатра обязанность выполнять ряд не свойственных ему функций социальной помощи и поддержки.
Менеджеру необходимо помочь больным детям решать задачи по достижению оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня развития и обеспечению социальной поддержки его семьи в целом.
Таким образом, межведомственные взаимодействия специалистов, оказывающих помощь детскому населению, в условиях реформирования системы здравоохранения, образования и социальной сферы претерпевают коренные изменения и при этом не всегда работают синхронно в интересах больного ребенка. В последние годы отмечается рост семей, нуждающихся не только в медицинском, но и социальном патронаже. Это семьи медико-демографического риска (неполные, многодетные, семьи юных матерей), с плохими материально-бытовыми условиями, воспитывающие детей-инвалидов, попавшие в экстремальные ситуации (безработные, беженцы). Без определения социальных факторов риска, решения социально-правовых вопросов воспитать здорового ребенка в таких семьях невозможно. Мы считаем, что в детских поликлиниках должен быть, организован социально-правовой кабинет, в котором должны работать специалист по социальной работе с высшим образованием и социальный работник со средним профессиональным образованием, хорошо разбирающиеся в вопросах организации социальной работы среди детей и подростков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Балаболкин И.И. Проблемы профилактики аллергических заболеваний у детей // Педиатрия. – 2008. - № 6. – С. 4-7.
2. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактики: нац. Программа.- М.,- 2008.
3. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы.- М.,- 2008, 2011.
4. Современная стратегия терапии атопического дерматита: программа действий педиатра: согласит. Документ/ АДАИР. М., 2008.
5. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с аллергическими заболеваниями и болезнями, ассоциированными с иммунодефицитами: приказ № 60 от 04.02.2010 г./ МЗ и СР. М., - 2010.
6. Чайковская М.В. Роль медицинского менеджера в организации медико- социальной помощи детям, страдающим аллергической патологией, и их семьям в условиях детской поликлиники и реабилитационного центра // Медицинская наука и образование Урала №3-4.- 2004. С.29-31.