Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студенты должны продемонстрировать следующие результаты обучения:
1. Знать: как протекало развитие социально-педагогических идей на различных исторических этапах за рубежом и в России; как изменялись содержание, формы и методы общественного воспитания разных категорий населения, на различных возрастных этапах в определенные периоды существования государств и народов; как влияли социальные институты (семья, образовательные учреждения, религия, средства массовой информации и др.) на процессы социализации человека в различных социокультурных условиях; как обуславливались социально-педагогическая теория и практика переменами в экономике, политике, культурных традициях, образовательных ориентирах; какие конкретно концепции, модели, системы социального воспитания складывались у различных народов мира на каждом историческом этапе становления человеческой цивилизации и функционирования ее европейской, восточной модификацией.
2. Уметь: работать с первоисточниками научной и учебной литературой; добывать, систематизировать, интерпретировать историческую социально-педагогическую информацию; устанавливать связи между социально-педагогическими явлениями и социокультурной ситуацией; определять целесообразность использования отдельных элементов из прошлых воспитательных систем в новых условиях; прогнозировать тенденции развития социально-педагогической деятельности.
3. Владеть: культурой речи и мышления; приемами индивидуального и группового исследования; методами анализа, синтеза, моделирования, реконструкций, рефлексии.
4. Перечень формируемых компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
· Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
· Владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);
· Готов использовать методы сбора, хранения, переработки информации, работать с компьютером (ОК-7);
· Способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9).
Профессиональные компетенции (ПК):
· Готов использовать полученные знания различных теорий обучения, воспитания и развития личности подрастающих поколений для решения социально-профессиональных задач (ОПК-4);
Готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего |
Общая трудоемкость зачетных единицах Общая трудоемкость в часах | |
Аудиторные занятия в часах | |
Лекции | |
Практические (лабораторные) занятия | |
Самостоятельная работа в часах | |
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) | экзамен (3) |
Тематический план
№ | Название раздела | Всего з. е/час | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Формы текущего контроля | ||
лекции | Практические | Лабораторные | |||||
1. | Введение | собеседование | |||||
2. | Предпосылки возникновения социально-педагогической практики | тест | |||||
3. | Системы воспитания в Древнем мире | контрольная работа | |||||
4. | Зарождение социально-педагогической мысли в Древнем мире | эссе | |||||
5. | Социально-педагогическая теория и практика в Западной Европе в эпоху Средневековья | Групповая дискуссия | |||||
6. | Развитие социально-педагогической теории и практики в Западной Европе в новое время | тест миниисследование | |||||
7. | Состояние социально-педагогической теории и практики за рубежом с конца XIX в. | исследовательский проект | |||||
8. | Зарождение, становление и развитие социально-педагогической практики и теории в России с древнейших времен до начала XIX в. | эссэ | |||||
9. | Социально-педагогическая теория и практика в России XIX-нач. XX в. | тест собеседование | |||||
10. | Развитие теории и практики общественного воспитания в Советской Росси (1917-30-е годы). | тест собеседование групповая дискуссия | |||||
11. | Возрождение социально-педагогической теории и практики в России (вторая половина XX- начало XXI вв.) | собеседование | |||||
12. | Основные тенденции современного развития отечественной и зарубежной социально-педагогической теории и практики | доклады | |||||
Итого: |
Содержание дисциплины
Введение. Назначение курса «История социальной педагогики», его предмет, цель, задачи, функции, структура, методы исследований в истории социальной педагогики, источники и подходы изучения социально-педагогической теории и практики.
ТЕМА 2: Предпосылки возникновения социально-педагогической практики.
Зарождение воспитания на ранних этапах развития человечества, в период разложения первобытного общества, его содержание, формы и методы.
ТЕМА 3: Система воспитания в Древнем мире.
Воспитание в Месопотамии. Развитие воспитания в Древнем Египте. Особенности воспитания в Древней Индии. Воспитание в Древнем Китае. Идеи Конфуция о воспитании. Учение Будды о воспитании. Воспитание молодого поколения в древней Японии. Спартанская и афинская системы воспитания. Особенности воспитания в Древнем Риме.
ТЕМА 4: Зарождение социально-педагогической мысли в Древнем мире.
Идея общественного воспитания в наследии Платона. Представления о воспитании, его содержании, формах и методах Аристотеля. Воспитание оратора у М. Квинтилиана.
ТЕМА 5: Социально-педагогическая теория и практика в Западной Европе в эпоху средневековья.
Воспитание и педагогическая мысль в Византии. Воспитание в Западной Европе в раннем средневековье (монашеское, рыцарское воспитание, воспитание девочек). Иезуитское воспитание. Идеи социальной педагогики в этот период (средневековое христианское представление о цели и смысле воспитания, новые идеи в трактатах философов и богословов). Идеи социального воспитания в эпоху Возрождения (В. Да Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтень, Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла).
ТЕМА 6: Развитие социально-педагогической теории и практики в Западной Европе в новое время.
Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского. Социально-педагогическая концепция Дж. Локка. Модель естественного, свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Взгляды на воспитание французских философов-материалистов. Социально-педагогическая деятельность И. Песталоцци. Социально-педагогические взгляды и деятельность Ф. Фребеля. Вклад А. Дистервега в развитие социальной педагогики.
Концепция воспитания Г. Спенсера.
Социально-педагогические проекты Р. Оуэна, Ш. Фурье.
ТЕМА 7: Состояние социально-педагогической теории и практики за рубежом с конца XIX в. до настоящего времени.
Социальное воспитание в понимании П. Наторпа.
Реформаторская педагогика: взгляды ее представителей по вопросам усовершенствования воспитания. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы и новое воспитание».
Педагоги-гуманисты XX в. (С. Френе, Я. Корчак, Г. Гмайнер).
Современное состояние социальной педагогики в Западной Европе, в США.
ТЕМА 8: Зарождение, становление и развитие социально-педагогической практики и теории в России с древнейших времен до начала XIX в.
Воспитание у восточных славян. Забота о детях-сиротах и вдовах в Древней Руси.
Развитие взглядов на воспитание в теории и практике воспитания на Руси до XVII в. включительно.
Основные направления социально-педагогической работы Русской православной церкви.
Развитие социально-педагогического направления в России в XVIII в.
ТЕМА 9: Социально-педагогическая теория и практика в России XX – начало XX века.
Социально – педагогическая работа в Ведомстве учреждений императрицы Марии. Содержание коррекционно-воспитательной работы в приютах для несовершеннолетних правонарушителей.
Социально-педагогические идеи XX в. (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт).
Социальное воспитание И.И. Иорданского.
ТЕМА 10: Развитие теории и практики общественного воспитания в Советской России (1917 -1930-ые годы).
Изменение парадигмы общественного воспитания после Октября 1917 г. А.В. Луначарский и Н.К. Крупская как идеологи нового социального воспитания.
Разработка проблем социального воспитания в 20-ые годы: П.П. Блонский, Л.С. Выготский.
Идеи «педагогики среды» (М.В. Крупенина, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин).
Социально-педагогическая деятельность В.Н. Сороко-Росинского.
Детское движение как субъект социально-педагогической деятельности.
ТЕМА 11: Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина XX – нач. XXI в.).
Развитие социально-педагогического аспекта в отечественной педагогике в 50-ые – 70-ые годы. Сущность коммунарской педагогики И.П. Иванова. Теория коллективного воспитания В.А. Сухомлинского. Педагогика сотрудничества. Воспитательные системы 80-х годов. Возрождение социальной педагогики как науки и практики в России (причины, содержание, направления развития).
ТЕМА 12: Основные тенденции современного развития отечественной и зарубежной социально-педагогической теории и практики.
Особенности развития социальной педагогики в европейских странах, в России. Задачи современного этапа развития социально-педагогической теории и практики, проблемы и условия их решения в новой социокультурной ситуации.
Планы семинарских занятий
Занятие 1. Воспитание на ранних этапах развития общества.
1. Воспитательная традиция в Месопотамии и Египте.
2. Особенности воспитания в Древней Индии.
3. Особенности воспитания в древней Японии.
4. Теоретические основы воспитания в ранних рабовладельческих государствах.
Литература:
1. Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – М., 2001
2. Беляев В.И. и др. История социальной педагогики. – М., 2006 . Ч.1
3. Ромм Т.А. История социальной педагогики. – М., 2009.
4. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. – Т. 1.
Занятие 2. Идеи социального воспитания в эпоху Возрождения.
1. Идеи социального воспитания в трудах ранних гуманистов (В. да Фельтре, М. Монтель, Ф. Рабле, Э. Роттердамский).
2. Социально-педагогические идеи ранних социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Литература:
1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М., 2000.
2. Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – М., 200.
3. Беляев Т.А. История социальной педагогики. – М., 2006. – Ч. I.
4. История социальной педагогики: Хрестоматия – учеб. / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001.
5. История эпохи Возрождения. – М., 1997.
6. Ромм Т.А. История социальной педагогики. – М., 2009.
7. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени., 1991.
Занятие 3. Социально-педагогические взгляды Нового времени.
1. Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского.
2. Концепция естественного, свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
3. Взгляды на воспитание французских философов-материалистов.
4. Социально-педагогическая деятельность и взгляды на общественное воспитание детей Ф. Фребеля.
5. Социально-педагогические проекты Р. Оуэна и Ш. Фурье.
Литература:
1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М., 2000.
2. Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – М., 200
3. Беляев Т.А. и др. История социальной педагогики. – Ч. I и II. – М., 2006.
4. История социальной педагогики: Хрестоматия / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001.
5. Коменский Я.. и другие. Педагогическое наследие. – М., 1989.
6. Ромм Т.А. История социальной педагогики. – М., 2009.
Занятие 4. Социально-педагогическая теория рубежом к. XIX – н. XX в.
1. Взгляды на общественное воспитание П. Наторпа.
2. Социально-педагогические взгляды С. Френе.
3. «Дом сирот» Я. Корчака.
4. SOS-Kinderdorf Г. Гмайнера.
Литература:
1. Учебники по истории социальной педагогики.
2. Наторп П. Социальная педагогика: теория воспитания воли на основе общества. – М., 1991.
3. Френе С. Собрание сочинений. – М., 1995.
Занятие 4. Развитие социально-педагогической работы в России в XVIII в.
1. Концепция воспитания «новой породы» людей И.И. Бецкого.
2. Воспитательный дом как социально-педагогическое учреждение.
3. «Воспитательное общество благородных девиц»: идеи формирования благовоспитанных выпускниц.
4. Смольный институт благородных девиц: его структура и содержание воспитания.
5. Социально-педагогический смысл книги «Юности честное зерцало»
Литература:
1. Учебники по истории социальной педагогики.
2. Антология педагогической мысли России XVIII в. – М., 1985.
3. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. – М., 1990.
4. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М., 1998.
Занятие 5. Развитие теории и практики общественного воспитания в Советской России.
1. Разработка идей социального воспитания в программных материалах государства.
2. Взгляды С.Т. Шацкого.
3. Идеи соцвоса у М.В. Крупенина и В.Н. Шульгина.
4. Социально-педагогическая деятельность А.С. Макаренко и В.Н. Сороко-Росинского.
Занятие 6. Социально-педагогические идеи отечественных авторов 60-х-80-х годов XX в.
1. Сущность коммунарского воспитания И.П. Иванова.
2. Теория коллективного воспитания В.А. Сухомлинского.
3. Социально-педагогические педагогики сотрудничества.
Литература:
1. Учебники и учебные пособия по истории социальной педагогики.