Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических, лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

- изъятия земельных участков из оборота;

-установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается настоящим Кодексом.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенциив соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то такой земельный участок предоставляется гражданам за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то такой земельный участок предоставляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В зависимости от целей использования земельный участок может быть предоставлен для строительства.

Международное право (экзамен)

«На необходимом для преподавателя теоретическом и методическом уровне раскройте международно-правовой статус воздушного судна в полете»

Международное воздушное право — это совокупность норм, регу­лирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушного сообщения, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности гражданской авиации.

Международное воздушное право охватывает два аспекта правового регулирования:

1. Полеты в воздушном пространстве, находящемся над территорией государств.

2. Полеты в международном воздушном пространстве: две группы
норм — регулирующие международное передвижение (режим воздушно­го пространства и международных полетов) и регулирующие коммерче­скую деятельность воздушного транспорта (международные сообщения).

Международное воздушное право регулирует аэронавигационные аспекты использования воздушного пространства и не распространя­ется на природоохранительные отношения, использование солнечной энергии, воздействие на атмосферные процессы, космическую дея­тельность в воздушном пространстве, использование военной авиа­ции. В настоящее время имеет место расширение сферы действия ме­ждународного воздушного права — регулирование всех аэронавигаци­онных процессов в целом, т.е. создание единой системы управления и военными, и гражданскими (в том числе государственными) летатель­ными аппаратами.

Воздушное судно обладает национальной принадлежностью по факту его регистрации в каком-либо государстве. Принцип нацио­нальной принадлежности создает публично-правовую связь между государством и воздушным судном, которое пользуется защитой этого государства. Важное значение имеет деление воздушных судов на тор­говые (гражданские) и государственные (используемые на военной таможенной и полицейской службе) — ст. 3 Чикагской конвенции 1944 г.

Члены экипажа являются представителями эксплуатанта (владель­ца судна), который отвечает за действия экипажа. Командир воздушного судна несет ответственность за экипаж, воздушное судно и проч. Общие требования к экипажу перечислены в ст. 32 и 33 Чикагской конвенции и Приложении I. Правовое положение экипажа регулиру­ется национальным законодательством государства флага. По общему правилу в состав экипажа воздушного судна не могут входить граж­дане иностранных государств (это положение связано с борьбой про­тив актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации).

Согласно Чикагской конвенции (ст. 25), каждое государство-участ­ник обязано оказывать помощь воздушному судну, терпящему бедст­вие на его территории, разрешать собственнику судна или властям го­сударства его регистрации оказывать такую помощь. Все государства должны сотрудничать в организации поиска пропавших судов.

Международно-правовая практика идет по пути регулирования оказания помощи воздушным судам, терпящим бедствие на море, на основе норм, содержащихся в международных соглашениях по мор­скому праву: Брюссельских конвенций 1910 г., Лондонской конвен­ции 1980 г., Женевских конвенций 1958 г., Конвенции по морскому праву 1982 г. Некоторые положения содержатся в Женевской конвен­ции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших ко­раблекрушение, из состава вооруженных сил на море, 1949 г-(ст. 12), — понятие кораблекрушения включает в себя вынужденную посадку самолета в море или падение в море.

Основной межправительственной организацией в сфере сотрудни­чества государств в сфере воздушного права является Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Организована на Чикаг­ской конференции по вопросам гражданской авиации; ч. II Чикагской конвенции — это Устав ИКАО. ИКАО — правопреемница меж­дународных организаций в области гражданской авиации, действо­вавших в период между двумя мировыми войнами: Международной комиссии по воздушной навигации и Международного комитета юристов-экспертов по вопросам воздушного права.

ИКАО разрабатывает принципы и методы международной аэрона­вигации; содействует планированию и развитию воздушного транс­порта; поощряет конструирование и эксплуатацию воздушных судов; предотвращает экономические потери, вызванные «неразумной» кон­куренцией; содействует унификации таможенных, иммиграционных и санитарных правил.

Одна из основных функций ИКАО — разработка проектов между­народных конвенций, принятие стандартов и оформление их в каче­стве приложений к Чикагской конвенции. 18 приложений к Чикаг­ской конвенции содержат более 4 тыс. стандартов и рекомендаций. В рамках этой организации подготовлено около 20 проектов междуна­родных документов: Женевская конвенция о международном призна­нии прав в отношении воздушных судов 1948 г., Римская конвенция о причинении ущерба иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли 1952 г., Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. и др.

ИКАО занимается унификацией и стандартизацией национального законодательства в области развития гражданской авиации. Прило­жения к Чикагской конвенции составляют основу международных стандартов по воздушному праву: если государство-участник не зая­вило о своем несогласии со стандартом, последний становится для не­го обязательным (ст. 90 Чикагской конвенции).

Одна из функций ИКАО — это оказание помощи развивающимся странам: ежегодно 90 государств третьего мира безвозмездно пользу­ются помощью экспертов, получают возможность для подготовки специалистов и поставки аэронавигационного оборудования. Регио­нальные бюро ИКАО находятся в Европе, на Ближнем Востоке, в Аф­рике и Южной Америке.

Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК) — ре­гиональная международная межправительственная организация с консультативными функциями (члены — большинство европейских государств и Турция). Создана в 1954 г. Занимается изучением про­блем европейского воздушного транспорта и его развития.

Европейская организация по обеспечению безопасности аэрона­вигации (Евроконтроль) была создана в 1960 г. Основная функция — организация сотрудничества европейских государств по обеспечению безопасности полетов гражданских и военных воздушных судов.

Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК) создана в 1969 г. по образцу ЕКАК. Агентство по обеспечению безопасности в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА) функционирует с 1959 г. с целью обеспечения регулирования и безопасности полетов над территория­ми государств-членов.

Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК) создана в 1973 г. для координации деятельности воздушного транс­порта государств-членов. Центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА) действует с 1960 г. для ор­ганизации обслуживания воздушным движением судов, принадлежа­щих государствам, юридическим и физическим лицам.

Наследственное право (экзамен): «Приведите пример и юридически правильно квалифицируйте обстоятельства, связанные с наследованием по закону»

Если лицо, в пользу которого сделано завещание, умерло раньше завещателя, то наследуемое имущество, как и в случае отсутствия распоряжения, включается в общую наследственную массу и переходит к наследникам по закону или по завещанию в общем порядке.

Согласно действующему законодательству, для вступления в права наследования наследники должны принять наследство (ст.1152 ГК РФ).
Принять наследство – т.е. показать свое согласие на владение наследством, в том числе и по долговым обязательствам. Установленный законом срок вступления в наследство составляет 6 месяцев со дня смерти наследодателя, т.е. со дня открытия наследства.

В день, когда наследодатель умирает, все его имущество становится открытым для наследования.

Основным, наиболее распространенным и юридически верным способом принятия наследства является подача наследником заявления о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство нотариусу по месту открытия наследства (по последнему месту жительства наследодателя).
Заявление подается нотариусу по месту жительства или регистрации умершего наследодателя.

В первый свой визит к нотариусу необходимо захватить следующие документы для оформления наследства: письменное заявление о принятии наследства, паспорт претендента на наследство, свидетельство о смерти и справку ЖКХ с последнего места жительства наследодателя, завещание (если имеется). Заявление о принятии наследства пишется в любом случае, независимо было или нет, написано завещание.

При отсутствии завещания, могут понадобиться дополнительные документы для вступления в наследство, такие как: документы оценочной стоимости объекта наследства, отказы от наследства остальных наследников, правоустанавливающие документы на наследуемые объекты недвижимости, паспорт на квартиру, справка об отсутствии арестов на наследуемое имущество, сберегательная книжка наследодателя, выписка из реестра акционеров.

Также, если наследование осуществляется без завещания, то также необходимо предоставить документы, подтверждающие родство с умершим наследодателем, а именно: свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о разводе, справку из ЗАГСа о смене фамилии.

Одними из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются наследники при вступлении в наследство, являются пропуск установленного законом срока принятия наследства и необходимость установления и подтверждения нотариусу родственных отношений с наследодателем, особенного в случае, если к наследованию по закону призываются наследники далеко не первой очереди (то есть не из числа детей, родителей или пережившего супруга).

В сложившейся юридической и нотариальной практике существует лишь два безоговорочных способа принятия наследства.

Первый способ – это подача заявления о принятии наследства либо выдаче свидетельства о праве на наследство нотариусу по месту открытия наследства в течение срока, установленного для принятия наследства. Срок, отведенный для принятия наследником наследства, составляет шесть месяцев. Течение этого срока начинается на следующий день после даты наступления события, которым вызвано течение это срока. Говоря простым языком, на следующий день после наступления смерти наследодателя.

Второй способ, имеющий неопровержимое юридическое значение для нотариуса при вступлении наследника в наследство, имеет место, когда наследником уже пропущен срок принятия наследства.

Таким способом принятия наследства является совместное проживание (в том числе регистрация по месту жительства) наследника и наследодателя на дату открытия наследства, подтвержденное нотариусу документами из паспортного стола.

К уважительным причинам пропуска установленного законом шестимесячного срока принятия наследства можно отнести болезнь, отсутствие информации о смерти наследодателя или информации об имуществе наследодателя, командировку наследника и некоторые другие.

Одновременно с восстановлением судом пропущенного срока принятия наследства суд может признать право собственности наследника на имущество, переходящее в порядке наследования. Для этого наследнику-истцу необходимо дополнительно указать в исковом заявлении такое требование. В этом случае суд, восстановив срок, признает также за наследником право собственности на наследуемое имущество. С момента вступления решения суда в законную силу такое имущество считается принадлежащим этому наследнику, и последующего обращения к нотариусу для продолжения процедуры наследования не требуется. Если в числе такого имущества есть имущество, права на которые подлежат государственной регистрации (например, жилое помещение или земельный участок), то решение суда для такого наследника является также и правоустанавливающим документом и подлежит регистрации в компетентных органах. Такая регистрация осуществляется на общих основаниях, указанных в законе.

Наши рекомендации