Часть 1. акцентологические нормы

Данный блок содержит задания, отражающие проблемы, связанные с постановкой ударения. Для выполнения данных заданий необходимо использовать нормативные словари русского литературного языка, перечисленные в списке литературы.

Расставьте ударения.

Образец: каталог (неправ. каталог), оптовый (неправ. оптовый).

Примечания: 1. В случае, когда словари допускают варианты ударения, дополнительный вариант ударения также указывается: одновременно (одновременно).

2.Иногда сведения, отраженные в словарях, могут отличаться, поэтому желательно не ограничиваться при выполнении этого задания только одним словарем. Рекомендуется использовать словари, изданные в последние годы.

ЧАСТЬ 2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

В заданиях данной части нужно найти ошибки, допущенные при образовании слов, и исправить их.

Образец: Окружающие долго надсмехались над ним. – Окружающие долго насмехались/ смеялись/ посмеивались над ним.

Примечания: ошибку и исправленный вариант нужно выделить графически.

ЧАСТЬ 3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

В данном блоке представлен комплекс заданий для проверки знаний морфологических и синтаксических норм.

Образцы заданий:

Образуйте формы именительного падежа множественного числа имен существительных.

Например: договор – договоры; выбор – выборы.

Образуйте формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

Например:чулки – (кого?) чулок; гольфы – (чего?) гольфов; носки – (чего?) носков.

Определите род имен существительных, составьте словосочетания (прилагательное и существительное).

Например: канифоль, женский род – мягкая канифоль; меню, средний род – разнообразное меню; дом, мужской род – кирпичный дом; неряха, общий род – маленький (маленькая) неряха.

Образуйте от существительных во множественном числе существительные в единственном числе, определите род.

Например:кроссовки – кроссовка (женский род); бакенбарды – бакенбарда (женский род).

Образуйте формы единственного числа повелительного наклонения глаголов.

Например: (что делать?) ехать – (что делай?) езжай, поезжай.

Правильно употребите собирательные числительные.

Например:Четыре/ четверо ребят играло в шахматы. –Четверо ребят играло в шахматы.

Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Например: Двести

Родительный (кого? чего?) – двухсот.

Дательный (кому? чему?) – двумстам.

Творительный (кем? чем?) – двумястами.

Предложный (о ком? о чем?) – о двухстах.

Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

Например:1) По улице шли двое девушек. – По улице шли две девушки.

2) Подъезжая к станции, с него слетела шляпа. – Когда он подъезжал к станции, с него слетела шляпа.

3) В Сочах хорошо развита инфраструктура. – В Сочи хорошо развита инфраструктура.

Примечание: ошибку и исправленный вариант необходимо выделить графически.

ЧАСТЬ 4. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Данная часть включает задания, связанные с лексическими нормами: проблемы лексической сочетаемости, связанной с употреблением синонимов, антонимов, паронимов, архаизмов, историзмов, многозначных слов, омонимов, иноязычной лексики. В последнем задании представлены предложения, в которых допущены ошибки следующих видов: плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неразграниченная омонимия, лексическая неполнота высказывания, употребление слов в несвойственном им значении.

Образцы заданий:

1. Объясните значение омографов, составьте с ними словосочетания/ предложения.

Например: бронИровать – предоставить брОню на что-нибудь (Забронировать номер в отеле);

бронировАть – покрыть бронёй (Большая часть военной техники бронированная).

Наши рекомендации