Часть 1. акцентологические нормы
Данный блок содержит задания, отражающие проблемы, связанные с постановкой ударения. Для выполнения данных заданий необходимо использовать нормативные словари русского литературного языка, перечисленные в списке литературы.
Расставьте ударения.
Образец: каталог (неправ. каталог), оптовый (неправ. оптовый).
Примечания: 1. В случае, когда словари допускают варианты ударения, дополнительный вариант ударения также указывается: одновременно (одновременно).
2.Иногда сведения, отраженные в словарях, могут отличаться, поэтому желательно не ограничиваться при выполнении этого задания только одним словарем. Рекомендуется использовать словари, изданные в последние годы.
ЧАСТЬ 2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
В заданиях данной части нужно найти ошибки, допущенные при образовании слов, и исправить их.
Образец: Окружающие долго надсмехались над ним. – Окружающие долго насмехались/ смеялись/ посмеивались над ним.
Примечания: ошибку и исправленный вариант нужно выделить графически.
ЧАСТЬ 3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
В данном блоке представлен комплекс заданий для проверки знаний морфологических и синтаксических норм.
Образцы заданий:
Образуйте формы именительного падежа множественного числа имен существительных.
Например: договор – договоры; выбор – выборы.
Образуйте формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
Например:чулки – (кого?) чулок; гольфы – (чего?) гольфов; носки – (чего?) носков.
Определите род имен существительных, составьте словосочетания (прилагательное и существительное).
Например: канифоль, женский род – мягкая канифоль; меню, средний род – разнообразное меню; дом, мужской род – кирпичный дом; неряха, общий род – маленький (маленькая) неряха.
Образуйте от существительных во множественном числе существительные в единственном числе, определите род.
Например:кроссовки – кроссовка (женский род); бакенбарды – бакенбарда (женский род).
Образуйте формы единственного числа повелительного наклонения глаголов.
Например: (что делать?) ехать – (что делай?) езжай, поезжай.
Правильно употребите собирательные числительные.
Например:Четыре/ четверо ребят играло в шахматы. –Четверо ребят играло в шахматы.
Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).
Например: Двести
Родительный (кого? чего?) – двухсот.
Дательный (кому? чему?) – двумстам.
Творительный (кем? чем?) – двумястами.
Предложный (о ком? о чем?) – о двухстах.
Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.
Например:1) По улице шли двое девушек. – По улице шли две девушки.
2) Подъезжая к станции, с него слетела шляпа. – Когда он подъезжал к станции, с него слетела шляпа.
3) В Сочах хорошо развита инфраструктура. – В Сочи хорошо развита инфраструктура.
Примечание: ошибку и исправленный вариант необходимо выделить графически.
ЧАСТЬ 4. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Данная часть включает задания, связанные с лексическими нормами: проблемы лексической сочетаемости, связанной с употреблением синонимов, антонимов, паронимов, архаизмов, историзмов, многозначных слов, омонимов, иноязычной лексики. В последнем задании представлены предложения, в которых допущены ошибки следующих видов: плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неразграниченная омонимия, лексическая неполнота высказывания, употребление слов в несвойственном им значении.
Образцы заданий:
1. Объясните значение омографов, составьте с ними словосочетания/ предложения.
Например: бронИровать – предоставить брОню на что-нибудь (Забронировать номер в отеле);
бронировАть – покрыть бронёй (Большая часть военной техники бронированная).