Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
Общепедагогические принципы воспитания.
1. Принцип общественной направленности воспитания предполагает направление деятельности педагога на решение задач воспитания в соответствии со стратегией воспитания, а также формирование социально необходимого типа личности.
2. Принцип гуманизации воспитания предполагает уважение к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему, построение отношений педагога и учащихся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, доброжелательности.
3. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью упреков и нотаций. Но это стремление можно поддержать, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.
4. Деятельностный подход как принцип воспитания. Деятельность личности является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития.
5. Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности указывает на то, что случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью наносит вред делу воспитания.
6. Принцип комплексности, целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса предполагает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учета всех факторов и сторон воспитательного процесса.
7. Принцип воспитания в коллективе и через коллективное взаимодействие предполагает воздействие на личность ребенка через коллективные отношения и деятельность, а также через общение.
8. Принцип социальной адекватности воспитания предполагает соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.
В качестве специальных можно выделить следующие принципы:
1. Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания предполагает исправление, сглаживание, ослабление недостатков психофизического развития и на этой основе создание условий, в которых ученик в состоянии проявить себя полноценной личностью.
В. П. Кащенко выделяет два вида коррекции — индивидуальную и групповую, последняя предполагает создание таких условий, в которых подросток с недостатками в развитии может проявить себя лучше, чем это было раньше, и беспрепятственно включиться в деятельность временно созданного или постоянно действующего коллектива.
Важно, чтобы каждый воспитанник, включенный в систему коррекционно-развивающего воспитания, занимал в ней место, которое согласно его способностям и возможностям будет активнейшим образом влиять на его личностные проявления.
2. Мощным средством коррекционно-развивающего воздействия является трудовая деятельность. Именно в процессе труда создаются благоприятные условия для коррекции и развития сенсорных, мыслительных, психических, исполнительных функций, условия, в которых всякое действие регулируется чувствами и разумом. Происходит усвоение мыслительных операций, выбор самого действия, практические навыки переходят в интеллектуальные действия.
Однако воспитателю необходимо помнить, что труд оказывает положительное влияние лишь в том случае, если «он специально организован и тесно увязывается с коррекционными мероприятиями».
3. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания. Сущность этого принципа заключается в том, что состав учащихся, воспитанников по своим психофизическим данным неоднороден. Один ученик включается в любое воспитательное воздействие, мероприятие, другой, наоборот, остается посторонним наблюдателем. Ввиду этого индивидуальный подход в процессе воспитания имеет немаловажное значение.
4. Принцип требовательности, сочетаемой с уважением к личности. Этот принцип мы относим к разряду коррекционных, поскольку он предполагает такие воспитательные воздействия, которые помогают ребенку осознать как свои положительные черты характера, так и недостатки. Предъявляя требования воспитаннику, необходимо довести до его сознания их правильность и целесообразность, указать пути устранения отклонений от нормы.
Практическая реализация всех перечисленных выше принципов предполагает комплексный подход к учащемуся и воспитанию в целом.
Задание
1. Сформулировать определение процесса воспитания.
2. В чем состоят цель и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью?
3. Перечислить особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, которые необходимо учитывать в процессе воспитания?
4. Раскрыть особенности процесса воспитания в коррекционной школе.
5. Охарактеризовать специфику реализации специальных принципов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
Самостоятельная работа:
1. Контрольная работа (по итогам 1 раздела)
2. Изучив предлагаемые педагогические ситуации, определить, какой принцип воспитания реализуется (или не реализуется) в данной ситуации.
Ситуация №1. Проявление какого принципа воспитания отмечается в поведении учителя?
Придя на урок в 9 классе, учитель истории заметил, что карта висит вверх ногами. Не обращая внимания на класс и зная, что это сделано специально, учитель сказал дежурному, что, по-видимому, тот второпях повесил карту неверно и что такое может быть, если быть невнимательным.
Ситуация №2. Какой принцип воспитания был нарушен учителем?
Семиклассника, отличающегося скромностью, старательностью, честностью, учитель назначил ответственным по подготовке внеклассного мероприятия. Но мальчик по своей натуре не был вожаком, организатором. Как он ни старался, дела у него не шли, и это его сильно угнетало.
Ситуация №3. Каким принципом руководствовался учитель в своих действиях?
Мальчик доставлял много забот классному руководителю. Однажды классный руководитель обратился к ребенку с просьбой помочь классу - пройти по участку школы, который закреплен за классом и посмотреть, что нужно вымыть, покрасить и т.п. Подумать, как это лучше сделать, сколько бригад должно быть. Мальчик загорелся и сделал все, что было нужно. Мальчику была объявлена благодарность при всем классе.
Ситуация №4. Какой принцип воспитания здесь реализуется (или не реализуется)?
Учитель заметил, что одного ученика нет в классе. Возвращаясь домой, он встретил этого ученика с очень необычной птицей. Учитель спросил ученика об этой птице. Смутившись, ребенок рассказал о том, что у него есть птицы, которых он подобрал в лесу, вылечил и оставил у себя. Учитель сказал, что было бы очень хорошо, если бы в школьном красном уголке появились такие птицы. Тогда мальчик сказал, что он может подарить часть своей коллекции школьному красному уголку. Поблагодарив ученика, учитель предложил ему взять шефство за школьным красным уголком. Мальчик выполнял свой новые обязанности с гордостью, умением и ответственностью. После этого его отметки значительно улучшились, мальчик стал проявлять интерес к учебе.
Литература
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. М. 1994.
2. Воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под ред. В.П. Мачихиной. М. 1980.
3. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М. 1981.
4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. М., Ростов-на-Дону, 2000.
6. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М. 1971.
7. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М. 2006.
8. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М. 2002.
9. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. М. 2004.
10. Эк З.Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей. Ташкент, 1985.
Тема 9. Система методов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
Вопросы для обсуждения
1. Определение метода воспитания.
2. Классификация методов воспитания.
· Методы формирования сознания
· Методы организации деятельности и формирования поведения
· Методы стимулирования поведения и деятельности
· Методы самоконтроля и самооценки воспитательного воздействия
3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.