Словарь терминов (глоссарий).
Тема: «Общие вопросы теории физического воспитания
ребёнка».
Гимнастика в ДОУ –это система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего развития и оздоровления ребёнка.
Гигиеническая физическая культура- это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками.)
Духовные ценности физической культуры. К ним относятся наука о физическом воспитании и спорте; сеть учебных заведений, готовящих кадры по физической культуре, произведения искусства, посвящённые физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино); система управления в сфере физической культуры.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Материальные ценностифизической культуры.К ним относятся созданные для обеспечения занятий физическими упражнениями различные спортсооружения, оборудование, инвентарь и уровень физического совершенства людей, включая их спортивные достижения.
Спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей
Спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.
Соревнования— важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей.
Спортивное достижение — это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.
Спортивная тренировкарасширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей.
Спортивная форма — это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности (спортивно-технической, физической, тактической, психической).
Под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура - это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления или других причин.
Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, которое возникает в результате систематических физических упражнений и способствует повышению работоспособности человека.
Физическая культура – часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей общества, накопленных в процессе общественно-исторической практики.
Физическое воспитание– педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.
Физическое развитие –это естественный процесс постепенного изменения форм и функций организма человека.
Ценностный аспектфизической культурыпредставлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективной физкультурной деятельности.
Физическое образование –одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение специальными знаниями, двигательными навыками и умениями.
Физическая подготовленность –это уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств.
Физическая рекреация –использование физических упражнений и естественных сил природы в целях восстановления работоспособности, активного отдыха, развлечения.
Физическое совершенство –идеал физического развития и физической подготовленности, соответствующий требованиям жизни.
Физическое самовоспитание –целенаправленный процесс сознательной работы над собой, направленной на улучшение состояния здоровья, физического развития и подготовленности, организации здорового образа жизни.
Соревновательный метод -это регламентированный правилами способ сопоставления сил в борьбе за превосходство.
Тема: «Методика физического воспитания и развития ребёнка».
Методика обучения физическим упражнениям – специальная система методов и методических приёмов, созданная для изучения конкретного двигательного действия.
Физическое упражнение –двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.
Художественная гимнастика –состоит из строевых, ОРУ и некоторых видов основных движений, различные танцевальные движения с предметами и без них, проводимые под музыкальное сопровождение.
Тема: «Основы обучения и развития ребёнка в процессе
физического воспитания».
Быстрота –способность человека совершать двигательные действия с минимальным для данных условий затрат времени.
Выносливость -способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.
Гибкость -способность человека выполнять движения с большой амплитудой.
Двигательное умение –это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.
Двигательный навык –это степень овладения действием, при котором управление движениями происходит автоматизировано.
Общеразвивающие упражнения –это специальные упражнения, задачей которых является формирование правильной осанки, укрепление всего опорно-двигательного аппарата, улучшение кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности НС.
Осанка -это привычное положение тела при сидении, стоянии.
Сила –это способность преодолевать внешние сопротивления или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Физические качества – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Тема: «Планирование и организация работы по физическому воспитанию в ДОУ».
Доза нагрузки - это её определённая величина, измеряемая параметрами объёма и интенсивности.
Дозировать нагрузку - значит строго регламентировать её объём и интенсивность.
Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, ЧСС.
Комплексный контроль – это измерение и оценка различ6ных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена.
Контроль за тренировочнымивоздействиями заключается в систематической регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом.
Нагрузка– это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем.
Оперативный контроль – контроль за готовностью к выполнению очередной попытки, упражнения и т.д.
Предметом планирования тренировочно - соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, достижений и направленного формирования личности.
Принцип оздоровительной направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовывать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую, и развивающую функцию.
Соревновательная нагрузка – это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.
Текущий контроль- это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики.
Технология планирования спортивной подготовки – это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку средств, методов, организационных форм и составление тренировочной документации.
Этапный контроль – это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей физкультурной деятельности.