Учебный процесс в основном, подготовительном, специальном и спортивном отделениях
Учебный процесс в каждом из представленных выше учебных отделений имеет свои специфические особенности.
Основное учебное отделение формируется из числа студентов, отнесенные к основной медицинской группе, имеющих высокий и средний уровень физического и функционального состояния организма.
В основном учебном отделении учебный процесс направлен:
· на формирование позитивного отношения, интереса и потребности в занятиях физической культурой и спортом;
· повышение физического статуса студента на основе увеличения диапазона двигательных способностей, профессионально-прикладной и методической подготовленности;
· подготовку и участие в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях и соревнованиях по видам спорта.
Студенты основного учебного отделениядолжны уметь использовать средства физической культуры для развития и совершенствования физических и двигательных способностей, применять методические подходы к основанию физических упражнений в процессе самостоятельных занятий, участвовать в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях в период обучения и профессиональной деятельности.
Подготовительное учебное отделениесостоит из числа студентов основной и подготовительной медицинских групп, имеющие низкий уровень физического состояния (физического развития и физической подготовленности). У студентов подготовительно-медицинской группы, как правило, недостаточная функциональная подготовленность, которая может быть обусловлена отклонениями в состоянии здоровья.
Учебный процесс в подготовительном учебном отделении направлен:
· на комплексное использование средств физической культуры по типу общефизической подготовки;
· повышение уровня физического и функционального состояния;
· профилактическое использование средств физической культуры в оздоровительных целях;
· приобретение студентами дополнительных необходимых знаний по основам психологического, педагогического, врачебного и биологического контроля по методике и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Студенты подготовительного отделения должны уметь использовать физические упражнения для профилактики профессиональных заболеваний, использовать средства физического воспитания для коррекции физического и функционального состояния, составлять комплексы физических упражнений, организовывать спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
В специальное учебное отделение зачисляются студенты специальной медицинской группы, имеющих определенные отклонения в состоянии здоровья и ограничения в занятиях физическими упражнениями. Комплектование учебных групп специального отделения осуществляется с учетом пола, заболеваний студентов, уровня физического и функционального состояния и нозологическим нормам:
· группа «А» — студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушениями функций нервной и эндокринной систем, ЛОР-органов и органов зрения;
· группа «Б» — студенты, имеющие заболевания органов брюшной полости (хронический холецистит и гастрит, дискинезия желчных путей, язвенная болезнь, колит) и малого таза (дисфункция яичников, гинекологические воспалительные заболевания и др.), нарушение жирового, водно-солевого обменов и заболеваниями почек;
· группа «В» — студенты, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата и снижение двигательных функций.
Студенты специального учебного отделениядолжны уметь применять здоровьесберегающие технологии в личной жизни, использовать средства физического воспитания для профилактики заболеваний и укрепления здоровья, оказывать содействие в организации и судействе соревнований.
Спортивное учебное отделениеформируется из числа студентов, показывающих хорошую физическую подготовленность, как общую так и специальную, применительно к избранному виду спорта. Положительным моментом при распределении в спортивное отделение является наличие у студента спортивного разряда или звания, а также его желание заниматься определенным видом спорта и совершенствовать свое спортивное мастерство.
Учебный процесс в спортивном отделении направлен на:
· соблюдение принципа спортивной тренировки (цикличность, волнообразность, индивидуализация, углублена специализация, непрерывность тренировочного процесса, единство общей и специальной подготовки);
· повышение уровня спортивного мастерства;
· приобретение теоретико-методических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности студента;
· подготовку студента-спортсмена к спортивным соревнованиям и соревновательной деятельности.
Студенты спортивного учебного отделениядолжны уметь:
· владеть техникой и тактикой избранного вида спорта;
· организовывать учебно-тренировочные занятия со студентами;
· осуществлять помощь в организации соревнования и судейства;
· соблюдать соревновательные ритуалы, достойно вести себя во время соревнований, учебно-тренировочных занятий;
· достойно отстаивать честь ВУЗа на соревнованиях различного уровня.
Программа курса
В соответствии с требованиями государственного стандарта утверждена типовая учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре. Типовая учебная программа дисциплины «Физическая культура» предназначена для руководства в своей деятельности преподавателями и студентами, обучающимся в вузах Республики Беларусь. Программа определяет совместное сотрудничество преподавателя и студента в процессе физического воспитания на всем протяжении обучения в контексте требований к уровню освоения дисциплины и формированию физической культуры личности будущего специалиста.
Особенность программы состоит в том, что содержание дисциплины направлено на использование компетентностного подхода в обучении, усиление роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста, использование теоретико-методологических основ физической культуры, обобщение и дифференцирование практических умений и навыков для сохранения и укрепления здоровья, развития профессионально-личностных качеств выпускника.
В цикле социально-гуманитарных дисциплины «Физическая культура» обязательна для всех специальностей и предусматривается в учебных планах с первого по четвертый курс включительно в объеме четырех часов в неделю. Изучение дисциплины «Физическая культура» рассчитана на 560 учебных часов, из них 16 лекционных часов, 544 часа составляют практические занятия.
Программа учебного курса по дисциплине «Физическая культура» включает следующие разделы:
· общетеоретический курс;
· общая физическая подготовка (развитие физических качеств);
· специальная физическая подготовка;
· специально-подготовительные упражнения;*
· легкая атлетика;
· гимнастика / корригирующая гимнастика* (применительно к имеющимся заболеваниям);
· атлетическая гимнастика;
· спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол;
· лыжная подготовка;
· профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП);
· современные оздоровительные системы: дыхательная гимнастика, релаксационная гимнастика, ритмическая гимнастика, аэробика (от греч. аэро —- воздух, биос — жизнь), калланетика, фитнесс, шейпинг (от лат. shaping — придавать форму, формировать);
· контроль уровня физической подготовленности.
Теоретический раздел программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового образа жизни.
Общетеоретический курс дисциплины включает следующие темы:
I курс обучения:
1. Физическая культура как учебная дисциплина в системе образования республики Беларусь.
2. Основы здорового образа жизни.
3. Естественно-научные основы физического воспитания.
II курс обучения:
1. Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния организма.
2. Основы методики самостоятельных занятий.
3. Физическая культура и спорт как общественное явление.
III курс обучения:
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
IV курс обучения:
1. Физическая культура в научной организации труда.
Практический раздел направлен на повышение уровня физической подготовленности и развитие физических качеств, освоение техники видов спорта, освоение и совершенствование навыков профессионально-прикладной подготовки в соответствии с требованиями специалистов, подготовку студентов к участию в массовых спортивных соревнованиях.
При планировании материала практического раздела используется широкий выбор средств общей и специальной физической подготовки, оздоровительных упражнений и их комплексов.