Тема: Инновационные теории и практика в образовании.
Понятие "инновация" имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных исследованиях. В переводе оно означает «обновление, новшество или изменение». В контексте системного подхода «инновация» определяется как целенаправленное изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы. Понятие "инновация" впервые было использовано в исследованиях культурологов в XIX в. и означало введение элементов одной культуры в другую. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX в. экономистом И. Шумпетером, который анализировал "новые комбинации" изменений в развитии экономических систем (1911 г.). Несколько позже, в 30-е гг., И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин "инновация", который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт "инновация", “инновационные теории” и сопряженные с ними термины "инновационный процесс", "инновационный потенциал" и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук. При этом, инновационные теории отражают сущность и закономерность инноваций, определяют факторы инновационного развития, формы организации инновационной деятельности.
О теориях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов ХХ века, и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н.Ю.Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины "инновация в образовании" и "педагогическая инновация", употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р.Юсуфбековой (кн. «Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании»). В ее работах педагогическая инноватика рассматривается как особая самостоятельная отрасль педагогической науки, имеющая собственный оригинальный объект, предмет и методы исследования. Она выделяет неологические, аксиологические и праксиологические характеристики такого сложного и многоаспектного понятия как "педагогическая инновация". В контексте образовательной деятельности инновация предполагает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию педагогического процесса.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс, в наиболее общем виде, рассматривается как развитие трех основных этапов: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
Более подробную характеристику этапов развития инновационного процесса предлагает В.С.Лазарев, выделяя следующие действия: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Совокупность всех этих этапов, с точки зрения В.С.Лазарева, образует единичный инновационный цикл.
Как пишет Н. Ю. Посталюк, инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или "случайно открытыми'' в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания "инновации'' могут выступать: научно-теоретическое знание определенной новизны (В.М.Полонский), новые эффективные образовательные технологии (В.Л.Беспалько, В.В.Сериков), выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению (Н.Л.Гузик). Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук (А. А. Арламов), при использовании передового педагогического опыта (Я. С. Турбовский).
Анализируя педагогическую литературу, Н.Ю.Посталюк предлагает следующую классификацию инноваций-нововведений.
1) В зависимости от функциональных возможностей все педагогические нововведения можно разделить на:
- нововведения - условия, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.);
- нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);
- оргуправленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
2) В зависимости от области реализации или внедрения инновации могут быть:
- в содержании образования;
- в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы;
- в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.
3) По масштабности и социально-педагогической значимости можно выделить инновации: федеральные, региональные и субрегиональные или локальные, предназначенные для образовательных учреждений определенного типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
Любопытную типологию инноваций предлагает В.М.Лизинский. Он считает, что инновационная деятельность предполагает долгое «отмеривание» и серьезное осмысление перед внедрением любых инноваций в устоявшийся традиционный педагогический процесс. В.М. Лизинский выделяет три типа инноваций: случайные, полезные и системные. Случайные - это инновации надуманные и привнесенные извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение. Полезные – инновации соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределенными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой. Системные инновации – это инновации, выведенные из проблемного поля с четко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учета интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Такие инновации тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).
Рассмотрение инновационного процесса с позиций синергетики позволяет преодолеть сложившееся в педагогической литературе достаточно распространенное представление о нововведениях как дискретных состояниях образовательной системы или ее отдельных компонентов. Инновации представляются “разовыми” процедурами, планируемыми и осуществляемыми после возникновения научной идеи, внедряемыми в педагогическую практику. В то же время в исследованиях последних лет, посвященных социокультурным инновациям (И. И. Лапин. А. И. Пригожин и др.), активно разрабатывается концепция инновационных процессов в статусе непрерывного обновления соответствующей системы, происходящего вследствие целенаправленного накопления инновационного потенциала. В этой научной школе инновационное есть объективно обновляющееся через механизмы саморазвития системы. Исходя из этого, инновации в образовании возможны как непрерывное обновление педагогической системы, происходящее вследствие целенаправленного накопления инновационного потенциала. Инновационный процесс есть объективно обновляющееся через механизмы саморазвития системы.
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.
В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, С.Френе и т.д.
Т.к. речь идет о процессе освоения нового, то важно предоставлять структуру инновационного процесса, а вернее указать на «политструктурность» (множественность структур): /по материалам М.М. Поташника и В.С. Лазарева/
Деятельностная структура - представляет совокупность компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты.
Субъективная структура - включает инновационную деятельность всех субъектов развития ОУ: директора, учителей, ученых, учащихся, родителей, коллектива. Субъектная структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса.
Уровневая структура - отражает взаимосвязанную инновационную деятельность на федеральном, региональном, районном и учрежденческом уровнях.
Содержательная структура - предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитании, организации УВП, в управлении и т.д.
Структура жизненного цикла - выражаетсяв следующих этапах: возникновение - быстрый рост - зрелость - освоение - диффузия (проникновение) - насыщение (освоенность многими) - длительность - исчерпаемость.
Структура генезиса инноваций - /очень близкая к предыдущей/: возникновение - разработка идеи - проектирование - внедрение - широкое использование.
Управленческая структура - предполагает взаимодействие управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль.
МОУ - лицей г. Татарска реализует все виды инновационных структур. Практика показывает, что все приведенные структуры органично скреплены между собой не только горизонтальными, но и вертикальными связями, и более того: каждый компонент любой структуры инновационного процесса реализуется в компонентах других структур, то есть этот процесс является системным.
Исходя из цели ОУ «Формирование социализированной личности в условиях лицейского образования», в рамках модернизации образования, мы определили основные направления инновационной деятельности. Реализация представленной долговременной программы, возможна при наличии необходимых УМК по предметам, материально-технической, нормативно-правовой базы, кадрового обеспечения, что в лицее имеется.
| |||
| |||
через часы БУПа
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Социально-психологическая диагностика личностного роста лицеиста, мониторинг развития инновационного процесса, развития приоритетных целей, задач, промежуточных показателей развития.
Получение качественного базового образования при дополнительной углубленной подготовке лицеистов по профилю.
Нормативно-правовое обеспечение гарантий прав на образование и социальную защиту обучающихся (Совет школы, педагогический Совет, методический Совет и т.д.). Нормативно-правовая база: Устав, локальные акты и т.д.
Реализации данных направлений способствует соответствующее нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса, включающее гарантии прав на образование и социальную защиту обучающихся.
Действенность инновационной работы обеспечивается рядом факторов:
- нормативно - правовым
-организационно - педагогическим
-программно - методическим (технологическим)
- кадровым
- социально - психологическим
- контрольно - прогностическим
Инновационная работа осуществляющаяся на протяжении 7 лет позволила создать, апробировать и внедрить модель профильного образования,
периоды профессионального самоопределения | этапы реализации | особенности содержания | особенности технологии реализации |
пропедевтический этап | допрофильная подготовка | базовые и факультативные курсы | развивающее обучение |
поисковый этап | разноуровневое обучение | ||
профильно-определяющий этап | предпрофильная подготовка | базовые, элективные курсы | модульное обучение |
профильно-адаптационный этап | профильное обучение | базовые, профильные и элективные курсы | лекционно-практическое обучение |
позволяющая в своей сути реализовать идею индивидуально - дифференцированного, личностно - ориентированного обучения, смоделировать профиль каждого учащегося, учитывая возрастные, личностные и актуальные учебные показатели. Нормативно - правовое обеспечение данной модели осуществляется исходя из положений Устава образовательного учреждения, локальных актов и т. д.
В 2004 -2005 учебном году исходя из организационно - педагогической структуры лицея сформировано на профильно - адаптационном этапе 3 класса физико - математического (8-б, 9-б) и социально - экономического
(8-а) предпрофильного класса; соответственно на профильно - определяющем этапе сформировано - 4 класса физико - математического (11-б),информационно - математического (10-б)и социально - экономического профилей (10-а,10-б).
Численность обучающихся данных классов составила 162 человека, 37,4 % от общего числа обучающихся в лицее; в сравнении с 2003 - 2004 уч.годом - 38,3 %; 2002 - 2003 уч.году - 29 %.
Процесс комплектования данных классов достаточно отработан, внедрен в практику образовательного учреждения и включает мониторинг социального заказа субъектов образовательного процесса, результаты контрольного тестирования, а также выводы по психологической диагностике.
Главным фактором, обеспечивающим результативность инновационной работы, выступает программно - методическое обеспечение, в рамках которого
1.Образовательное учреждение в 2004 - 2005 учебном году обеспеченно полностью программно - методическими и контрольно - измерительными материалами по предметам УПа;
2.Приведенны в систему учебно - методические комплексы факультативных занятий, спец курсов.
3.Созданны, апробированы и внедрены программы элективных курсов.
Анализ итогов фронтального контроля уровня ведения элективов на 3 ступени образования свидетельствует, что основной целью курсов является
- коррекция учебных достижений обучающегося (химия, 10 кл., Шматко Т.М.);
- ориентирование на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (экономика, 9-10 кл., Березина Е.И.);
-подготовительная работа к сдаче ЕГЭ; (русский язык, 11 кл.,Брит Н.Н.) и т.д.
Элективы обеспечены программной, составленной учителем (модифицированная), учебно - тематическим планированием. В 2005 - 2006 учебном году программы элективных курсов «пройдут этап рецензирования на кафедрах.
Технологическое направление экспериментальной деятельности обеспечивается полнотой использования педагогических и авторских технологий в образовательном лицейском пространстве.
Анализ часов УПа, апробации и внедрения авторских педагогических технологий позволяет говорить о результативности опытно - экспериментальной деятельности в 2004 - 2005 учебном году.
Анализ мониторинга свидетельствует о высоком уровне обученности в 8-б классе как по алгебре, так и по физике; стабильных положительных результатах в 10-а и 10-б классах; высокой результативности в 11-х классах.
Мониторинг результативности обучающихся профильных классов
(по математическим дисциплинам)
Средний оценочный балл по алгебре, геометрии, физике составляет от 3,7 б. до 4,2 б., что позволяет говорить о стабильных «хороших» (но не высоких) результатах.
Мониторинг результативности профильных классов по предметам
(2 семестр зачетной недели) (успешность)
Реализации инновационного направления деятельности способствует кадровое обеспечение: более 90% педагогов лицея участвуют в эксперименте Федерального, муниципального и лицейского масштабов.
Повышение научно - методического мировоззрения педагога, непрерывное развитие его творческого потенциала осуществлялось через систему педагогических советов по темам:
«Акмеологическая модель лицейского образования», «Коммуникативная компетентность - новый тип содержания образования», «Педагогическое общение как инструмент взаимодействия в условиях лицейского образования», «Здоровьесберегающее лицейское пространство как условие формирования культуры здоровья» и т. д.
психолого - педагогических семинаров по темам:
«Теория множественности интеллекта» и т.д. а также научно - методическую деятельность кафедр, творческих лабораторий.
Активное участие педагогического коллектива в экспериментальной деятельности различного уровня позволило добиться результатов в региональной выставке - ярмарке «УчСиб - 2005 г.»
Внедрение и реализация в организацию лицейского образования образовательных практик позволяет осуществлять деятельность по реализации программ «Способные и одаренные дети», «Здоровье», «Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся в условиях лицейского образования», «Преемственность в развитии, воспитании и обучении».
Результатом реализации программы «Способные и одаренные дети» является учебно - исследовательская деятельность лицеистов, осуществляемая в рамках НОУ, основными задачами которого в 2004 - 2005 учебными были:
-развитие позновательной активности, исследовательских умений и навыков лицеистов;
-организация обучения работе с научной литературой: отбор, анализ и систематизация материала; оформление учебного исследования;
- привлечение обучающихся 7-8 классов к участию в НОУ.
Решение поставленных задач осуществлялось через:
а) создание и оформление банка данных о типах одаренности лицеистов; (преобладает академический тип одаренности - общие умственные способности) (см. результаты диагностики)
б) оформление банка данных «О социальном заказе лицеистов» при формировании БУПа, что позволило во многом определиться с направлением и формой учебно - исследовательской деятельности (составление программ, разработка проектов и тем исследований)
в)организацию общелицейской конференции, где формируются секции физико - математических наук, общественно - гуманитарных и естественных наук; предлагаются критерии оценки учебного исследования, анализируются результаты прошедшего учебного года, и т.д.
г) участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах.
Разнообразие форм деятельности позволяет говорить о следующих результатах:
в лицейском туре олимпиад приняли участие 448 учащихся 2-11 классов по 14 предметам, соответственно в городском туре участвовало 64 лицеиста 3-4 и 6-11 классов.
В итоге завоевано 41 место - 15 - первых мест, 12 - вторых и 14 - третьих мест, вместо 37 мест в 2004-2005 уч.году.
В общелицейской научно - практической конференции участвовало 22 учащихся, на районную НПК представлено 13 исследований, 5 из них получили звание «Лауреата» конференции ; в итоге 6 исследовательских работ примут участие в региональной научно - практической конференции по направлениям: валеология (Шрейдер К. 9-б, руководитель Котова Г.Н.); биология (Ивановская Ю. 11-б, руководитель Пономарева Л.И.); математика (Трифонов А. 10-б, руководитель Одинец Е.Г.); социология (Ухватова Г. 11-б, руководитель Бирюкова И.А.); литературоведение и лингвистика (Попова Т. 9-б, руководитель Барашковская Ю.В.); география (Фурсова Т. 10-б, руководитель Иванченко О.С.)
Активное участие в деятельности НОУ принимают учащиеся 5-6 классов в рамках организации мини-конфиренций, защищая проектные работы по технологии (решая задачу 1 года обучения) (подробнее см. справку)
Положительным моментом в результативности НОУ является выход лицеистов на интеллектуальные конкурсы по предметам:
Районный уровень:
история 1 место (учащиеся 7-х классов, рук. Бирюкова И.А.,инт. игра «Сталинградская битва»)
история 2 место (учащиеся 10-11-х классов, рук. Ломакина Л.В., интел. игра, посвященная 60-летию Победы)
Региональный уровень
31 место в к. «Русский медвежонок» (Вражкина Л., 5 кл. уч. Брит Н.Н.)
56 место в к. «Кенгуру» (Бирюкова Е., 7 кл. уч. Иванова Г.И.)
Межрегиональный уровень
участие учащихся 9-б кл. (Кобыдед О., Александрова А.,Тян И.), учащиеся 10-бкл. (Сергеева Г.) в заочный физико - математической олимпиаде школы «Авангард» подтверждают их способность обучаться в класса с углубленным изучением математике и физики.
Результативность участия лицеистов во внеурочный деятельности различного уровня отслеживается с помощью портфолио или папки личных достижений ученика, целью портфолио которого является диагностика индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте. Внедрена и апробирована схема структуры портфолио, схема исчисления образовательного рейтинга ученика.
Анализ диагностики создания портфолио показывает, что 75,3 % лицеиста совестно с классным руководителем оформили папки личных достижений и по мере необходимости отслеживают результативность своей деятельности.
Особое место в опытно-экспериментальной работе 2004-2005 учебного года продолжает занимать широкомасштабный Федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, основными направлениями которого является (подробнее см.Анализ эксперимента)
- апробация программно - методического, учебно - методического комплексов под общей редакцией Н.Ф.Виноградовой;
- апробация измерителей мониторинга ключевых образовательных компетенций;
- преподавание иностранного языка в начальной школе;
- преподавание информатики в начальной школе.
Экспериментальная деятельность обеспечила:
- участие образовательного учреждения в Федеральном эксперименте позволило обновить учебно - материальную базу (лицейский библиотечный фонд)
- апробировать учебный план на 1 и 2 ступенях образования;
- апробировать УМК под общей редакцией Н.Ф. Виноградовой; систематизировать контрольно - измерительные материалы по предметам;
- обеспечить преемственность в преподавании информатики и иностранного языка между начальным и средним (полным) образованием;
- учитывать и контролировать процесс индивидуального развития каждого ученика;
- осуществить повышение профессионального уровня педагогов - экспериментаторов в НИПК и ПРО;
- получены высокие стабильные результаты учащихся.
Таким образом, программа инновационной деятельности в 2004-2005 учебном году охватывает основные направления деятельности ОУ:
-Образовательное учреждение обеспеченно программно - методическими, учебно - методическими комплексами для формирования профиля: физико - математического, информационно - математического и социально - экономического. В дальнейшем следует продолжить формирование гуманитарного профиля, учитывая индивидуальные возможности обучающихся.
- Большинство педагогов лицея вовлечено в опытно - экспериментальную инновационную деятельность.
Теоретическая и практическая база учителя формировалась в основном через систему педагогических советов, научно - методического совета, деятельность кафедр, психолого - педагогических семинаров, творческих лабораторий.
- Внедрены в образовательный процесс образовательные программы «Здоровье», «Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся в условиях лицейского образования», «Преемственность в обучении, воспитании и развитии».
- Осуществлены основные направления деятельности со способными и одаренными детьми в рамках программы «Способные и одаренные дети»
· индивидуально - групповая работа с лицеистами с целью подготовки их возможного участия в олимпиадах, конкурсах, научно - практических конференциях различного уровня.
· открытие профильных классов и апробация новых предметов через БУП, дополнительное образование.
- Разработаны нормативный и содержательный аспекты «Ученического портфолио»
- Результативность обучения в профильных и предпрофильных классах по профильным дисциплинам стабильна и положительна.
Данная система инновационной деятельности динамична и применима в любом ОУ в виде технологической цепочки:
| ||
| ||
| ||
|