Оборудование: свеча, чернила или тушь синего цвета, листы плотной бумаги с уже нанесенным рисунком

2. Тема: «Хвойный лес»

Цель: учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий,

-создавать композицию,

-развивать воображение,

-воспитывать любовь к живой природе.

Методы и приемы: рассматривание пейзажа, музыкальное сопровождение,

пошаговая инструкция, эмпатия.

Оборудование: слайды на мультимедийном проекторе, аудиодиск, цветные карандаши, мятая бумага

Ход занятия: - Зеленая, колючая, в лесу растет,

скоро на праздник к нам придет. (Ёлка)

Показать слайды с ёлкой. Где же растет много ёлок? Какого цвета иголки на елке? Давайте отправимся на прогулку в лес. Но перед вами лежат листы голубого цвета, а ёлок нет. Куда же мы отправимся гулять? Надо нарисовать как можно больше ёлок, чтобы получился густой лес. Посмотрите, как рисуется ёлка: сверху вниз проведем линию – это ствол, от верхушки вниз наискосок проведем короткие линии в одну и в другую сторону. Теперь широкой кистью тычками нарисуем иголки, чтобы ёлочки были пушистые.

Пальчиком нарисуем снежок на ветках, в воздухе, чтобы ёлочки не замерзли.

Молодцы, ребята, у нас получился красивый густой лес, будет где погулять!

3. Тема: «Фартук для куклы»

Цель: познакомить с удмуртским орнаментом,

-учить украшать простые предметы геометрическими формами,

-воспитывать толерантность

Методы и приемы: объяснение, рассматривание куклы в национальном костюме, печатание трафаретом, примакивание.

Оборудование: дидактическая кукла, трафареты в виде геометрических фигур, листы с нарисованными силуэтами фартуков.

Февраль

1. Тема: «Снежинки»

Цель: познакомить с техникой рисования восковыми мелками,

-закреплять умение аккуратно закрашивать лист акварелью,

-воспитывать эстетическое восприятие

Методы и приемы: рисование восковыми мелками,

-эмпатия, дид.игра «Летят,летят снежинки»

Оборудование: восковые мелки, плотная бумага А8,

Снежинки из бумаги на каждого ребенка.

2. Тема: « Краденое солнце»

Цель: учить рисовать прямые и волнистые линии,

-дополнять рисунок деталями, составляя несложный сюжет,

-вызвать эмоциональный отклик на сказку, желание рассказать её.

Методы и приемы: рисование в воздухе,

-пошаговая инструкция,

- чтение отрывков из сказки К.И.Чуковского «Краденое солнце»

Оборудование:листы бумаги с аппликацией или рисунком крокодила, гуашь синего, желтого цвета, кисти.

3. Тема: «Флажок»

Цель: учить рисовать предметы прямоугольной формы, аккуратно закрашивать их,

-развивать память,

- воспитывать уважение к флагу.

Методы и приемы: показ слайдов на военную тематику, рассказ, объяснение,

-рисование тонкой линии концом кисти и толстой –держа кисть плашмя,

-игра «Солдаты на параде».

Оборудование: флажок, гуашь, листы бумаги.

4. Тема: «Пирамидка»

Цель:продолжать учить рисовать округлые формы разного размера,

-развивать чувство цвета,

-воспитывать отзывчивость и доброту.

Методы и приемы:«чудесный мешочек», «Да-нетка», сбор-разбор пирамидки, рисование красками, фломастерами, цветными карандашами – на выбор.

Оборудование:пирамидка большая и маленькая, гуашь, фломастеры, цветные карандаши

Март

1. Тема: «Тюльпан»

Цель: преобразовывать геометрические фигуры в различные предметы,

-развивать умение составлять несложную композицию, воспитывать желание порадовать подарком маму.

Методы и приемы: игра «На что похоже?», рисование квадратных форм (ваза), вертикальных линий, примакивание.

Оборудование: праздничные открытки, листы бумаги с фигурными краями, гуашь разного цвета.

Ход занятия: Воспитатель показывает детям несколько поздравительных открыток и предлагает порадовать мам и бабушек – нарисовать красивые цветы. Дети рассматривают заготовки для открыток – листы бумаги, сложенные вдвое, осваивают способ сложения – открывают, закрывают, находят наружную и внутреннюю часть. Воспитатель показывает варианты открыток и предлагает изобразить тюльпан в вазе. Показывает способа изображения вазы (прямоугольной, овальной формы), тюльпана – овал с тремя лепестками (примакивание). Воспитатель хвалит всех детей за красивые открытки.

2. Тема: «Сосульки»

Цель: учить рисовать разные по длине и толщине сосульки,

-передавать капель ритмичными мазками,

-закреплять умение анализировать,

-развивать речь и мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Методы и приемы: тактильнй анализ, примакивание, пальчиковая живопись,

загадки

Оборудование: настоящие сосульки, акварель, кисти.

Ход занятия: - Солнце, с самого рассвета ты сосешь сосульку эту.

Ешь скорей свой леденец, чтоб зиме настал конец!

На что похожа сосулька? (на леденец). Кто сосет сосульку в стихотворении? Как солнце может сосать сосульку? Давайте нарисуем сосульки, свисающие с крыши. Они должны быть разные по длине- некоторые уже почти растаяли, а другие еще только начинают таять. Рисовать будем акварелью, наши сосульки получатся прозрачными. Под сосульками нарисуйте падающие вниз капельки.

3. Тема: «Колобок»

Цель: закреплять умение рисовать округлые предметы красками и аккуратно закрашивать их,

-побуждать эмоционально откликаться на сказку,

-воспитывать доброту.

Методы и приемы: игра «На что похоже?», прослушивание сказки на диске, рисование концом кисти и всем ворсом.

Оборудование: игрушка – колобок, иллюстрации с фрагментами из сказки, предметные картинки из кругов, гуашь, цветные карандаши, фломастеры на выбор

4. Тема: «Подарки для Алсу»

Цель: по замыслу. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Методы и приемы: напоминание, пояснение, индивидуальный показ, проблемные вопросы, создание игровой ситуации

Оборудование: любые известные детям выразительные средства на выбор

Ход занятия: Обыграть ситуацию: к детям в гости пришла кукла Алсу. Обратить внимание на то, что кукла одета очень нарядно. Вместе с детьми описать наряд куклы. Давайте спросим у Алсу, почему она такая нарядная? Она говорит, что у нее сегодня день рождения и она приглашает нас. (кукла уходит). Давайте нарисуем подарки для куклы. Каждый самостоятельно придумывает, что он будет дарить. При необходимости помочь подобрать детям нужную технику и материал. Подарить кукле подарки, спеть «Каравай».

Апрель

1. Тема: «Ракета летит в космос»

Цель: продолжать учить создавать образ из геометрических фигур,

-закреплять умение рисовать восковыми мелками, украшать блестками,

-развивать воображение,

-воспитывать любознательность.

Методы и приемы: игра с точкой,

сочетание геометрических фигур,

рисование восковыми мелками, игра «Космонавты»

Оборудование: восковые мелки, акварель, кисти, клей с блестками, мультимедийные слайды, «космическая музыка»

Ход занятия:показ слайдов, различные космические корабли, планеты и звезды. Ребята, сейчас мы с вами тоже полетим в космос. Начинаю обратный отсчет… Что мы видим в иллюминатор? (дети рассказывают увиденное на экране).

У каждого ребенка листы бумаги с наклеенной ракетой. Дети дорисовывают планеты, звезды, огонь из сопла ракеты восковыми мелками. Космические пространство заполняем фиолетовой акварелью, украшаем блестящим клеем.

Все закончили? Возвращаемся домой: «9,8,7,6,5,4,3,2,1,пуск!»

2. Тема: «Мой дом»

Цель:продолжать учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий,

-развивать речь, мышление,

-воспитывать интерес к занятиям.

Методы и приемы: показ иллюстраций с изображением различных домов,

чтение стихотворений, музыкальное сопровождение, в конце занятия сделать город из домов, нарисованных детьми (анализ)

Оборудование: гуашь разного цвета, листы бумаги форматаА8, кисти, иллюстрации, работы старших дошкольников.

Ход занятия:Рассмотреть иллюстрации.

-Пусть не сердятся родители, что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит, тот чего-нибудь да стоит.

Посмотрите, какие дома «построили» старшие дети. Из каких геометрических фигур состоит дом? Дома бывают высокие, низкие, узкие, широкие. Давайте нарисуем дома, у нас получится красивый город.

Сначала нарисуем большой квадрат: ведем линию влево, оторвали кисточку от бумаги, ведем линию вниз, оторвали кисть, вправо, убрали, и - соединили закрасим его – вверх-вниз или вправо-влево. Сверху рисуем треугольную крышу, окошки. Посмотрите, какой красивый город у нас получился! Молодцы!

3.Тема: «Еду, еду я домой на машине грузовой»

Цель: продолжать учить рисовать квадратные формы,

-составлять несложный сюжет,

-развивать мышление,

-воспитывать интерес к технике

Методы и приемы: художественное слово, выставка игрушечных автомобилей, показ приемов рисования, поощрение удачных рисунков.

Оборудование: игрушки автомобили, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски на выбор.

Ход занятия:- На лошадке ехали, до угла доехали.

Сели на машину, налили бензину…

Какие автомобили вы знаете? Посмотрите, какие машины есть у меня. Здесь машины легковые, здесь грузовые. Давайте нарисуем грузовую машину- КамАЗ. Сначала нарисуем кабину – квадрат, потом кузов – прямоугольник, колеса. Детали дети дорисовывают сами.

4.Тема: «Заборчик»

Цель: учить рисовать вертикальные и горизонтальные линии, образуя забор,

-развивать умение дополнять рисунок деталями, самостоятельно,

- выбирая технику,

-воспитывать аккуратность

Методы и приемы: сюрпризный момент – петушок на заборе, использование потешек,

игра «На что похоже?»

Оборудование: петушок из кукольного театра би-ба-бо,

гуашь, кисти, листы формата А8 с аппликацией петушка.

Ход занятия:- Петушок, петушок, золотой гребешок,

Шелкова бородушка, маслена головушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Вот он, петушок! Покажите, как он поет. Кукареку-у-у! Куда взлетел петушок? На забор. Давайте нарисуем забор для петушка. Какой должен быть забор?(длинный, высокий, ровный, красивый). Сначала нужно нарисовать длинные горизонтальные линии, а перпендикулярно к ним короткие линии – штакетины. Солнышко, небо, травку дети дорисовывают самостоятельно. Положительный анализ детских работ проводится от имени петушка.

Май

1. Тема: «Разные-разные голубые красные, синие, зеленые воздушные шары!»

Цель: закреплять умение рисовать предметы округлой формы, прямые и волнистые линии,

-развивать воображение, память,

-создать праздничное настроение

Методы и приемы: игра с воздушными шарами, тактильный анализ,

проблемные вопросы, шары в подарок каждому ребенку.

Оборудование: воздушные шары, акварель, кисти разной толщины, листы А8

Ход занятия:Воспитатель показывает большую связку воздушных шаров, читает стихотворение В. Шипуновой «Непослушный шарик»:

Шарик мой воздушный –легкий, непослушный!

Надувал я шар, пыхтел… А он…раз – и улетел!

Воспитатель показывает 2-3 композиции из 3-х, 5-ти шариков разной формы и предлагает нарисовать красивые воздушные шары яркими гуашевыми красками, а тонкую ниточку лучше нарисовать карандашом. Рисовать будем на листах бумаги голубого цвета, будто шарики летят по небу.

2. Тема: «Рыбка»

Цель: продолжать знакомить детей с акварельными красками,

-учить рисовать овал и аккуратно закрашивать его,

-развивать память,

-воспитывать отзывчивость и доброту.

Методы и приемы: показ последовательности рисования рыбки в аквариуме, закрашивание листа бумаги акварелью широкой кистью,

проблемные вопросы

Оборудование: игрушечная кошка, листы бумаги в с нарисованной восковыми мелками рыбкой, акварель, кисти широкие, кисти тонкие, мелки

Ход занятия: Перед каждым ребенком - альбомный лист, на котором восковыми мелками нарисована рыбка.

-Дети, что это у вас? (рыбки). Какие они? (красивые, маленькие…)

На что похоже туловище рыбки? (на круг, овал, треугольник) Хвостик рыбки на что похож? (на треугольник)

Появляется кошка, хочет съесть рыбок. Ребята, что же делать, как нам спасти наших рыбок от кошки? (принимаются любые версии детей, подвести к тому, что надо посадить их в аквариум)

Вот аквариум, а в нем

Плещутся рыбешки.

В их стеклянный светлый дом

Не забраться кошке.

Давайте нарисуем аквариум круглой формы и «нальем» туда воду.

-Посмотрите, как нужно рисовать круглый аквариум – набираем краску на кончик кисточки, ставим точку и ведем от нее линию постоянно закругляя ее, закругляем, закругляем, рыбка должна остаться внутри круга, линию ведем, пока не кончится краска.

-Теперь в аквариум «нальем» воды (закрасим). Это акварельные краски, поэтому на кисточку надо набирать побольше воды – тогда рыбка останется незакрашенной и ее будет видно.

По завершении работы – какие вы молодцы, все постарались, закрасили аккуратно, кошка не успела съесть ни одной рыбки, обиделась и убежала. А наши рыбки плавают в воде и радуют нас.

3.Тема: «Мой цветочек»

Цель: закреплять умение рисовать цветок способом примакивания,

-проводить кистью линии в различных сочетаниях,

-развивать чувство цвета,

-воспитывать любовь к природе.

Методы и приемы: рисование способом примакивания, выставка цветов.

Оборудование: комнатное растение с крупными цветами (бальзамин, гиацинт, роза), гуашь, кисти.

Ход занятия:Рассмотреть растение в горшочке, описать его. Поговорить с детьми об уходе за растениями. Показать детям образец рисунка. Предложить детям самостоятельно нарисовать горшочек прямоугольной формы и закрасить его. Затем из горшка провести длинные линии(листья), стебель, на котором путем примакивания нарисовать цветы, располагая их близко друг к другу.

В конце занятия организовать выставку цветов.

4.Тема: «Летнее небо»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами акварели (прозрачные, любят воду), техникой рисования по-мокрому,

знакомить с новыми оттенками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.

Методы и приемы: рисование на мокрой бумаге,

используя разные оттенки синего цвета, смешивание цветов при помощи наклона бумаги, музыкальное сопровождение (аудиодиск)

Оборудование: листы бумаги, намоченные в тазике с водой, клеенки, тонкие кисти, акварель, аудиодиск

Ход занятия:Какое время года приближается? Почему летом тепло?

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Какое небо летом? А солнышко? Давайте нарисуем летнее небо. Рисовать будем на мокрых листах голубой краской. Капнем краской на мокрый лист и будем наклонять его, пятно красиво растекается, превращаясь в облака.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ветрова Т.Н. «ТРИЗ в изодеятельности», Наб.Челны, 2007

2. Галанов А.С.,Корнилов С.Н., Куликова С.Л.

«Занятия с дошкольниками по изо искусству», М, Творческий центр» Сфера»,1999

3. Гиздатуллина А.М. «Рисуем и растем», Наб.Челны, 2007

4. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г.

«Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре», М, Просвещение, 1992

5. Колдина Д.Н.

«Рисование с детьми 3 -4 лет», М, Мозаика-Синтез,2007

6. Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 3-4 лет», М, Мозаика-Синтез, 2007

7. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности», МОЗАИКА- СИНТЕЗ, М, 2009

8.Лыкова И. А.

«Правильная раскраска» для самых маленьких., Димитров, Издательский дом «Карапуз»,2003

9. Лыкова И, А. «Изобразительной деятельности в детском саду», КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006

10. Макарова Т.

«Программа по изо искусству для д/с», Нижнекамск, 1997

11. Нурмухаметова И.Ф. «Играя, развиваем. Развивая, обучаем», Наб.Челны, 1997

12. Полозова Е.В. «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста», Воронеж,2007

13. Садыкова Л.Р. «Критерии оценки усвоения программного материала», Наб.Челны, 2009

14. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», ВЛАДОС,2001

Наши рекомендации