Обследование понимания предложений

Понимание предложений является следующим этапом изуче­ния импрессивной стороны речи, и хотя оно и предполагает пони­мание слов, но не исчерпывается этим условием. Для понимания предложений различной сложности требуется осознание различ­ных грамматических отношений и умение удержать в речеслуховой памяти серию слов (А.Р. Лурйя).

Один из наиболее распространенных приемов обследования понимания речи — выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности. Ребенку предлагается выпол­нить ряд действий, сначала единичных, а затем их серии: напри­мер, «открой дверь», «хлопни в ладоши», «покажи, как причесы­ваются» и т.п.; «положи мел на подоконник», «горшок с цветком поставь на парту».

Понимание поручений может быть осложнено, если они непри­вычны для ребенка, включают действия, необычные с точки зре­ния его повседневной жизни. Ребенку трудно понять смысл пред­ложений, если они включают сложные логико-грамматические конструкции, составляющие синтаксис языка.

Для выявления трудностей понимания логико-грамматичес­ких структур используется разработанный А.Р. Лурия прием, который включает три варианта:

1)Ребенку предлагается показать два последовательно называ­емых предмета: карандаш — ключ;

2) «Покажи ключом карандаш» (в этом случае необходимо ориентироваться на флективные отношения).

3) «Покажи ключ карандашом» (в этом случае необходимо обусловить свои действия системой логико-грамматических отноше­ний вразрез спорядком слов во фразе).

Понимание логико-грамматических отношений выявляют и другими заданиями. Например, ребенку предъявляются пары кар­тинок, изображающие женщину с собакой и собаку; мужчину с мотоциклом и мотоцикл. Ребенок должен показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла.

Для выявления более тонких проявлений импрессивного аграмматизма предъявляются непривычные для детей конст­рукции. Например, «Петю ударил Коля. Кто драчун?»; «Дуб выше кедра. Покажи кедр». (Предъявляются соответствующие картинки.)

Используют также следующие виды заданий(возможны и уст­ный, и письменный варианты):

1) Исправить предложения:

2) Коза принесла корм девочке. Колхозники ссыпали мешки в картофель. Убежал мальчик и стеклом разбил мяч.

3) Прочитать предложения и ответить на вопросы:
Петю встретил Миша. Кто приехал?

Внука проводил дедушка. Кто уезжал? Охотник шел за собакой. Кто шел впереди? Папоротник ниже куста. Что выше?

Особенности понимания предложений вскрываются при выпол­нении заданий, в которых порядок слов не совпадает с порядком действий.

Задание. Исправить предложения:

Море омывается берегом. Солнце освещается Землей. Вода питается растением. И т.п.

Сложность представляет также понимание предложений, вклю­чающих подчинительную связь, выраженную различными синтак- сическими отношениями. Обычно такие задания обнаруживают нюансы проявления непонимания у детей, достаточно продвинув­шихся в речевом развитии.

1) Закончить предложения, выбрав вариант окончания:
Перелетные птицы улетали в теплые края, потому что ...

а) на деревьях появились зеленые листочки;

б) спрятались белки;

в)начались осенние холода; г) началась гроза.

Витя простудился, потому что ...

а) собирал в лесу грибы;

б) ехал в автобусе;

в) лез на дерево;

г) долго купался в воде.

2) Закончить предложение, придумав концовку:

а) Туристы ушли в поход, потому что ...

б) Туристы ушли в поход, несмотря на ...

в) Туристы ушли в поход, чтобы ...

3) Выбрать правильное предложение из двух:

а) Взошло солнце, потому что стало тепло.
Стало тепло, потому что взошло солнце.

б) Грачи прилетели, потому что пришла весна.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Анализируя выполнение подобных заданий, следует особенно учитывать сохранность интеллектуальных способностей испыту­емых; достаточный уровень развития фонематического восприя­тия (при устном предъявлении), позволяющий воспринимать весь объем словесной информации; навык чтения (при письменном предъявлении); факторы, обусловливающие «контекстную догад­ку» , которая часто присутствует при понимании простого или зна­комого сообщения, где преобладают высокочастотные слова и при­вычные словосочетания.

При анализе особенностей понимания слов, и в особенности словосочетаний, следует обращать внимание не только на речевой контекст, т.е. на лингвистическое окружение данной единицы речи, но и на контекст ситуации, т.е. условия, в которых осуществляется речевое общение с ребенком. У детей с недоразвитием речи, обладающих нормальным интеллектом, также хорошо раз­вита «ситуативная догадка», которая создает в некоторых случа­ях видимость полноценного понимания речи.

Наши рекомендации