Формирование просодических компонентов речи

Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.

Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.

Чешский исследователь детской речи Милослав Зееман писал, что для детей раннего возраста музыкальные качества речи имеют большее значение, нежели звуковое оформление слова. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с неговорящими детьми мы уделяем особенное внимание.

Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям. Например:

1. Лексическая тема: человек, кукла как модель человека; вызываемый звук - А. На этом занятии детям предлагается игра «укачиваем кукол». Дети укачивают кукол с одновременным пропеванием гласного «А-А-А». Взрослый: Споем куколкам ЛАСКОВУЮ песенку.

Дети пропевают гласный звук «А-А-А» с мягкой голосовой атакой на длительном речевом выдохе.

2. Лексическая тема: профессии - повар, врач, воспитательница; вызываемый звук - дифтонг ЙА (Я). Закрепляем правильное произношения «йа» и воспитываем чувство ритма стихотворения.

Дети и взрослый сидят в кругу.

Взрослый: Кто умеет чисто мыться? Кто водички не боится?

Дети: Я, Я, Я.

Взрослый: Кто съедает быстро кашку, Угощает кошку Машку?

Дети: Я, Я, Я.

Взрослый: Кто игрушки убирает, Маме дома помогает?

Дети: Я, Я, Я.

3. Лексическая тема: «зима»; вызываемые звуки Т—Т" и Д—Д'. Работаем над вопросительной и восклицательной интонациями.

Взрослый приносит куклу в зимней одежде, в варежках на руках.

Взрослый:

Маша варежку надела.

Ой! Куда я пальчик дела?

Маша испугалась.

Она сказала: «ОЙ!»

Как сказала Маша?

Дети: ОЙ!

Взрослый: Маша спросила: «Куда дела?»

Как спросила Маша?

Дети: Куда дела?

Взрослый (снимая варежку с куклы с радостной интонацией):

Маша варежку сняла:

Поглядите-ка, нашла!

(Н. Саконская)

Маша обрадовалась: «Нашла!»

Как обрадовалась Маша?

Дети: Нашла!

С программой формирования просодических компонентов речи вы можете ознакомиться в Приложении (табл. 9).

Примерные занятия

Приводим примерные занятия, соответствующие лексическим темам первой недели коррекционного обучения.

Не забудьте, что необходимо создать благоприятный эмоциональный фон в общении с ребенком.

1. Формировать импрессивную речь, реагировать на свое имя, знать имена детей в группе, имя воспитательницы; понимать слова, обозначающие взрослых и детей разного пола: дятя - тетя, мальчик - девочка; понимать слово «кукла», показывать части тела на себе, на кукле; понимать значение имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: кубик, дорожка, башенка; прилагательные: большой - маленький, числительные: много - мало, глаголы: покажем, сложим, предложения типа субъект + предикат.

2. Вызвать у ребенка желание подражать слову взрослого. Произносить звук «А» в звукоподражаниях, договаривать звукоподражания в рассказе, стихотворении.

3. Осуществлять легкий массаж ручек, ножек ребенка. Выполнять движения рук, ног по показу взрослого в соответствии с сопроводительным текстом.

4. Развивать мелкую моторику: выполнять движения указательными пальцами обеих рук. Совершенствовать щипцовый захват пальцами правой руки, раскладывая желуди и шишки в разные корзиночки.

5. Развивать подвижность нижней челюсти, учить открывать рот широко, но без напряжения.

6. Развивать слуховое внимание, слышать и дифференцировать хлопки и топанье. Шагать в ритме ударов по барабанчику. Реагировать на слово-сигнал «ай», убирая ручки за спину.

7. Развивать зрительное внимание, добавляя недостающие детали изображения.

8. Развивать подражательный рефлекс «вот так» в игре с кубиками.

9. Понимать слова: кубик, много (кубиков), мало (кубиков), дорожка, башенка, большой (кубик), маленький (кубик), совершая действия с кубиками по подражанию действиям взрослого.

10. Складывать дорожку, башенку из 6—7 кубиков одной величины, разных цветов.

11. Слушать стихотворение, рассказ, показывать на картинке изображения, соответствующие словам текста.

Планирование развития речевого материала на первую неделю обучения

(пять коррекционных занятий)

Импрессивная речь

1. Существительные:

а) человек, дядя, тетя, девочка, мальчик, имя (ребенка), имена детей в группе, имя воспитательницы;

б) части тела: голова - головка, живот - животик, руки - ручки, ноги - ножки, глаза - глазки, уши - ушки, нос - носик, палец - пальчик;

в) кубик(-и), дорожка, башенка;

г) бумага, фломастер;

д) топ-топ, стоп, бух!, где?

2. Глаголы: стоять (стоит), идти (идет), бежать (бежит), слушать (слушает), смотреть (смотрит), покажи, сложи.

3. Прилагательные: большой(-ая), маленький(-ая), одинаковые.

4. Много - мало.

5. Предложения типа субъект + предикат.

Экспрессивная речь

1. Работа со звуком.

Звук «А», звукоподражание А-А-А (укачиваем куклу: «А-А-А»; девочка плачет: «А-А-А»).

Фонетическая ритмика.

Пение «А» с жестом (широко разводим руки).

Договаривание слов.

«Жила-была Аня. Пошла Аня играть с мячом. Мяч упал в лужу. Заплакала Аня: "А-А-А!" Папа достал мяч: "На, Аня. Не плачь"».

Артикуляционная моторика

Игра «Домик».

Общая моторика

1. Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю!..

2. Игра: «Где же наши ручки?»

Мелкая моторика

1. Пальчиковая игра: «Пальчик о пальчик».

2. Разложить в разные корзинки желуди и шишки.

Наши рекомендации