Комплекс контрольных испытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора 3 страница
Скорость оздоровительного бега в зависимости от индивидуальных особенностей может варьироваться (1 км за 5—10 мин), а продолжительность его может быть доведена до 60 мин и более. Однако для получения тренирующего и оздоровительного эффекта достаточно и 15—30-минутных пробежек.
Существует множество самых разнообразных схем оздоровительных беговых тренировок. Но, как правило, нагрузка в них дозируется (по продолжительности бега или пробегаемому расстоянию) исходя из возраста занимающегося, его физической подготовленности, времени, в течение которого человек регулярно занимается бетом.
Определить физическое состояние занимающихся оздоровительным бегом и степень подготовленности их сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам можно с помощью 12-минутного бегового теста, предложенного К. Купером (см. табл. 27).
Плавание. Оздоровительное значение плавания состоит в том, что оно является одним из эффективных средств закаливания человека, повышающего сопротивление организма воздействию
15 Ж- К Холодов 449
температурных колебаний и простудных заболеваний. Занятия плаванием устраняют нарушение осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц (особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног), играют важную роль в улучшении функций дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Плавание — незаменимая коррегируюшая гимнастика для детей, молодежи и пожилых людей. Благодаря симметричности движения и горизонтальному положению тела в воде, разгружающим позвоночный столб от давления на него всего тела, плавание служит прекрасным коррелирующим упражнением, устраняющим различные нарушения в осанке.
Плавание яшгяется хорошим средством воздействия на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела в воде, эффективное действие мышечного насоса (в результате динамического сокращения больших групп мышц) в сочетании с глубоким дыханием облегчает венозный возврат, что ведет к увеличению систолического объема крови при плавании. Облегченная работа сердца при плавании делает возможным продолжительное плавание в спокойном темпе и для пожилых людей.
Плавание является эффективным средством развития дыхательной мускулатуры. При плавании дыхание глубокое и согласованное с ритмом движений. Дыхательный аппарат работает с большим напряжением, преодолевая при вдохе даапение воды на грудную клетку, а при выдохе — сопротивление воды.
Оздоровительное, лечебно-тонизирующее воздействие плавания наиболее сильно тогда, когда оно технически правильно и индивидуально дозировано.
Первоначальная задача занятий оздоровительным плаванием состоит в адаптации занимающихся к непривычным условиям водной среды и обучению их движениям в воде. Занятия оздоровительным плаванием рекомендуется проводить в два этапа.
На первом этапе ставится задача обучения и совершенствования определенному способу плавания, в первую очередь брассу и кролю на груди и на спине. Стиль брасс — один из эффективных способов лечебно-оздоровительного плавания.
На втором этапе решается задача постепенного увеличения объема плавания в соответствии с индивидуальными возможностями с целью повышения общей выносливости и способности преодолевать безостановочно всю оздоровительную дистанцию.
Переходить к занятиям второго этапа следует тогда, когда человек может продержаться в воде 20—40 мин. В качестве оптимальной оздоровительной дистанции принято считать дистанцию от 800 до 1000 м, которую следует проплыть с учетом возраста и с доступной скоростью, не останавливаясь. У лиц старше 50 лет дистанция сокращается. Под легкой нагрузкой подразумевается такое плавание, при котором частота сердечных сокращений не
превышает 120 уд./мин, под средней — до L30 уд./мин, под большой — свыше 140 уд./мин.
Для возрастных групп от 51 до 70 лет нагрузка ограничена, ЧСС не должна превышать 120—130 уд./мин.
В зависимости от задач оздоровительного или лечебного плавания специалистами предлагаются разные варианты методики его проведения.
Для совершенствования работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем необходимо включать в занятия 20—30 мин непрерывного плавания четыре раза в неделю или более. Иначе не удастся добиться заметного улучшения состояния здоровья.
Определить физическое состояние занимающихся оздоровительным плаванием и степень подготовленности их сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам можно с помощью 12-минутного теста плавания, предложенного К. Купером (см. табл. 26).
Ходьба на лыжах. Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, т.е. движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. Именно к таким упражнениям относится передвижение на лыжах.
Если при ходьбе, беге и езде на велосипеде вовлекаются в работу преимущественно мышцы ног, то при передвижении на лыжах в работу помимо нижних конечностей вовлекаются мышцы верхних конечностей и туловища. В связи с участием большого объема мышечной массы (более 60%) ходьба на лыжах способствует гармоническому развитию скелетной мускулатуры и уменьшению жировой ткани, в частности укреплению мышц брюшного пресса. Вовлечение в работу большой группы мышц, четкий ритм движений, длительное пребывание на свежем воздухе благотворно сказываются на деятельности систем кровообращения и дыхания (увеличиваются ЖЕЛ, легочная вентиляция).
Занятия на свежем воздухе оказывают на организм прекрасное закаливающее воздействие, повышают сопротивляемость организма к различным простудным и инфекционным заболеваниям, повышают стойкость к действию низких температур тех участков тела, которые наиболее часто подвергаются охлаждению (глотка и область миндалин, голова и т.д.).
Во время ходьбы на лыжах наблюдается большой расход энергии в связи с включением в работу всех мышечных групп при низкой температуре окружающей среды. За 1 ч расходуется 500— 900 ккап, величина энергетических затрат зависит от рельефа местности, погоды, состояния снежного покрова (условия скольжения), скорости передвижения, общей физической подготовленности.
Величина нагрузки, соответствующая возрасту занимающихся, приведена в таблице 56.
Табл ица 5Щ
Частота сердечных сокращений в зависимости от интенсивности нагрузки у людей разного возраста при ходьбе на лыжах (по В. Е. Капланекому) ,
Возраст, | Оптимальная | Зона больших | Максимальный 1 |
лет | зона ЧСС, | нагрузок ЧСС, | пульс, |
уд ./мин | уд ./мин | уд. /мин | |
160 | ISO | ||
Лыжные прогулки с оздоровительной целью следует начинат с 5—8 км, увеличивая постепенно дистанцию до 10—25 км. Ско рость при этом возрастает с 4 до 5—6 км/ч. Продолжительное первых прогулок 30—60 мин, постепенно время прогулок увеличив вается до 4 ч и более.
Езда на велосипеде укрепляет сердечно-сосудистую и дыха тельную системы. При занятиях велосипедом для здоровья необ ходимо ездить не менее 3 раз в неделю, безостановочно в течение, как минимум, 30 мин, с ЧСС 60 от максимальной. Средняя оптимальна скорость, обеспечивающая хороший тре нировочный эффект, около 25 км/ч. Ско рость меньше 15 км/ч имеет очень низ кую аэробную стоимость. Энергетически оптимум во время езды на велосипеде эк-} вивалентен ритму движения педалей 60—70 об./мин. Лицам пожилого возраста рекомендуется медленное катание со скоростью 4—5 км/ч. Продолжительность прогулок не должна превышать 1 — 1,5 ч. Большой оздоровительный аэробный эффект оказывают и занятия на комттъю теризированном велотренажере с автоматическим заданием нагрузки и контролем ЧСС (рис. 42).
В компьютеризированных велотренаже- pax предусмотрено несколько программ, из Рис. 42. Компьютеризи- числа которых можно выбрать любую в за-рованный велотренажер висимости от физического состояния че-
Таблица 57
12-минутный тест езды на велосипеде(по К.Куперу, 1989)
Дистанция (км), преодоленная за 1* | 1 мин | ||||||
Степень | Возраст, лет | ||||||
13-19 | 20-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60 и старше | ||
Очень плохо | (муж.) | Меньше 4,2 | Меньше 4,0 | Меньше 3,6 | Меньше 3,2 | Меньше 2,8 | Меньше 2,8 |
(жен.) | Меньше 2,8 | Меньше 2,4 | Меньше 2,0 | Меньше 1,6 | Меньше 1,2 | Меньше 1,2 | |
Плохо | (муж.) | 4,2-6,0 | 4,0-5,5 | 3,6-5,1 | 3.2—4.8 | 2,8-4,0 | 2,8-3,5 |
(жен.) | 2,8-4,2 | 2,4-4,0 | 2,0-3,5 | 1.6-3,2 | 1,2-2,4 | 1,2-2,0 | |
Удоалетиори- | (муж.) | 6,0-7,5 | 5,6-7,1 | 5,2-6,7 | 4,8-6,4 | 4,0-5,5 | 3,6-4,7 |
тельно | (жен.) | 4,2-6,0 | 4,0-5.5 | 3,6-5,2 | 3,2-4,8 | 2,4-4,0 | 2,0-3,2 |
Хорошо | (муж.) | 7,6-9,2 | 7,2-8,8 | 6,8-8,4 | 6,4-8,0 | 5,5-7,2 | 4,8-6,4 |
(жен.) | 6,0-7,6 | 5,6-7,2 | 5,2-6,8 | 4,8-6,4 | 4,0-5,6 | 3,2-4,8 | |
Отлично | (муж.) | Больше 9,2 | Больше 8,8 | Больше 8,4 | Больше 8,0 | Больше 7,2 | Больше 6,4 |
(жен.) | Больше 7,6 | Больше 7,2 | Больше 6,8 | Больше 6,4 | Больше 5,6 | Больше 4,8 |
Примечание. Требуется преодолеть на велосипеде максимальное расстояние. Лучше проводить тест на трассе с хорошим покрытием, но свободной от автомобилей, желательно в безветренную погоду.
ловека. Выбрав с помощью соответствующих клавиш нужную программу, занимающийся начинает крутить педали. На табло индикатора на руле велотренажера сразу появляются цифры: ЧСС занимающегося; частота вращения педалей; затраты энергии в единицу времени; время работы. Если в период тренировки на велотренаже-ре пульс занимающегося возрастает до уровня, близкого к опасной для данного возраста зоне, компьютер сообщает об этом звуковым сигналом и автоматически снижает интенсивность нагрузки.
Занятия на велотренажере очень полезны тем, кто страдает заболеваниями коленных и голеностопных суставов.
Определить степень физической подготовленности занимающихся можно с помощью 12-минутного теста езды на велосипеде (табл. 57).
Прыжки со скакалкойукрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, они способствуют развитию силы и выносливости мышц ног. Для того чтобы добиться аэробного тренировочного эффекта, необходимо прыгать не менее 15 мин за тренировку, не менее 3 раз в неделю. Если ставится целью избавление от лишнего веса, то необходимо прыгать безостановочно в течение 30 мин.
Большинство ученых-медиков полагает, что эффективность прыжков через скакалку равна примерно 90% эффективности продолжительного бега, если оценивать ее по потреблению кислорода и количеству сжигаемых калорий. Во время прыжков со скакалкой выполняется в 30 раз больше механической работы, чем при беге (при занятиях, превышающих 10 мин).
На нагрузку во время упражнений со скакалкой влияют прежде всего технические навыки, число подскоков за 1 мин,вид прыжков (на одной, двух ногах, попеременно и т.п.).
При оздоровительных занятиях необязательно ограничиваться только одним видом аэробной активности. Желательно периодически менять вид упражнений. Единственное требование заключается в том, чтобы интенсивность идлительность упражнений обеспечивали адекватный аэробный эффект. А это значит, что во время физической нагрузки пульс должен достигать, по меньшей мере, 130 уд./мин и по возможности приближаться к оптимальному пульсу занимающегося.
24.3. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем
Аэробика
Аэробика — система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и т.п.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Слово «аэробика» (от греч. аэро — воздух, биос — жизнь) стало известно миру в 1968 г., когда американский физиолог профессор
Кеннет Купер опубликовал книгу «Аэробика». Видя физическое несовершенство, частую заболеваемость и высокую смертность своих соотечественников, особенно от заболеваний сердечно-сосудистой системы, американский ученый призвал их вести здоровый образ жизни и регулярно использовать аэробные физические упражнения, т.е. такие упражнения, которые требуют большого количества кислорода в течение продолжительного времени и неизбежно заставляют организм совершенствовать свои системы, отвечающие за транспорт кислорода, т.е. упражнения, которые выполняются организмом в так называемом устойчивом состоянии. К основным физическим упражнениям обладающим аэробным оздоровительным потенциалом относятся: ходьба, медленный бег, плавание, езда на велосипеде, бег на лыжах и т.п. Он назвал свою систему занятий физическими упражнениями аэробикой, так как при выполнении названных упражнений в организме происходят аэробные процессы, при которых в него поступает большое количество кислорода. Основное требование при выполнении аэробных упражнений заключается в том, чтобы пульс в течение всей физической нагрузки достигал, по меньшей мере, 130 уд./мин и по возможности был близок к оптимальному.
При занятиях аэробными упражнениями выделяют четыре основные фазы (К.Купер, 1989): разминку, аэробную фазу, заминку, силовую нагрузку.
Разминка направлена на то, чтобы, во-первых, размять и разогреть мышцы спины и конечностей, а во-вторых, вызвать некоторое учащение темпа сердечных сокращений так, чтобы плавно повышать пульс до значений, соответствующих аэробной фазе.
Аэробная фаза является главной для достижения оздоровительного эффекта. В этой фазе, занимаясь основными видами аэробики (лыжи, плавание, бег, езда на велосипеде), нужного оздоровительного эффекта достигают при занятиях продолжительностью не менее 20 мин в день 4 раза в неделю. Оптимальная продолжительность занятий 30 мин в день 3—4 раза в неделю.
Заминка занимает минимум 5 мин. В течение всего этого времени следует продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений.
Силовая нагрузка, включаюшая упражнения на гибкость, укрепляет мышцы, развивает подвижность в суставах и продолжается не менее 10 мин. В результате занятий аэробикой в состоянии организма происходят следующие положительные сдвиги (К. Купер, 19S9):
—укрепляется костная система;
—уменьшается подверженность депрессии, ипохондрии;
—улучшается пищеварение;
—замедляются процессы старения;
—повышается физическая и 1штеллектуальная работоспособность;
—снижается риск сердечных заболеваний;
—улучшается сон.
Ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика — это разновидность гшмнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются обшеразвивающие упражнения, бег, ггрыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоциональнсо-ритми-ческую музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов, без пауз и остановок для объяснения упражнений).
Американская киноактриса Джейн Фонда применила основные положения аэробики К.Купера к гимнастическим упражнениям. В результате термин «аэробика* получил новое смысловое содержание — аэробная гимнастика.
В нашей стране наибольшей популярностью пользуются комплексы танцевального характера, упражнения которых выбираются в соответствии с ритмическими особенностями музыкального сопровождения. Поэтому эта гимнастика называется у нас ритмической.
Комплекс ритмической гимнастикой состоит из вводной, основной и заключительной частей, длительность которых составляет приблизительно 20, 70 и 10% времени. Например, в 30-ми-иутном комплексе ритмической гимнастики 6 мин отводится на подготовительную, 21 мин — на основную и 3 мин — на заключительную часть.
Вводная часть, или разминка, занимает 5—10 мин и предназначена для подготовки организма к занятию. Ее содержание — простые упражнения для отдельных групп мышц (ходьба- на месте с высоким подниманием бедра, ходьба с движениями рук и головы, выпады, наклоны, приседания и др.).
Основная часть занятия обычно продолжается 20—30 мин и' направлена на развитие различных мышечных групп, воспитание физических качеств (силы, ловкости, выносливости и .др.). Для этой части характерна самая высокая нагрузка. Специалисты рекомендуют так чередовать движения, чтобы однотипные упражнения не следовали друг за другом, чтобы упражнениям силового характера предшествовали упражнения на растягиваниея чтобы в проработку последовательно включались руки и ллечевюй пояс, ноги и туловище, а после этого выполнялись циклические упражнения — бег, прыжки, танцевальные шаги.
Как показывает практика, наиболее подходящая длигелъность каждого упражнения в комплексе в среднем 50 с.
Заключительная часть занятия длится около 3^5 мин и направлена на постепенное снижение нагрузки, приведение организма в относительно спокойное состояние. Используются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. Завершается занятие спокойной ходьбой.
Обязательный элемент занятий ритмической гимнастикой — музыка. В подготовительной части занятия используются мелодии более спокойные и негромкие.. В основной части энергичные и, звучные мелодии чередуются с более спокойными, что дает воз-
"Рис. 43. Вариант проведения танцевально-гимнастических упражнений
методом круговой тренировки (по В. Г. Беспутчику, 1996).
Станции: 1 — танец на диске «Здоровье»; 2 — танец с гантелями;
3 — степ; 4— танец с обручем; 5 —танец с резиновым бинтом; 6— танец
со скакалкой; 7— «Танец живота»; 8 —танец лыжника; 9— танец силача;
10 — танец боксера; // — бегун (бег в ритме звучащей музыки)
можность несколько отдохнуть в ходе занятия и слегка расслабиться. Для заключительной части достаточно одного произведения, медленного по характеру звучания, успокаивающего нервную систему занимающихся.
Минимальная нагрузка на занятиях ритмической гимнастикой должна соответствовать в среднем частоте сердечных сокращений не ниже 130 уд./мин. Оптимальный пульсовой режим для людей среднего возраста 110—130 уд./мин, для молодых — 130—150 уд./мин.
Тренирующий эффект достигается при 2—3 занятиях в неделю продолжительностью 30—45 мин. Основным и главным критерием, лимитирующим дозировку, является самочувствие занимающихся.
Выполнение комплексов ритмической гимнастики с заданной интенсивностью приводит к средней потере веса 150—300 г за одно занятие (О.А.Иванова, Н.Н.Шарабарова, 1989). Однако эти потери не позволяют существенно снизить вес без сочетания с правильной диетой. Если калорийность съедаемой пищи больше, чем расход энергии, то потерянные на занятиях граммы быстро восстанавливаются.
Разносторонне воздействовать на занимающихся различного возраста, укрепить мышцы рук, ног, туловища, сделать тонкой талию можно, проводя аэробные танцевально-гимнастические упражнения методом круговой тренировки. Он предусматривает совмещение танцевально-гимнастических упражнений с упражнениями, отягощенных весом внешних предметов и в сопротивлении, а также использование различных тренажеров.
Аэробные упражнения на станциях (10—!2 станций) выполняют в определенной последовательности в режиме: 30 с — работа на одной станции, 20 с — отдых. Занимающемуся необходимо пройти 3 круга, поддерживая заданный музыкальный темп (рис. 43).
Шейпинг
Шейпинг (от англ. shaping — придавать форму, формировать) — это система физических упражнении (преимущественно силовых) для женщин, направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма. Его суть в сочетании аэробики с атлетической гимнастикой. Шейпинг взял все лучшее из того и другого: из аэробики — музыку, динамические нагрузки, позволяющие укреплять сердечно-сосудистую систему, убирать излишние жировые запасы; из атлетической гимнастики — возможность влиять на локальные мышечные группы.
При занятиях шейпингом интенсивность физической нагрузки дозируется строго индивидуально, так как только в этом случае она дает наибольший эффект. До начала занятий шейпингом все занимающиеся проходят тестирование с помощью современной электронной аппаратуры для выявления своего исходного состояния (физическое развитие, уровень функциональных возможностей организма, недостатки фигуры, тип нервной системы и др.). На
основе анализа исходных данных занимающиеся (с помощью компьютеров) получают индивидуальную программу занятий.
Занятия начинаются с аэробной части, т.е. с ритмической гимнастики, которая решает и задачи разминки для второй части. После этого занимающиеся переходят к тренажерам или к выполнению упражнений с гантелями, амортизаторами, упражнений ритмической гимнастики в партере. Для демонстрации упражнений и самоконтроля широко используются видеомагнитофоны, зеркала. По мере тренированности проводится текущее тестирование на проверку произошедших сдвигов в организме и необходимость корректировки программы воздействий.
Калланетика
Калланетика— это программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп. Автор этой программы — американка Каллане Пинкней. Она предложила выполнять упражнения в тишине, без музыки, которая, по ее мнению, отвлекает от занятий, не дает возможности сосредоточиться на влиянии движений. Этим калланетика напоминает йогу. Рекомендуется во время занятий смотреть на себя в зеркало.
Программа предусматривает выполнение физических упражнений интенсивно в течение 1 ч два раза в неделю.
Комплекс упражнений состоит из четырех частей:
1) разминка (6 упражнений);
2) красивый живот (4 упражнения); стройные ноги (4 уп
ражнения); ягодицы и бедра (5 упражнений);
3) растягивание мышц (6 упражнений);
4) «Танец живота» (3 упражнения); укрепление ног (2 упраж
нения).
«Один час калланетики дает организму столько, сколько 7 часов классической гимнастики или 24 часа аэробики», — уверяет К. Пинкней. Позднее, когда занимающиеся обретут стройную фигуру, занятия проводятся ежедневно по 15 мин. При выполнении упражнений избегают резких движений, чрезмерного напряжения, используются в основном изгибы, наклоны, прогибы, поднимание ног и туловища в положении лежа, полушпагаты, качания с акцентом на растягивание мышц.
Аквааэробика
Аквааэробика— это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения (рис. 44).
Использование аквааэробики способствует решению следующих задач (Т.Д. Кохан, 1999): улучшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем; развитие физических качеств (выносливости, гибкости, силы и координации); коррекция те-
Исходные положения для выполнения упражнений гимнастики в веде
Наиболее нагрузочные упражнения аквааэробики
Рис. 44. Упражнения аквааэробики (по В. М. Смоленскому и др., 1990)
I
лосложения; повышение уровня работоспособности; положительное влияние на психику человека.
Создаваемое водной средой физическое, механическое, температурное возлействие является причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем. При регулярных занятиях происходит укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, увеличение грудной клетки и жизненной емкости легких.
Отдача тепла человеческим телом в воде происходит гораздо быстрее, чем на воздухе, при этом в организме активизируется обмен веществ. В результате расходуется в несколько раз больше энергии, чем при той же работе на суше, что приводит к уменьшению жировых отложений.
Человек в воде почти полностью теряет свой вес, поэтому при выполнении упражнений снижается нагрузка на мышцы и суставы, что практически исключает возможность получения травм и растяжений. Кроме того, необходимо отметить положительное воздействие воды как своеобразного массажера.
Кроме оздоровительной направленности, аквааэробика служит средством реабилитации после травм.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика — это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.
Существует много систем дыхательной гимнастики. Это дыхательные упражнения йогов, созданные много веков назад, и парадоксальная гимнастика, разработанная А.Н.Стрельниковой. Это система дыхания К.П.Бутейко, пришедшего к более чем парадоксальному выводу о том, что «чем меньше глубина дыхания, тем здоровее человек, моложе и т.д.», и многие другие системы дыхательной гимнастики, созданные на Западе и Востоке.
Общие положения, которые признают все специалисты по дыханию, за исключением создателей парадоксальных систем, следующие:
— дыхание должно быть ритмичным, равномерным;
— дыхание должно быть глубоким;
— дышать желательно через нос, хотя при беге или других фи
зических нагрузках большой интенсивности можно дышать одно
временно через нос и полуоткрытый рот;
— ритм дыхания должен находиться в соответствии с ритмом
выполняемых физических упражнений:
— темп дыхания зависит от степени подготовленности занима
ющегося и от темпа, в котором выполняются физические упраж
нения (бег, ходьба и др.);
— ходьба, бег, плавание сами по себе являются превосходны
ми дыхательными упражнениями;
— при выполнении дыхательных упражнений необходимо сле
дить за своей осанкой: голову держать прямо, плечи развести на
зад, подтянуть живот;
— чем больше возраст занимающегося физическими упражне
ниями, тем больше следует избегать длительных задержек дыха
ния и натуживания.
Обычное дыхание человека весьма поверхностно, оно захватывает только треть объема легких. При двигательной нагрузке дыхание несколько углубляется, но главным образом за счет учащения. Специальные упражнения заставляют работать большую часть легких, увеличивая тем самым количество поступающего в кровь кислорода.
Дыхательные упражнения имеют три главных назначения (Е.П.Журавлев, 1977).
1. Улучшить дыхание во время выполнения упражнений: про
вентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную
задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе.
2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на
высоком уровне его работоспособность.
3. Выработать умение дышать всегда правильно, оказывая тем
самым постоянное массирующее воздействие на внутренние органы
(пищеварительный тракт, печень и др.).