Список методической литературы для 5 класса
Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 2004.
Тематический план ориентирован на использование:
• учебников:
– Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;
– Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;
– Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;
• дополнительных пособий для учителя:
– Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1998;
– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1998;
– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. – М.: Просвещение, 1965;
– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агар, 1998;
– Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5–8 классы. – М.: Просвещение, 1995;
• дополнительных пособий для учащихся:
– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,
– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,
– Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
– Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 34 часа.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 5 классах, профильный (продвинутый) – в 5 классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатекуи т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)
Учащиеся должны знать:
• основные виды и жанры изобразительных искусств;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• наиболее крупные художественные музеи России и мира.
Учащиеся должны уметь:
• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
• анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями:коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Список методической литературы для 5 класса
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
9. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
10. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
11. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
17. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. – Ижевск, 1992.
18. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
20. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
22. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
23. Шатских, А. Казимир Малевич. – М.: Слово, 1996.
24. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.
25. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003.
Развернутый тематический план
К л а с с
№ п/п | Система уроков | Дидакти- ческая модель обучения | Педагоги- ческие средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения | Информационно-методическое обеспечение | ||
Компетенции | ||||||||
Учебно-познавательная | Информационно-коммуникативная | |||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень | |||||||
Р а з д е л. Изобразительное искусство и мир интересов человека (34 часа) Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию. | ||||||||
Язык изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать виды изобразительного искусства. Уметь различать виды изобразительного искусства | Знать отличительные особенности различных видов изобразительного искусства. Уметь различать виды изобразительного искусства без помощи учителя | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник (1, 2, 3, 4), репродукции о видах изобразительного искусства, ЭЭ, ПК | |
Отношение человека к природе | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать возможности человека и природы. Уметь: – понимать назначение труда человека; – создавать продукт творчества своими руками | Знать возможности человека и природы. Уметь: – понимать назначение труда человека; – создавать продукт творчества своими руками | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник. Репродукции картин И. Шишкина, В. Поленова, В. Васнецова, Г. Климта, наглядные пособия. |
Продолжение табл.
СД «История искусства», 2004 | ||||||||
Отношение человека к природе | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины. Уметь отличать виды искусства | Знать, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины. Уметь отличать виды искусства, создавать свои произведения творчества | Уметь находить и пользоваться информацией | Репродукции картин И. Шишкина, К. Брюллова, И. Билибина, В. Васнецова, А. Венецианова, таблицы, музыкальный ряд, стихи С. Есенина, А. Пушкина, А. Толстого | |
Разные люди – разные культуры. Великороссы | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев. Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам | Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев. Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | |||
Разные люди – разные культуры | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Индивидуальная, парная, групповая | Знать традиции своих предков – славян. Уметь характеризовать быт славян, различать музыкальные инструменты, виды одежды | Знать традиции своих предков – славян. Уметь характеризовать быт славян, различать музыкальные инструменты, виды одежды | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин М. Врубеля, В. Васнецова, В. Серова, П. Корина, таблицы. СД «Истоки Древней Руси» | ||
Мудрость народа | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать назначение пословиц, загадок. Уметь объяснить их смысл | Знать назначение пословиц, загадок. Уметь объяснить их смысл, понимать различие загадок и стихов, поэм, рассказов | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею |
Продолжение табл.
Идеал в жизни и в искусстве. Человек | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что такое идеал, его понятие в жизни и в искусстве. Уметь определить виды идеалов (воин-освободи-тель, русская красавица, русский пейзаж) | Знать, что такое идеал, его понятие в жизни и в искусстве, его изменения. Уметь определить виды идеалов (воин-освободитель, русская красавица, русский пейзаж), самостоятельно определять виды репродукций | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Аленов М. М. Врубель. – М.: Слово, 1996. Школа изобра-зительного искусства. – М.: Искусство, 1994 | |||
Идеал в жизни и в искусстве. Жилище человека | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, как в жилище разных народов выражено представление об иде-але, совершенстве. Уметь по элементам декора определить национальность | Знать, как в жилище разных народов выражено представление об идеале, совершенстве. Уметь по элементам декора определить национальность, сопоставлять быт и нравы различных народов | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой», рабочая тетрадь, иллюстративный ряд, фотографии. СД «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий, 2003) | |
Мой идеал | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать назначение идеала. Уметь составить свое представление об идеале | Знать назначение идеала. Уметь составить свое представление об идеале не только в искусстве, но и в музыке, литературе | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | |||
Художественная мастерская | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно | Индивидуальная, парная, групповая | Знать особенности материалов. Уметь отличать художественные и природные материалы | Знать особенности материалов и их назначение. Уметь отличать художественные и природные материалы | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею |
Продолжение табл.
Человек – художник | ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень). Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению | Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень). Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению, уметь выделять декор и быт | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||
Природа и изделие | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы, Палеха. Уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля | Знать манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы, Палеха. Уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля, придумывать и создавать узоры | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | |||
Художественное изделие | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать назначение посуды. Уметь: – видеть различие между обыденной посудой и праздничной; – создавать разные виды посуды | Знать назначение посуды. Уметь видеть различие между обыденной посудой и праздничной, создавать разные виды посуды, используя узоры и орнаменты | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник, рабочая тетрадь; репродукции картин В. Васнецова, А. Куинджи, произведений мастеров Хохломы и Палеха; образцы деревянной посуды |
Продолжение табл.
Гармония | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, как использует человек природные мотивы в своих изделиях. Уметь видеть прекрасное в природе | Знать, как использует человек природные мотивы в своих изделиях. Уметь видеть прекрасное в природе, различать виды пейзажей | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Природные и художественные материалы. Репродукции картин И. Васильева, Н. Рериха, Б. Кустодиева. СД «История искусств», 2003 | |
Симметрия | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что такое симметрия. Уметь определять симметричные и несимметричные формы предметов в повседневной жизни, в произведениях искусства | Знать, что такое симметрия, видеть ее в произведениях искусства. Уметь отличать симметричные формы от несимметричных и на основе этого создавать орнамент | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Иллюстрации греческих ваз, храмов, строений (Колизея). Кн.: «Школа изобразительного искусства», «История Древнего мира» | |
Орнамент | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что такое орнамент, его виды, назначение. Уметь различать виды орнаментов в разных видах искусства | Знать, что такое орнамент, его виды, назначение. Уметь анализировать и создавать виды орнаментов | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции с изображением греческих ваз, русских народных костюмов, посуды. |
Продолжение табл.
Орнамент. Природные мотивы | ориентированная педагогическая ситуация | диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать природные мотивы орнаментов. Уметь отличать виды орнаментов друг от друга | Знать природные мотивы орнаментов. Уметь отличать виды орнаментов друг от друга, создавать свои мотивы орнаментов | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Литература: Дорофеев Ю. Русский праздничный народный костюм. – М.: Мозаика-Синтез, с. 17. Учебник «Прекрасное рядом с тобой», СД «Мировая художественная культура», 2005. Репродукции картин А. Венециано-ва, И. Шишкина, Б. Кустодиева. СД «Орнамент», 2005 | |
Плоскость и объем | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать различия между плоскостью и объемом, рисунком, рельефом, скульптурным изображением. Уметь выполнять объемные детали | Знать различия между плоскостью и объемом, рисунком, рельефом, скульптурным изображением. Уметь выполнять объемные детали, создавать рисунок без опоры на оригинал | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||
Художественная мастерская | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, чем отличается скульптура, рельеф, аппликация. Уметь пользоваться полученными навыками на практике | Знать, чем отличается скульптура, рельеф, аппликация, рисунок. Уметь пользоваться навыками на практике, со-здавать работу без опоры на оригинал | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | |||
Часть и целое | Индивидуальная | Знать, что такое часть и целое, видеть то и другое в природе, искусстве, музыке. Уметь отличать часть и целое в картинах, скульптуре, архитектуре | Знать, что такое часть и целое, самостоятельно находить то и другое. Уметь различать часть и целое в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры, создавать работу на конкретную тему | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею |
Продолжение табл.
Мозаика | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная | Знать, что такое мозаика, виды мозаики, из какого материала ее можно выполнить. Уметь отличать характер мозаики, создавать свою мозаику, используя придуманную композицию | Знать, что такое мозаика, из какого материала ее можно выполнить. Уметь отличать характер мозаики, уметь выполнить мозаику из любого материала по правилам ее построения | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Иллюстрации византийских фресок, мозаик. СД «Мировая художественная культура» | |
Сюжет | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная | Знать назначение сюжета в искусстве. Уметь определять сюжет, создавать новый | Знать назначение сюжета в искусстве, в произведениях. Уметь определять сюжет, создавать новый, видеть сюжет в литературе, музыке | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Мировая художественная культура» | ||
Разыгрываем сказку | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Парная, групповая | Знать особенности декора. Уметь соотносить время и быт | Знать особенности декора, костюма, быта разного времени. Уметь соотносить время и быт, сказки и другие литературные произведения, создавать свою сказку по законам и принципам театрального искусства | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | |||
24– | Человек изобразил мир | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, | Парная, групповая | Знать особенности быта людей прошлого. Уметь различать нравы и обычаи предков | Знать особенности быта людей прошлого. Уметь различать нравы и обычаи предков, обряды, праздники | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой»; репродукции картин |
Продолжение табл.
Родилась живопись | диалог, поступок | Индивидуальная | Знать, каким был древний художник, что он создавал. Уметь пользоваться новыми умениями | Знать, каким был древний художник, что он создавал, какими материалами работал, на чем рисовал; законы древнего искусства. Уметь пользоваться новыми приемами, отличать современные работы от работ старых мастеров | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | В. Васнецова, К. Брюллова; отрывки из художественного фильма «Русь былинная» | ||
Родилась скульптура | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная | Знать, из какого материала древний мастер выполнял скульптуру, какими инструментами он пользовался для выполнения работы. Уметь различать, из какого материала сделана работа, скульптура, фреска, бюст, памятник | Знать, из какого материала древний мастер выполнял скульптуру, какими инструментами он пользовался для выполнения работы. Уметь различать, из какого материала сделана работа, скульптура, фреска, бюст, памятник, уметь создавать образы скульптур, памятников | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой», иллюстрации скуль-птур О. Ренуара, Л. По, О. Комова, В. Цигаля. СД «Мировая художественная культура» | |
Родилась музыка | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать, из какого материала изготовлены древние музыкальные инструменты. Уметь определять родство музыкальных инструментов у разных народов | Знать, из какого материала изготовлены древние музыкальные инструменты, как они могли звучать. Уметь определять родство инструментов, знать, из чего они сделаны | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | СД «Мировая художественная культура», «Вивальди. Четыре сезона» |
Продолжение табл.
Родился театр | Групповая, индивидуальная | Знать, как выглядел древний театр. Уметь соединить современный театр и древний | Знать, как выглядел древний театр, родину зарождения первых древних театров, столицу театра как вида искусства. Уметь соединить современный театр и древний | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин Б. Кустодиева, В. Бакста, И. Билибина | |||
Наш театр | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать историю зарождения театра во всем мире. Уметь различать направления работы художника, декоратора, костюмера | Знать историю зарождения театра во всем мире и в России, назвать самые первые театры в России. Уметь различать направления работы художника, декоратора, костюмера, уметь создавать и видеть сюжетную линию постановки спектакля | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин В. Бакста, В. Васнецова, А. Куинджи. СД «Мировая художественная культура» | ||
Твоя маска | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать историю зарождения маски. Уметь создавать из любого материала маску | Знать историю зарождения маски, виды масок и их назначение. Уметь создавать из любого материала маску, характерную для представления | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой». Репродукции произведений П. Сомова, А. Серова, В. Врубеля, СД «Мировая художествен-ная культура» |
Окончание табл.
32– | Времена года | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать смену времен года. Уметь создавать различные сезоны года, рисовать картины с натуры | Знать смену времен года, русских мастеров, писавших природу. Уметь создавать различные сезоны года, рисовать картины с натуры | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Вивальди. Четыре сезона», «Чайковский. Четыре сезона» |
Здравствуй, лето! | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать: – чем отличается лето от других времен года; – русских художников-пейзажистов. Уметь отличать цветовую гамму осени, зимы, весны, лета | Знать, чем отличается лето от других времен года; русских художников, писавших природу. Уметь отличать цветовую гамму осени, зимы, весны, лета, создавать картины, используя теплые цвета, выделять палитру солнечного спектра | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Мировая художественная культура», «Вивальди. Четыре сезона», «Чайковский. Четыре сезона» |