Список методической литературы для 5 класса

Пояснительная записка

к тематическому плану уроков по учебной программе

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 2004.

Тематический план ориентирован на использование:

учебников:

– Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;

дополнительных пособий для учителя:

– Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1998;

– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1998;

– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. – М.: Просвещение, 1965;

– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агар, 1998;

– Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5–8 классы. – М.: Просвещение, 1995;

дополнительных пособий для учащихся:

– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,

– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,

– Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

– Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 34 часа.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 5 классах, профильный (продвинутый) – в 5 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатекуи т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)

Учащиеся должны знать:

• основные виды и жанры изобразительных искусств;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• наиболее крупные художественные музеи России и мира.

Учащиеся должны уметь:

• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

• анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

• восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями:коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Список методической литературы для 5 класса

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

9. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

10. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

11. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

17. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. – Ижевск, 1992.

18. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

19. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

20. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

21. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

22. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

23. Шатских, А. Казимир Малевич. – М.: Слово, 1996.

24. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.

25. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003.

Развернутый тематический план

К л а с с

№ п/п Система уроков Дидакти- ческая модель обучения Педагоги- ческие средства Вид деятельности учащихся Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения Информационно-методическое обеспечение
Компетенции
Учебно-познавательная Информационно-коммуникативная
Базовый уровень Продвинутый уровень
Р а з д е л. Изобразительное искусство и мир интересов человека (34 часа) Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.
Язык изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать виды изобразительного искусства. Уметь различать виды изобразительного искусства Знать отличительные особенности различных видов изобразительного искусства. Уметь различать виды изобразительного искусства без помощи учителя Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Учебник (1, 2, 3, 4), репродукции о видах изобразительного искусства, ЭЭ, ПК
Отношение человека к природе Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать возможности человека и природы. Уметь: – понимать назначение труда человека; – создавать продукт творчества своими руками Знать возможности человека и природы. Уметь: – понимать назначение труда человека; – создавать продукт творчества своими руками Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Учебник. Репродукции картин И. Шишкина, В. Поленова, В. Васнецова, Г. Климта, наглядные пособия.  

Продолжение табл.

                СД «История искусства», 2004
Отношение человека к природе Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины. Уметь отличать виды искусства Знать, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины. Уметь отличать виды искусства, создавать свои произведения творчества Уметь находить и пользоваться информацией Репродукции картин И. Шишкина, К. Брюллова, И. Билибина, В. Васнецова, А. Венецианова, таблицы, музыкальный ряд, стихи С. Есенина, А. Пушкина, А. Толстого
Разные люди – разные культуры. Великороссы Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев. Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев. Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею
Разные люди – разные культуры Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Индивидуальная, парная, групповая Знать традиции своих предков – славян. Уметь характеризовать быт славян, различать музыкальные инструменты, виды одежды Знать традиции своих предков – славян. Уметь характеризовать быт славян, различать музыкальные инструменты, виды одежды Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Репродукции картин М. Врубеля, В. Васнецова, В. Серова, П. Корина, таблицы. СД «Истоки Древней Руси»
Мудрость народа Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать назначение пословиц, загадок. Уметь объяснить их смысл Знать назначение пословиц, загадок. Уметь объяснить их смысл, понимать различие загадок и стихов, поэм, рассказов Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Продолжение табл.

Идеал в жизни и в искусстве. Человек     Индивидуальная, парная, групповая Знать, что такое идеал, его понятие в жизни и в искусстве. Уметь определить виды идеалов (воин-освободи-тель, русская красавица, русский пейзаж) Знать, что такое идеал, его понятие в жизни и в искусстве, его изменения. Уметь определить виды идеалов (воин-освободитель, русская красавица, русский пейзаж), самостоятельно определять виды репродукций Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Аленов М. М. Врубель. – М.: Слово, 1996. Школа изобра-зительного искусства. – М.: Искусство, 1994
Идеал в жизни и в искусстве. Жилище человека Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать, как в жилище разных народов выражено представление об иде-але, совершенстве. Уметь по элементам декора определить национальность Знать, как в жилище разных народов выражено представление об идеале, совершенстве. Уметь по элементам декора определить национальность, сопоставлять быт и нравы различных народов Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Учебник «Прекрасное рядом с тобой», рабочая тетрадь, иллюстративный ряд, фотографии. СД «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий, 2003)
Мой идеал Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать назначение идеала. Уметь составить свое представление об идеале Знать назначение идеала. Уметь составить свое представление об идеале не только в искусстве, но и в музыке, литературе Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею
Художественная мастерская Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно Индивидуальная, парная, групповая Знать особенности материалов. Уметь отличать художественные и природные материалы Знать особенности материалов и их назначение. Уметь отличать художественные и природные материалы Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Продолжение табл.

Человек – художник ориентированная педагогическая ситуация Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень). Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень). Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению, уметь выделять декор и быт Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею  
Природа и изделие   Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы, Палеха. Уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля Знать манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы, Палеха. Уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля, придумывать и создавать узоры Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею  
Художественное изделие Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать назначение посуды. Уметь: – видеть различие между обыденной посудой и праздничной; – создавать разные виды посуды Знать назначение посуды. Уметь видеть различие между обыденной посудой и праздничной, создавать разные виды посуды, используя узоры и орнаменты Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Учебник, рабочая тетрадь; репродукции картин В. Васнецова, А. Куинджи, произведений мастеров Хохломы и Палеха; образцы деревянной посуды

Продолжение табл.

Гармония Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать, как использует человек природные мотивы в своих изделиях. Уметь видеть прекрасное в природе Знать, как использует человек природные мотивы в своих изделиях. Уметь видеть прекрасное в природе, различать виды пейзажей Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Природные и художественные материалы. Репродукции картин И. Васильева, Н. Рериха, Б. Кустодиева. СД «История искусств», 2003
Симметрия Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать, что такое симметрия. Уметь определять симметричные и несимметричные формы предметов в повседневной жизни, в произведениях искусства Знать, что такое симметрия, видеть ее в произведениях искусства. Уметь отличать симметричные формы от несимметричных и на основе этого создавать орнамент Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Иллюстрации греческих ваз, храмов, строений (Колизея). Кн.: «Школа изобразительного искусства», «История Древнего мира»
Орнамент Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, Индивидуальная, парная, групповая Знать, что такое орнамент, его виды, назначение. Уметь различать виды орнаментов в разных видах искусства Знать, что такое орнамент, его виды, назначение. Уметь анализировать и создавать виды орнаментов Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Репродукции с изображением греческих ваз, русских народных костюмов, посуды.

Продолжение табл.

Орнамент. Природные мотивы ориентированная педагогическая ситуация диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать природные мотивы орнаментов. Уметь отличать виды орнаментов друг от друга Знать природные мотивы орнаментов. Уметь отличать виды орнаментов друг от друга, создавать свои мотивы орнаментов Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Литература: Дорофеев Ю. Русский праздничный народный костюм. – М.: Мозаика-Синтез, с. 17. Учебник «Прекрасное рядом с тобой», СД «Мировая художественная культура», 2005. Репродукции картин А. Венециано-ва, И. Шишкина, Б. Кустодиева. СД «Орнамент», 2005
Плоскость и объем Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать различия между плоскостью и объемом, рисунком, рельефом, скульптурным изображением. Уметь выполнять объемные детали Знать различия между плоскостью и объемом, рисунком, рельефом, скульптурным изображением. Уметь выполнять объемные детали, создавать рисунок без опоры на оригинал Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею
Художественная мастерская Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная, парная, групповая Знать, чем отличается скульптура, рельеф, аппликация. Уметь пользоваться полученными навыками на практике Знать, чем отличается скульптура, рельеф, аппликация, рисунок. Уметь пользоваться навыками на практике, со-здавать работу без опоры на оригинал Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею
Часть и целое Индивидуальная Знать, что такое часть и целое, видеть то и другое в природе, искусстве, музыке. Уметь отличать часть и целое в картинах, скульптуре, архитектуре Знать, что такое часть и целое, самостоятельно находить то и другое. Уметь различать часть и целое в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры, создавать работу на конкретную тему Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Продолжение табл.

Мозаика Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная Знать, что такое мозаика, виды мозаики, из какого материала ее можно выполнить. Уметь отличать характер мозаики, создавать свою мозаику, используя придуманную композицию Знать, что такое мозаика, из какого материала ее можно выполнить. Уметь отличать характер мозаики, уметь выполнить мозаику из любого материала по правилам ее построения Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Иллюстрации византийских фресок, мозаик. СД «Мировая художественная культура»
Сюжет Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная Знать назначение сюжета в искусстве. Уметь определять сюжет, создавать новый Знать назначение сюжета в искусстве, в произведениях. Уметь определять сюжет, создавать новый, видеть сюжет в литературе, музыке Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Мировая художественная культура»
Разыгрываем сказку Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Парная, групповая Знать особенности декора. Уметь соотносить время и быт Знать особенности декора, костюма, быта разного времени. Уметь соотносить время и быт, сказки и другие литературные произведения, создавать свою сказку по законам и принципам театрального искусства Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею
24– Человек изобразил мир Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, Парная, групповая Знать особенности быта людей прошлого. Уметь различать нравы и обычаи предков Знать особенности быта людей прошлого. Уметь различать нравы и обычаи предков, обряды, праздники Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Учебник «Прекрасное рядом с тобой»; репродукции картин

Продолжение табл.

Родилась живопись   диалог, поступок Индивидуальная Знать, каким был древний художник, что он создавал. Уметь пользоваться новыми умениями Знать, каким был древний художник, что он создавал, какими материалами работал, на чем рисовал; законы древнего искусства. Уметь пользоваться новыми приемами, отличать современные работы от работ старых мастеров Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею В. Васнецова, К. Брюллова; отрывки из художественного фильма «Русь былинная»
Родилась скульптура Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Индивидуальная Знать, из какого материала древний мастер выполнял скульптуру, какими инструментами он пользовался для выполнения работы. Уметь различать, из какого материала сделана работа, скульптура, фреска, бюст, памятник Знать, из какого материала древний мастер выполнял скульптуру, какими инструментами он пользовался для выполнения работы. Уметь различать, из какого материала сделана работа, скульптура, фреска, бюст, памятник, уметь создавать образы скульптур, памятников Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Учебник «Прекрасное рядом с тобой», иллюстрации скуль-птур О. Ренуара, Л. По, О. Комова, В. Цигаля. СД «Мировая художественная культура»
Родилась музыка Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Групповая, индивидуальная Знать, из какого материала изготовлены древние музыкальные инструменты. Уметь определять родство музыкальных инструментов у разных народов Знать, из какого материала изготовлены древние музыкальные инструменты, как они могли звучать. Уметь определять родство инструментов, знать, из чего они сделаны Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею СД «Мировая художественная культура», «Вивальди. Четыре сезона»

Продолжение табл.

Родился театр     Групповая, индивидуальная Знать, как выглядел древний театр. Уметь соединить современный театр и древний Знать, как выглядел древний театр, родину зарождения первых древних театров, столицу театра как вида искусства. Уметь соединить современный театр и древний Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Репродукции картин Б. Кустодиева, В. Бакста, И. Билибина
Наш театр   Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Групповая, индивидуальная Знать историю зарождения театра во всем мире. Уметь различать направления работы художника, декоратора, костюмера Знать историю зарождения театра во всем мире и в России, назвать самые первые театры в России. Уметь различать направления работы художника, декоратора, костюмера, уметь создавать и видеть сюжетную линию постановки спектакля Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Репродукции картин В. Бакста, В. Васнецова, А. Куинджи. СД «Мировая художественная культура»
Твоя маска Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Групповая, индивидуальная Знать историю зарождения маски. Уметь создавать из любого материала маску Знать историю зарождения маски, виды масок и их назначение. Уметь создавать из любого материала маску, характерную для представления Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Учебник «Прекрасное рядом с тобой». Репродукции произведений П. Сомова, А. Серова, В. Врубеля, СД «Мировая художествен-ная культура»

Окончание табл.

32– Времена года Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Групповая, индивидуальная Знать смену времен года. Уметь создавать различные сезоны года, рисовать картины с натуры Знать смену времен года, русских мастеров, писавших природу. Уметь создавать различные сезоны года, рисовать картины с натуры Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Вивальди. Четыре сезона», «Чайковский. Четыре сезона»
Здравствуй, лето! Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Групповая, индивидуальная Знать: – чем отличается лето от других времен года; – русских художников-пейзажистов. Уметь отличать цветовую гамму осени, зимы, весны, лета Знать, чем отличается лето от других времен года; русских художников, писавших природу. Уметь отличать цветовую гамму осени, зимы, весны, лета, создавать картины, используя теплые цвета, выделять палитру солнечного спектра Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Мировая художественная культура», «Вивальди. Четыре сезона», «Чайковский. Четыре сезона»

Наши рекомендации