Сотрудничество ДОУ с другими учреждениями (по Рыжовой Н.А.).
Координация дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования.
Чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа.
1. Организационное направлениепредполагает сотрудничество с целью организации экспериментальных площадок, ознакомления и оформления необходимых документов в области экологического образования, участия в конференциях, в совещаниях, в обобщении и публикации результатов работы. Представители органов образования регулярно отслеживают результаты экспериментов и ведут мониторинг деятельности педагогов, способствуют налаживанию контактов между школой и детским садом.
2. Образовательное направлениеподразумевает сотрудничество с органами образования различного уровня с целью грамотного выбора программ, методик и обмена опытом с другими детскими садами. Органы образования, в частности, проводят совещания, конференции, посвященные тем или иным проблемам экологического образования.
3. Преемственность со школой.Обычно у дошкольников, специализирующихся в области экологического образования ДОУ, отмечается высокий уровень в области естественно-научных знаний, превышающий средний уровень первоклассника.
Варианты форм сотрудничества дошкольных учреждений и школ — совместные конкурсы на лучшую поделку из отходов, экологические праздники, конкурсы, походы.
4. Повышение квалификации.Это направление подразумевает постоянный контакт детских садов с ИПК и другими организациями, специализирующимися в данной области, участие в методических объединениях.
5. Научное консультирование.В последние годы наблюдается позитивная тенденция расширения сотрудничества дошкольных учреждений с различными научными организациями, институтами, университетами. Поддержку детским садам оказывают и эколого-биологические центры, сотрудники которых не только консультируют воспитателей, но и ведут работу с детьми. С дошкольными учреждениями устанавливают контакты отделы экологического просвещения особо охраняемых территорий (заповедников, национальных и природных парков), библиотек, музеев. Среди таких учреждений проводятся конкурсы на лучшую организацию работы в области экологического образования. В заповедниках, музеях дошкольники знакомятся с особенностями природы своего края, проблемами их охраны, с конструктивной деятельностью человека по отношению к природе.
6. Финансовое.В современных экономических условиях большое значение приобретает дополнительное финансирование дошкольных учреждений. В этом отношении экологическое образование является в определенной степени уникальным: в развитии сети ДОУ, занимающихся вопросами экологического образования, заинтересованы не только органы управления образованием, но и комитеты природных ресурсов, общества охраны природы, органы санэпидемнадзора разного уровня. Региональные экологические фонды периодически финансируют те или иные мероприятия дошкольных учреждений, оказывают помощь в приобретении оборудования, литературы. Детские сады получают также гранты общественных, неправительственных фондов.
7.Эколого-оздоровительное. Поскольку здоровье ребенка тесно связано с состоянием окружающей его среды, качеством употребляемых продуктов и материалов, используемых для оформления помещений детского сада, многие дошкольные учреждения занимаются вопросами здоровья и экологии в комплексе. Некоторые ДОУ получают консультационную помощь со стороны медицинских учреждений и учреждений санэпидемнадзора, что благоприятно сказывается на здоровье и развитии детей. Экологические фонды, комитеты природопользования оказывают дошкольным учреждениям помощь в озеленении территорий, в улучшении окружающей среды.
8.Практическое. В развитии системы экологического образования в дошкольных учреждениях заинтересованы многие общественные организации, так как через детские сады они могут вовлекать в различные природоохранные акции не только детей, но и их родителей, воспитателей. Например, у нас в стране каждую весну проходит акция «Марш парков», в которой могут участвовать взрослые и дети.
9.Рекламное.Освещение работы дошкольных учреждений в прессе, на телевидении помогает прежде всего развитию сотрудничества с другими организациями, получению финансирования, оценке работы коллектива, привлекает внимание родителей, административных работников к проблемам экологического образования.