Сотрудничество ДОУ с другими учреждениями (по Рыжовой Н.А.).

Координация дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования.

Чем разнообразнее внешние связи дошкольного уч­реждения, тем эффективнее его работа.

1. Организационное направлениепредполагает сотрудничество с целью организации эксперимен­тальных площадок, ознакомления и оформления не­обходимых документов в области экологического образования, участия в конференциях, в совеща­ниях, в обобщении и публикации результатов рабо­ты. Представители органов образования регулярно отслеживают результаты экспериментов и ведут мо­ниторинг деятельности педагогов, способствуют на­лаживанию контактов между школой и детским са­дом.

2. Образовательное направлениеподразумевает сотрудничество с органами образования различно­го уровня с целью грамотного выбора программ, методик и обмена опытом с другими детскими сада­ми. Органы образования, в частности, проводят со­вещания, конференции, посвященные тем или иным проблемам экологического образования.

3. Преемственность со школой.Обычно у дошкольников, специализирующихся в области экологиче­ского образования ДОУ, отмечается высокий уровень в области естественно-научных знаний, превышаю­щий средний уровень первоклассника.

Варианты форм сотрудничества дошкольных учреждений и школ — совместные конкурсы на луч­шую поделку из отходов, экологические праздники, конкурсы, походы.

4. Повышение квалификации.Это направление подразумевает постоянный контакт детских садов с ИПК и другими организациями, специализирующи­мися в данной области, участие в методических объе­динениях.

5. Научное консультирование.В последние годы наблюдается позитивная тенденция расширения со­трудничества дошкольных учреждений с различными научными организациями, институтами, университе­тами. Поддержку детским садам оказывают и эколого-биологические центры, сотрудники которых не только консультируют воспитателей, но и ведут ра­боту с детьми. С дошкольными учреждениями уста­навливают контакты отделы экологического просве­щения особо охраняемых территорий (заповедников, национальных и природных парков), библиотек, му­зеев. Среди таких учреждений проводятся конкурсы на лучшую организацию работы в области экологи­ческого образования. В заповедниках, музеях дош­кольники знакомятся с особенностями природы своего края, проблемами их охраны, с конструктивной дея­тельностью человека по отношению к природе.

6. Финансовое.В современных экономических условиях большое значение приобретает дополни­тельное финансирование дошкольных учреждений. В этом отношении экологическое образование яв­ляется в определенной степени уникальным: в раз­витии сети ДОУ, занимающихся вопросами экологи­ческого образования, заинтересованы не только органы управления образованием, но и комитеты природных ресурсов, общества охраны природы, органы санэпидемнадзора разного уровня. Регио­нальные экологические фонды периодически финансируют те или иные мероприятия дошкольных учреж­дений, оказывают помощь в приобретении оборудо­вания, литературы. Детские сады получают также гранты общественных, неправительственных фондов.

7.Эколого-оздоровительное. Поскольку здоровье ребенка тесно связано с состоянием окружающей его среды, качеством употребляемых продуктов и материалов, используемых для оформления поме­щений детского сада, многие дошкольные учрежде­ния занимаются вопросами здоровья и экологии в комплексе. Некоторые ДОУ получают консультаци­онную помощь со стороны медицинских учрежде­ний и учреждений санэпидемнадзора, что благопри­ятно сказывается на здоровье и развитии детей. Экологические фонды, комитеты природопользова­ния оказывают дошкольным учреждениям помощь в озеленении территорий, в улучшении окружаю­щей среды.

8.Практическое. В развитии системы экологиче­ского образования в дошкольных учреждениях за­интересованы многие общественные организации, так как через детские сады они могут вовлекать в различные природоохранные акции не только детей, но и их родителей, воспитателей. Например, у нас в стране каждую весну проходит акция «Марш парков», в которой могут участвовать взрослые и дети.

9.Рекламное.Освещение работы дошкольных учреждений в прессе, на телевидении помогает прежде всего развитию сотрудничества с другими организациями, получению финансирования, оцен­ке работы коллектива, привлекает внимание роди­телей, административных работников к проблемам экологического образования.

Наши рекомендации