Деятельность оренбургского военного губернатора г.с. волконского в 1812 году в отечественной историографии
В 1812 г. во главе Оренбургской губернии находился Оренбургский военный губернатор генерал от кавалерии князь Г.С. Волконский, назначенный на эту должность в 1803 г. Он был известен как человек в преклонном возрасте, имевший большие странности в поведении, глубоко верующий, сподвижник А.В. Суворова, участник многих войн екатерининской эпохи. Известно, что в 1812 г. из Оренбургского края было направлено в российскую армию, на войну с Наполеоном значительное число войск.
Это были офицеры и солдаты из гарнизонных батальонов, находящихся на Оренбургской пограничной линии, составлявших 28-ю пехотную дивизию, которой командовал сам Оренбургский военный губернатор. Она состояла из 4-х бригад. В 1-ю входил Оренбургский гарнизонный 2-х батальонный полк и Орский гарнизонный батальон; во 2-ю – Кизильский, 1-й, 2-й, 3-й линейные Оренбургские гарнизонные батальоны; 3-я состояла из Верхнеуральского, Троицкого, Звериноголовского и 4-го линейного Оренбургского гарнизонных батальонов; 4-ю бригаду была из Казанского гарнизонного 2-х батальонного полка. Бригадные управления размещались в Оренбурге, Кизильской и Верхнеуральской крепостях, Казани. Штаб дивизии находился в Оренбурге. Дивизия выполняла свою основную задачу – охрану юго-восточной границы Российской империи от набегов степной вольницы.
Кроме того, Волконский смог в короткие сроки организовать сбор и отправку в армию национальной конницы – 2 полков башкир и полк ставропольских калмыков в июне 1811 г. В 1812 г. – 18 полков башкир и 2 полков мишарей (мещеряков), заменив на границе 2-й тептярский конный полк, также командированный в 1812 г. Из казачьих частей он смог подготовить и отправить в армию Оренбургский Атаманский тысячный и 3-й Оренбургский пятисотенный казачий полки, а из уральских казаков – 5-й Уральский пятисотенный казачий полк. Таким образом, в 1812 г. князь Г.С. Волконский проделал большую работу по подготовке и отправке в армию резервов, как пехоты, так и иррегулярной конницы.
Личность и деятельность Г.С. Волконского стала предметом изучения еще в XIX в. Это были работы, в которых князь представлялся как человек со странностями, волею судеб, оказавшийся во главе края [1]. Некоторые сведения о Волконском и его окружении накануне событий Отечественной войны сообщают мемуары его сына, будущего участника декабристского движения [2]. Положительно оценил деятельность Г.С. Волконского в своих мемуарах Чернов [3]. В русле дореволюционной историографии была составлена насыщенная комментариями переписка князя, изданная Б.Л. Модзалевским в 1918 г. [4]. В советский период личность Оренбургского военного губернатора не стала предметом специального изучения. В современной российской историографии исследователи обратились к изучению деятельности Г.С. Волконского на посту Оренбургского военного губернатора. Первой работой, имеющей характер компиляции, был соответствующий раздел в книге об Оренбургских губернаторах, написанный В.Семеновым и В. Семеновой. [5]. В ней описывалась вся деятельность князя, как в отношении военных приготовлений, внутренней политики, и решения пограничных вопросов. Большое внимание в своих работах деятельности Г.С. Волконского на посту Оренбургского военного губернатора и военного администратора в 1812 г. уделил в своих работах Р.Н. Рахимов [6]. Им рассмотрены взаимоотношения всех военных губернаторов и башкир, восприятие башкирами личности представителей царской власти [7]. Подготовка князем резервов и отправка их в армию также стала предметом рассмотрения в ряде его работ. Он в результате подсчетов пришел к выводу, что «В 1811–1812 гг. из состава 28-й пехотной дивизии по распоряжению Оренбургского военного губернатора было отправлено в различные командировки для подготовки резервов и в полки иррегулярной конницы – 23,8% от всей её численности. Волконский оказался, несмотря на свой возраст, энергичным и подготовленным администратором, опытным военным. Получив указание царя, и оценив все возможные угрозы для границы и сохранению спокойствия в крае, он в кратчайшие сроки смог отправить к армии не только офицеров и унтер-офицеров, что собственного от него и требовалось, но и рядовых, национальную и казачью конницу, т.е. все силы, которые можно было собрать в тяжелую пору 1812 г.» [8]. В статье, посвященной мобилизации башкирских полков летом 1812 г., написанной Р.Н. Рахимовым, также показана деятельность Г.С. Волконского [9].
Таким образом, деятельность Оренбургского военного губернатора князя Г.С. Волконского рассматривалась в дореволюционной историографии, в основном мемуарного характера и в современной российской. Исследователи И.В. Чернов, Р.Н. Рахимов пришли к выводу о том, что военно-административные действия губернатора, принимаемые им в 1812 г., были эффективны. Многие аспекты ее требуют тщательного изучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ребелинский М.С. Из дневников // Русский архив. 1898. № 3. С. 56; Де-Пуле М.Ф. (Второв И.А.) Отец и сын. Опыт культурно-биографической хроники // Русский вестник. 1875. №. 6. С. 463–524.
2. Волконский С.Г. Записки Сергея Григорьевича Волконского (декабриста). СПб., 1901.
3. Чернов И. В. Записки генерал-майора Ивана Васильевича Чернова. Оренбург, 1907.
4. Архив декабриста С. Г. Волконского. Пг., 1918. Т. I. До Сибири. Ч. 1. 5. Семенов В.Г., Семенова В.П. Губернаторы Оренбургского края. Оренбург, 1999. С. 155–177.
5. Рахимов Р.Н. Документы о башкирских полках в 1812 г. // Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография: Сборник материалов. М., 2009. Т. VIII. С. 291–300; он же. Офицеры Оренбургского гарнизонного полка – командиры башкирских и калмыцкого полков в 1812–1814 гг. // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании. Уфа, 2008. Т. 3. С. 364–369.
6. Рахимов Р. Н. Оренбургские военные губернаторы в восприятии башкир: власть империи и империя власти // Империи и империализм нового и новейшего времени: Сборник статей. СПб., 2009. С. 123–128.
7. Рахимов Р.Н. Подготовка резервов для русской армии в 1812 году Оренбургским военным губернатором Г.С. Волконским // Отечественная война 1812 года и российская провинция в событиях, человеческих судьбах и музейных коллекциях: Материалы Всероссийской научной конференции. Малоярославец, 2009. Вып. XVII. С. 176–186; он же. Отечественная война 1812 г. и Оренбургский край // Материалы региональной научно-практической конференции «Не даром помнит вся Россия…», посвященной проблемам исследования Отечественных войн в истории России: 1812 г. и 1941–1945 гг.: Сб. статей. Уфа, 2010. Вып. II. С. 17–23.
8. Рахимов Р.Н. Тревожная осень 1812 года // Ватандаш. 2011. № 7. С. 3–12.
Л.Т. Гайнанова,
учитель истории и обществознания
МОБУ СОШ с. Большая Ока (Мечетлинский район РБ)
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ