Фронтальной проверке они читают записанные равенства
Выполняя задание 41, все желающие записывают на до-
Ске выражения, которые соответствуют данному условию.
Затем каждое из записанных выражений обсуждается фрон-
тально. Полезно выяснить: – Сколько всего выражений,
отвечающих данному условию, можно записать? (Девять:
61 _ 9; 62 _ 8; 63 _ 7; 64 _ 6; 65 _ 5; 66 _ 4; 67 _ 3; 68 _ 2;
69 _ 1.)
Методические рекомендации к урокам. I четверть
Работая с заданием 42, второклассники самостоятельно
Записывают в тетрадях выражения, которые соответствуют
Рисункам и находят их значения. Следует акцентировать
Внимание детей на том, что однозначное число вычитается из
Десятка.
Задание 43 выполняется самостоятельно в тетрадях. Те,
Кто затрудняются, могут пользоваться моделями десятком
И единиц. Фронтально обсуждается правило, по которому
составлен каждый столбец. Например, столбец 1): умень-
Шаемое увеличивается на 10; вычитаемое _ не изменяется.
Полезно выяснить: – Можно ли продолжить столбец по тому
же правилу? – Чем похожи результаты в первом столбце?
(В разряде единиц цифра 8). Аналогично советуем обсудить
Все столбцы.
Рекомендуем включить в урок № 39, 40, 42, 43, 44, 45
ТПО № 1.
№ 39 ТПО № 1. Правило, по которому составлен первый
Столбец, обсуждается фронтально (первое слагаемое увели-
Чивается на 2 дес., второе не изменяется). Затем дети само-
стоятельно выполняют задание и читают записанные в тет-
Радях равенства.
Работая с № 40 ТПО № 1, второклассники сначала само-
стоятельно выполняют задание. Затем обсуждается прави-
Ло, по которому записаны равенства. (В каждой паре скла-
Дывают двузначное и однозначное число; значение суммы _
«круглое» число; в первом слагаемом цифры переставлены, а
Второе слагаемое дополняет его до ближайшего круглого чис-
Ла). Вполне возможно, что не все учащиеся смогут сформули-
Ровать правило, поэтому для самостоятельного составления
Выражений в первых трех парах даны первые слагаемые.
Ориентируясь на этот признак, дети записывают первые сла-
Гаемые во вторых парах, а затем дополняют их до ближайше-
Го круглого числа.
В № 42 ТПО № 1 дети анализируют рисунок и самостоя-
Тельно записывают равенства, которые ему соответствуют.
№ 43 выполняется так же, как № 42.
В № 44 ТПО № 1 сначала следует обсудить с ребятами
Правило, по которому вычитаемое представили в виде сум-
Мы двух слагаемых. Сравнивая записанные суммы, второ-
Классники отмечают, что в каждой сумме первое слагаемое
Методические рекомендации к урокам. I четверть
Равно 1 и из круглого числа вычитают сначала 1, а затем
второе слагаемое. Полезно обсудить с учениками: _ В чём
преимущество этого приёма? (Обычно дети указывают на то,
Что вычесть 1 легко, всегда получим число, у которого в раз-
Ряде единиц записана цифра 9.) После этого можно выпол-
Нить вычитание без перехода в другой разряд (30 _ 1 _ 29;
Если выполнение задания вызывает у школьни-
ков трудности, учитель даёт указания: а) представим каждое
Вычитаемое в виде суммы двух слагаемых, одним из кото-
Рых является число 1; б) вычтем из круглого числа сначала
Первое слагаемое (1), а затем второе слагаемое; в) запишем
Результат.
Работа с № 45 позволяет рассмотреть другой приём вы-
Читания однозначного числа из круглого, когда уменьша-
Емое можно представить в виде суммы двух слагаемых, од-
Ним из которых является число 10. Важно, чтобы заполняя
«окошки», ученики проговаривали свои действия. Напри-
мер: 60 _ 6 _ 54. Представим уменьшаемое в виде суммы
двух слагаемых: 10 и 50; вычтем из 10 число 6, получим 4
и прибавим к нему число десятков: 4 _ 50 _ 54. В дополне-
Ние к комментированию советуем использовать предметную
Наглядность. (Модели десятков и единиц.)
На дом: задания 38 (3–4), 39, 44.
УРОК 13. (Задания 45–49)
Цель. Формировать умения вычитать из круглого числа
Однозначное, используя знания о соотношении единиц
Длины.
После проверки домашней работы учащиеся работают с зада-
Нием 45 (1, 2, 3). Рекомендуем использовать демонстрацион-
ный бумажный метр, на котором будут чётко выделены деци-