Онтологический принцип 1–3 10 страница
Схема 252
Но если способностей, соответствующих силе проблемной ситуации еще нет, а поддержка со стороны, за «перегородкой» недостаточна, то проблемная ситуация обостряется. Она может неверно осознаваться. Выход, вне перспективы изменения способностей, что ведет к утере живой ситуации, состоит в ожидании более благополучного хода процессов (см. схему).
Схема 253
Однако и ожидание, и внешняя помощь сам по себе дают ограниченные возможности. В то же время «недействие» является предпосылкой к новым возможностям, если оно насыщено рефлексивностью. Вот что говорится в гексаграмме 39.
39 Разлад препятствует деятельности.
Силы разрешения обстановки – великий человек. Внутренняя жизнь неподвижность, внешняя жизнь – опасности
39.1 Уход в себя как обхождение препятствия
39.2 Человек не является виновником препятствий в ситуации
39.3 Уход в замкнутость
39.4 Вступление вовне. Сильные препятствия ведут к погружению в себя, и находится выход, помощь в соответствии с силами
39.5 Максимальные препятствия, но перспектива
39.6 Уход в себя, остановка, обход, помощь извне
Препятствия приостанавливают действие. Само по себе продолжение действия здесь невозможно, но недостаточно и простое ожидание. Уход в себя как сосредоточенность и терпение не добавляют новых качеств. А если это нейтрализация недостатков, которые усиливают «разлад» и дестабилизацию, то возникает осознание связи успешности с качествами действующего (см. схему).
Схема 254
Соотнесение динамики бытия человека с тем, что произошло и появлением затруднения приводит к выводу, что сам человек «не виноват», но вносит вклад в препятствие самому себе и партнеру (см. схему).
Схема 255
Следствием является нейтрализация вреда путем ухода в «замкнутость» (см. схему).
Схема 256
Сосредоточение в себе связано с достижением успешности и установка на возможность, и необходимость успеха придает ему рефлексивность. Некоторое накопление позволяет возвратиться в действие, но новые препятствия возвращают в погруженность в себя и ее результативность в соответствии с накоплением сил для преодоления препятствия (см. схему).
Схема 257
Все это подготавливает к встрече с наибольшими препятствиями. Но именно в них и готовится перспектива (см. схему).
Схема 258
Однако инерция рефлексивных выходов и реагирование на ситуации «отвлекают» от принципиальных выводов в рефлексии (см. схему).
Схема 259
«Уход в себя», сосредоточенность на человеке как причине неудач потенциале будущего успеха может вести к поиску положительного подхода к актуальному состоянию действующего, идущего по «дороге развития». Поэтому в проявленности отрицательного, неадекватного новым требованиям и условиям видится «зло», за которым скрыто в «глубинах» добро, перспектива. Поэтому нужно активное отстранение, «преобразование отрицательного в положительное» путем активного ограничения имеющегося и ставшего препятствием, «злом» и расчищение места, выявление нового, более развитого.
Однако сначала необходимо в самом сосредоточении преодолеть инерцию прежнего состояния развития, мешающего сосредоточиться.
40.1 Успокоение
40.2 Сомнение, идущее извне. Сопротивление сомнениям
40.3 Остается возможность неследования правильному. Стойкое придерживание прежних сил и опыта
40.4 Ликвидация вредных влияний
40.5 Помощь в поступках благородного человека, без эгоизма, с правотой и прямотой
40.6 Активное освобождение от пут
Рефлексивность предполагает отход от активности и волнений, «успокоение», при котором может быть осуществлен выход из прежнего и вхождение в новое, потенциально, мыслительно, по устремленности. Здесь подчеркивается успокоение (см. схему).
Схема 260
Но возникают сомнения в уходе от прежнего и необходимости идти в будущее, мешающие сосредоточению и успокоенности (см. схему).
Схема 261
Даже преодоление сомнения не гарантирует возможность следования новому, поэтому приходится удерживаться хотя бы на том, что уже удалось достигнуть как условие перехода к движению «веред» (см. схему).
Схема 262
Но чтобы в большей степени предопределить переход к новому, необходимы усилия по ликвидации источников дестабилизации в рефлексии, вредных влияний (см. схему).
Схема 263
В то же время нейтрализованность вредных воздействий еще не предопределяет переход к новому. Для этого еще необходимы дополнительные силы. А если их нет, то нужна помощь того, кто уже может адекватно существовать в новом (см. схему).
Схема 264
В результате «освобождение от пут» достигается (см. схему).
Схема 265
Мы видим, что случайность перехода от прошлого к новому в рефлексии заменяется неслучайностью, хотя и с помощью со стороны «учителя». И это характерно при встрече с «принципиально значимыми» препятствиями. Не имея достигнутых «сил», подготовленности, идущий вперед проявляет свободу от пут прежнего состояния. Но она еще обладает случайностью, о чем говорится в гексаграмме 41.
41 Свобода, если она не сдержана, ведет к произволу. Нужны ограничения, идущие «от себя»,
убавляющие достигнутое при соблюдении внутренней правдивости и стойкости
41.1 Деятельность на личную пользу должна быть отведена на задний план. Ограничение эгоизма. Альтруизм.
Но это должно быть продуманным убавлением качеств,
не чрезмерным
41.2 Уравновешенность при подготовке прибавления
41.3 Преодоление выбора деятельности, свободы под воздействием извне
41.4 Уходит торопливость.
Не уменьшаются достоинства человека
41.5 Автоматическое появление лучших качеств деятельности при планомерности и погашении эго
41.6 Воссоединение разрозненных людей вокруг центра и потеря самостоятельности
Тем самым, сначала порождение нового идет на фоне «личных интересов», в чем проявляется инерция прежних состояний. Их надо нейтрализовать и освободиться к «альтруизму». Однако переход к неэгоцентрическому порождению нового, проектирование должен быть соответствующим динамике ситуации, «продуманным» (см. схему).
Схема 266
Здесь проявляется механизм самоорганизации, создающий эффект «уравновешенности» (см. схему).
Схема 267
С другой стороны, необходим тот вариант из возможных в проектировании, который был бы учитывающим условия деятельности, влияющие на субъекта в деятельности в логике деятельности, например, «заказ» (см. схему).
Схема 268
Поскольку «уравновешенность» сохраняет свое действие, то нет и торопливости в реагировании на внешнее (см. схему).
Схема 269
Порождение норм, «планов» и «планомерности» в деятельности совмещено с преодоленностью фактора «эго» (см. схему).
Схема 270
Отсюда и указание на «автоматизм», неизбежный для нормореализационного процесса, для деятельности исполнителя. Именно на этом уходе от персонификации и возможна совместность деятельности и их группирование вокруг «центра» см. сх. 263).
Схема 271
Теряется «самостоятельность» в его эгоцентрическом понимании. На фоне такой «утери» происходит приобретение более высоких качеств. Об этом и говорится в гексаграмме 42.
42 Убавление приводит к умножению положительных сторон, если злу противостоит активное создание добра, а не выжидание, если сохраняется внутренняя правдивость. Исходя из этого, можно предпринимать серьезные дела, ведущие к крупным переменам
42.1 Предрасположенность к крупным делам, идя по пути приумножения не только собственных достоинств, но и всего окружения
42.2 Жертвоприношение
42.3 от других может быть помощь и противодействие. Полезны и помощь, и противодействие.
В борьбе с препятствиями закаляется человека
при внутренней правдивости и умении совершать верные и нужные поступки, не скрывая свои силы, имея руководящий образец, так как своих сил еще не хватает.
Приумножение еще не доведено до предела
42.4 Серьезные дела, затрагивающие и окружение
42.5 Приумножение не исключительно для своей пользы.
Роль необходимости важнейшая. Особенно направляя силу на тех, кто ниже в каком-то смысле. Помощь извне
42.6 Помощь оказанием препятствий, но не исключительно ими
Мы видим, что «большие дела» не только способствуют совершенствованию человека, но и приводят к таким отношениям между людьми, когда необходима взаимозависимость через посредство единой, значимой для всех нормы. Тогда появляются устойчивые «группы». Здесь говорится, что большие дела способствуют прохождению пути умножения достоинств всех, групповых достоинств (см. схему).
Схема 272
Взаимозависимость в усилиях при достижении «общих» результатов стимулирует помощь друг другу, приложение усилий «ради других» «жертвоприношений» (см. схему).
Схема 273
Любое преодоление препятствий, прикладывание сил и напряжение обеспечивают совершенствование каждого, а неухождение от этих напряжений опирается на механизмы воли, самоорганизации и др., сформированные ранее и укрепляемые в приложении усилий – «правдивость», «умение совершать верные поступки». Но успешности может помогать опора на образец, помогающий при недостаточности сил для самостоятельного достижения успеха (см. схему).
Схема 274
Усиление со стороны способности к адекватному действию увеличивает потенциал результативности совместных усилий (см. схему).
Схема 275
Совместность, использующая согласование и совместную рефлексию, порождает и усиливает нормативность, отчуждаемую от отдельных людей необходимость, в том числе и в помощи тем, кто «слабее». Здесь подчеркивается, что помощь только в том случае сопровождает и способствует «росту» способностей, если она способствует прилагающему усилия, подчиненные необходимости, нормативности (см. схему).
Схема 276
Именно трудности делают полезными подсказки, тогда как успешное действие далеко не всегда сопровождается положительным к подсказкам отношением. Подсказка встраивается в путь к адекватности. Если осознается роль затруднений. То сама постановка затруднений превращается в условие дальнейшего совершенствования, воспринимается как помощь (см. схему).
Схема 277
Обращенность внимания на свое совершенствование за счет своих усилий, своевременной и корректной помощи, способствования и препятствования неадекватным действиям, заимствование опыта полезного препятствования превращается в «самовоспитание». Об этом говорится в гексаграмме 43.
43 Стремление творческих сил и препятствия расступаются. Решимость и правдивость,
исходить из себя, от своего собственного лица, заботясь о самовоспитании
43.1 Проявление мощи может давать и благоприятный результат, и неблагоприятный
43.2 Настроение страха. Неуспех пугает.
Нужна уравновешенность
43.3 Действия неблагоприятны. Но решимость и предвидение опасности. Ломка прежнего, созидание нового.
Роль благородного вождя. Но на него могут влиять этически недоразвитые. Понимая их, он действует
по моральным нормам, убеждениям, которые ведут его
43.4 Сам действовать еще не может. Надо решиться
43.5 Сохранение умения неуклонно идти по правильному пути
43.6 Противоречие с ситуацией, которая неблагоприятна. Намечается новая ситуация
Накопление «сил» создает проблему адекватного их использования. Самореализация сил не обязательно ведет к тому результату, который нужен в деятельности (см. схему).
Схема 278
Неадекватное применение сил ведет к неудовлетворенности, опасениям, «страху», так как приобретенное соотносится с локализацией его полезности, а управления силами еще не достаточное (см. схему).
Схема 279
Обнаружение неадекватного использования сил ставит перед необходимостью самокоррекции. Основания для оценки, «моральные принципы и правила» в случае стимулируемой извненеадекватности используются лишь инерциально, по готовым нормам и этим останавливают моральное развитие, не способствуют выявлению нового (см. схему).
Схема 280
Но во «вредном» воздействии есть зачаток и повод иных моральных оснований, может быть более высоких. Надо пойти по пути раскрытия нового, решиться на это (см. схему).
Схема 281
Однако, первое столкновение с новой перспективой оказывается неудачным из-за консерватизма и решение возвращает к прежним моральным основаниям (см. схему).
Схема 282
В том случае, если новая ситуация провоцирует несоблюдение прежних моральных норм может появляться вовлеченность в возможность нахождения иного решения и случайное способствование «новому».
44 Концентрация зла начинается.
Компромисс недопустим
44.1 Движение остановлено, привязано к тормозу. Стойкое пребывание на месте, но стремление к действию
44.2 Уравновешенность внутренних качеств. Намечается синтез перечащих сторон. Отчуждение неблагоприятно
44.3 Сопротивление изнутри. Косность и продолжение действий
44.4 Усиление перечения. Меньше возможности синтеза. Подчеркивание правоты
44.5 Максимум выявления вовне во имя преодоления,
до глубины содержания. Ради преодоления и гармоничного включения деятельности в среду. Затаенность внешнего проявления, скрытие достоинств
44.6 Движение в разные стороны, неприемлемое.
Окосневение в себе. Стыдно. Перечение идет к концу
Тем самым, говорится об усилении иного, требующего замены прежних моральных устоев. Рядоположенность с прежними условиями уже заменена преобладанием новых, сосредоточением «зла», с точки зрения прежних устоев. Сначала приостанавливается прежняя динамика (см. схему).
Схема 283
Приостановка связывает проявление к началу, непроявлению, усложненному складывающейся направленностью иного (см. схему).
Схема 284
Здесь проявляется уравновешенность направленностей, возможность их «синтеза». Однако «мощь» прежнего преобладает и выражается инерцией прежних поступков (см. схему).
Схема 285
В то же время сопротивляемость новой тенденции растет и проявляется в усилении «перечения», уменьшающем возможность синтеза направленностей (см. схему).
Схема 286
Затем максимальное проявление прежней направленности, старающейся нейтрализовать противодействие (см. схему).
Схема 287
В завершении микроцикла тенденции вызывают противонаправленные внешние проявления и их непримиримость (см. схему).
Схема 288
Проявленность вовне прежних и возникающих устоев, невозможность победы в противостоянии лишь за счет эгоцентризма имеющихся принципов и устоев подготавливает «синтез», о чем говорится в гексаграмме 45.
45 Воссоединение живого и мертвого. Встреча с великим человеком. Великие жертвоприношения для воссоединения
45.1 Правда рождается в синтезе как отражении действительности. Здесь она намечается
45.2 Воссоединение и при пассивности одной из сторон. Главное не жертвы, а правдивость
45.3 Неправильное воссоединение может быть. Пропуск благоприятного момента
45.4 Возможность соединения. Переживание счастья
45.5 Притягивание других к главному, носителю, предтече воссоединения. Недоверие не стойко
45.6 Завершение, переживаемое как горе
Мы видим, что противодействие и непримиримость не могут быть длительными по законам универсума, так как «все течет и изменяется» по Гераклиту и в рамках всего тонуса содержательного видения мира в данной книге. Успокоение в противодействии связано с сохранностью возникшего в синтезе. Сначала синтез лишь намечается (см. схему).
Схема 289
Пассивность одной из сторон не мешает синтезированию, хотя и вносит случайность в результат (см. схему).
Схема 290
Случайность синтезирования может вести к «неправильному результату» (см. схему).
Схема 291
Само появление синтеза, сохранение и «признание» нового порождает субъективное удовлетворение, «счастье» (см. схему).
Схема 292
Воодушевление стимулирует активность в привлечение «различных» начал, основ, но при преобладании «главного» (см. схему).
Схема 293
Инерция синтезирования исчерпывается при субъективной открытости к нему (см. схему).
Схема 294
Синтезирование устоев, при выделенности «главного» обуславливает стремление к совершенствованию. Об этом говорится и в гексаграмме 46.
46 Рост как результат воссоединения сил. Возможность увидеть более развитого, высоко стоящего
46.1 Начало подъема. Отдать отчет о том, каковы условия подъема и как осуществлять
46.2 Умение подниматься правильно. Форма внутренней правдивости. Несущественно, сколько принесено жертв
46.3 Тщетно подниматься лишь в пределах ступени
46.4 Действует царь. Для окружающих деятельность сосредоточена в нем
46.5 Стойкое сохранение позиции. Но моральный долг подниматься по ступеням. Максимальная помощь всем, кто движется наверх, даже если они не замечают это
46.6 Воссоединение, подъем. Внешняя проявленость на заднем плане. Стойкое сохранение подъема
Сначала рефлексируется путь, условия и способ «подъема» на измененной основе, «моральной» базе (см. схему).
Схема 295
Затем вносится неслучайность, «форма внутренней правдивости», «подъема», вне зависимости от траты, объема прилагаемых сил (см. схему).
Схема 296
При этом подчеркивается различие между совершенствованием в пределах ступени и между ступенями лестницы «развития» (см. схему).
Схема 297
Но переход на следующую ступень предполагает качественные изменения и на него способен лишь тот, кто прошел путь или накопил потенциал перехода. Он показывает возможность перехода (см. схему).
Схема 298
При появлении образа возможности перехода на следующую ступень порождается стремление к повторению образца, а прохождение шага развития осуществляется при поддержке более опытного (см. схему).
Схема 299
Исчерпывание подъема на следующую ступень позволяет идущему присоединиться к тем, кто уже прошел путь (см. схему).
Схема 300
Движение по ступеням зависит от потенциала совершенствования, который всегда ограничен. Об этом говорится в гексаграмме 47.
47 Силы ограничены. Их исчезновение. Но человек должен быть развитым, великим для этого, полагаясь на самого себя
47.1 Окружение предрасположено ставить препятствия развитию, проявлению стойкости. Одиночество, на которое человек обречен
47.2 Стойкость, не предпринимать крупных дел, выждать. Служение тому, кто выше. Жертвоприношение
47.3 Движение затруднено. Одиночество
47.4 Медленно идет помощь, но стремление идти вперед
47.5 Истощение сил. Стоять нельзя. Помощи нет. Расчет на помощь
47.6 Слабость. Кажется, что любое движение ведет к дурному. Находить силы для освобождения от иллюзии истощения
Проходящий путь развития имеет подготовленность к трате сил в рамках прежних оснований, тогда как реализация новых оснований внутренне еще не подготовлена и лишь начинается. Поэтому он еще не готов успешно преодолевать затруднения на своем пути, а тем более использовать затруднения для ускорения развития. В то же время в естественных условиях окружение, его воздействие легко превращаются в факторы затруднения для идущего. Это стимулирует и «одиночество», стремление уйти от источников дополнительных затруднений (см. схему).
Схема 301
Сопротивление препятствиям, уход из общения, стойкость в прохождении пути сочетается с осторожностью в использовании имеющихся сил, уходом от «больших дел» (см. схему).
Схема 302
«Выжидание», подчиненное положение во взаимодействии и т.п. сопровождается экономией сил. Ситуационное замедление порождает эффект почти остановки в целом (см. схему).
Схема 303
Поскольку стремление пройти путь к новым уровням остается, то «замедление» не прерывает движение, а пользование помощью зависит от медленно возрастающих возможностей к использованию по сути, неслучайным образом (см. схему).
Схема 304
В наиболее ответственный момент, где количество должно переходить в качество возникает «истощение» сил и максимальное напряжение, а также ожидание «последней капли» в помощи (см. схему).
Схема 305
Дефицит сил и возрастание вероятности ошибок начинает осознаваться как неизбежность прихода к ошибкам и отчаяние, с которым надо бороться (см. схему).
Схема 306
Но неуспехи на самых значимых фазах в развитии, в прохождении пути «естественны», и помощь со стороны не столько помогает, сколько отдаляет в развитии. Об этом говорится в гексаграмме 48.
48 Нахождение иссякших сил внутри идущего, а не в окружении. Надо их достать, и для этого нужны силы
48.1 Что-то есть на дне колодца
48.2 Не удается еще зачерпнуть, не хватает сил. Еще много прежнего. Состояние истощения
48.3 Очищен колодец. Накоплены силы, но еще недостаточны для помощи другим
48.4 Очищено и можно помогать другим
48.5 Пьют из колодца
48.6 Тенденция к угасанию
По ходу продвижения к более совершенному накапливается потенциал, соответствующий новому уровню (см. схему).
Схема 307
Но этот потенциал еще не используется в самом прохождении пути сколько-нибудь сознательно из-за «невидения» и отсутствия способности пользования новым (см. схему).
Схема 308
Однако попытки «разглядеть» новые способности, их возможности в действии по развитию сначала дают мало определенный образ «Я» и его потенциала, смешанный с содержанием прежнего. Наконец образ доопределяется по содержанию, «очищается», хотя объем сил может быть недостаточным, даже для помощи другим (см. схему).
Схема 309
На определенном шаге «дозревает» и способность (см. схему).
Схема 310
После этого новым потенциалом пользуются как «извлеченным» из «колодца» (см. схему).