Ругань, насмешка, пристыживание, обзывание 3 страница
2. Решающая значимость для воспитателя мнения, оценки директора, завуча, «начальства» (центрация на администрации). Типичные высказывания: а что скажет или подумает обо мне руководитель?
3. Приоритетное значение оценки коллег, действия в интересах ее поддержания или улучшения, конформность, характерные мысли: а что обо мне скажут, подумают в коллективе?
4. Ориентация на оценке родителей воспитанников (центрация на родителях), особенно в ситуации платного обучения, специализированных и частных образовательных учреждений.
5. Сосредоточенность на содержании и способах своей деятельности (центрация на методике). Методоцентрические воспитатели могут быть творческими, знаменитыми. Но в ядре их творчества не воспитанник, а средство.
6. Приоритетный интерес к развитию воспитанника, его проблемам, стремлениям, мыслям, переживаниям (цент рация на воспитаннике, гуманистическая центрация). Педагоги с такой центрацией наиболее соответствуют сути педагогической профессии.
7. Доминирующий интерес к коллективу, группе, искренняя увлеченность работой со всеми вместе без внимания к конкретной личности (центрация на коллективе).
Мотивы, которые побуждают педагога к деятельности, весьма различны, их иерархия и соподчиненность должны иметь определенную динамику, связанную с профессиональным становлением: стремление к признанию, самоутверждению è акцентировка на содержании воспитания, обучения è повышенный интерес к способам педагогической работы è преобладание интереса к пониманию и развитию ребенка.
Ситуативные установкиобнаруживаются в непосредственном взаимодействии педагога с воспитанниками. Они направлены на ребенка, на себя как воспитателя, на содержание и способ взаимодействия с воспитанниками. Каждая из этих установок имеет множество вариантов, расположенных на оси субъект-объектного и объект-субъектного понимания педагогического процесса.
В субъект-субъектной установке педагога проявляется: а) личностное отношение к ребенку, настрой на его восприятие, понимание переживаний, целей, интересов, взглядов, отношений; б) значимость собственных личностных проявлений для успеха педагогической деятельности; в) стремление к развивающему, личностно-значимому и привлекательному для воспитанников содержанию, важному и интересному также для себя; г) установка на сотрудничество в совместной деятельности и диалогичность в общении с детьми.
Противоположные тенденции проявляются в субъект-объектной установке педагога. Фиксированные, ситуативные установки педагога — это психофизиологические механизмы предвосхищения определенных действий и готовности к определенным реакциям в конкретных ситуациях (Д.И. Узнадзе). Они находятся под влиянием личностных центраций и социальных аттитюдов педагога.
Итак, личностное проявляется в профессиональном через ценностные ориентации и установки личности. Они как раскрывают, так и маскируют проявление личностных, индивидуальных особенностей воспитателей. Педагогические установки педагога формируются под влиянием общего отношения к различным сторонам жизни, самому себе, людям, деятельности. Они связаны глубинно с мировосприятием педагога, его жизненными смыслами. Вот почему изменение педагогических установок воспитателя невозможно без работы психолога с личностью педагога.
2.2. МЕТОДЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ПЕДАГОГА
Педагогу гораздо сложнее разобраться в своих личностных проблемах и справиться с ними, чем совершенствоваться в той или иной профессиональной области. Традиционное невнимание к личности самого учителя, миф об идеальном учителе, постоянная демонстрация в лице учителя «сильного» типа личности привели педагога к закрытости, неискренности и другим способам защитного и компенсаторного поведения. Сложившийся в педагогической культуре менталитет педагога не позволяет ему думать о себе как некомпетентном в каких-то сферах, имеющем право на ошибку, уязвимом, слабом, нуждающемся в психологической поддержке и помощи не только со стороны психологов, но и собственной семьи, и собственных воспитанников, учеников. Высокие энергетические затраты профессии сами по себе плюс забота о поддержании культивируемого «имиджа» имеют высокую психологическую цену. В этих обстоятельствах педагог испытывает огромное нервно-психическое напряжение и часто не справляется с ним, не владея специальными методами и приемами саморелаксации.
Психотехнические игры и упражнения, которые может использовать психолог, помогая педагогам справиться с обстоятельствами, направлены на достижение двух целей (Самоукина Н.В., 1993). Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, т.е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психических сил учителя, расширение профессионального самосознания. Регулярное выполнение педагогом психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
Для занятий психотехническими играми не требуется большого количества времени и специальных помещений. Самостоятельно, в паре с другим педагогом, под руководством психолога педагог может практиковать такие игры на уроках, переменах, в специально отведенное время. Необходимо выработать у педагога привычку к психотехническим действиям, сформировать потребность в психологической стабильности и внутреннем порядке.
Применяемые игры условно делятся на пять типов: игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождения и игры-коммуникации.
1. Игры-релаксации
В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение 2—5 мин, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, педагог может снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Выполняя эти упражнения, он принимает своеобразный «психологический душ», очищающий психику и способствующий быстрому и эффективному отдыху.
Перечень игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания», «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я — ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я — резервуар».
2. Адаптационные игры
Используются в период адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности, смене педагогического коллектива, после длительного перерыва в работе, каникул. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов. Упражнения проводятся за 15 мин до начала занятий и в первые минуты после начала занятия. При этом используются игры «Фокусировка», «Дыхание», «Психоэнергетический зонтик», «Распределение внимания», «Переключение внимания», «Животное», «Эмоция».
3. Игры-формулы
Эти игры используются для вербального самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Можно проявлять индивидуальные вариации и отступления в виде выбора стиля формул, слов, длительности фраз и т.п. Важно иметь четкий язык формулировки самоприказа. Тексты формул самовнушения составляются педагогом заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и теперь». Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст. Большое значение имеет начало формулы: «Мое желание иметь...», «Я все сумею...», «Я убежден в том, что...», «Я верю в то, что...». Формула самовнушения повторяется до семи раз. При этом важна вера в «магические действия» произносимых слов. Проговаривание формул должно сопровождаться концентрацией воли и состоянием сосредоточенности. Используются утренние и вечерние формулы, имеющие целью внушить уверенность в себе, любовь к детям, позитивное отношение к работе; игры-формулы в течение рабочего дня, ориентированные на уменьшение напряжения, снятие волнения и усталости, восстановление сил.
4. Игры-освобождения
Это методическое выражение идеи децентрации. Любое напряженное психическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел снять центр ситуации с себя и перенести его на что-либо другое. По сути дела, децентрация осуществляется как объективация эмоционально отрицательного состояния, выбрасывания его вовне и тем самым избавление от него.
Существует несколько форм децентрации: ролевая, интеллектуальная, коммуникативная. Первая связана с перевоплощением человека в другой предмет, например в дерево; вторая производится за счет педагогической рефлексии, взгляда на себя со стороны, «психологического зеркала», например видеокамера; третья реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций, например плохой — хороший. Перечень игр-освобождений: «Диалог», «Видеокамера», «Плохой — хороший», «Мой враг — мой друг».
5. Игры-коммуникации
Для успешного выполнения педагогической деятельности воспитатель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от обстоятельств. Но в реальной практике часто происходит смещение позиций и нарушение правил общения. Позиционные игры способствуют формированию у педагогов внутренних средств, помогающих правильно ориентироваться в ситуациях общения. Игровые упражнения: «мышечная броня», «маска релаксации», «давление», «поставь себя на место другого», «монолог с двойником», «нейтрализация», «равенство», «взаимодействие», «Я—педагог», «Я—жена», «Я—мать», «анонимный список претензий», «ревизия» и др. Эти упражнения направлены на оптимизацию отношений педагога с учащимися, коллегами, родителями и собственной семьей.
2.3. МЕТОДЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА
В педагогическом общении каждый педагог использует свой индивидуальный стиль, свои способы влияния на детей. Одни педагоги (авторитары) открыто заявляют о своих целях и жестко добиваются их реализации. Они действуют по принципу «цель оправдывает средства». Другие (манипуляторы) скрывают свои истинные намерения, используя более мягкие средства воздействия, заставляющие ребенка жить по сценарию педагога, не замечая этого. Третьи (актуализаторы) искренне сообщают о своих намерениях, приглашают к совместному обсуждению выбора средств их достижения, глубоко верят в себя и своих воспитанников, их возможности.
Манипуляция— вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями (Доценко Е.Л.; 1996). В практическом смысле манипуляция — это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимое настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.
Педагогическое манипулирование не является полноценным общением, это его замена, суррогат. Оно всегда характеризуется формулой «субъект — объект». При этом выступающий в роли объекта ученик утрачивает активность, но зато развивает реактивность в виде агрессивности, тревожности и т.п. Педагог-манипулятор личностно закрыт от ученика. Он думает одно, говорит другое, а делает третье. Он не заботится о психологическом комфорте ребенка, не анализирует, что тот чувствует, как он относится к учителю, обучению, школе. Педагог расчетливо реализует в деятельности свои профессиональные, а иногда и личностные цели
Некоторые исследователи полагают, что манипулирование деструктивно по своим последствиям как для адресата, так и для самого манипулятора. Личностная структура адресата упрощается, он искусственно задерживается в своем развитии, «роботизируется». Другие утверждают, что манипуляция, использование психологических автоматизмов — неизбежное явление общества эпохи «карнегизации». Подавляющее большинство педагогических систем, предполагающих обучение, воспитание, формирование, также предполагает манипулятивное воздействие на ребенка. Однако воспитательное воздействие обязательно включает и поддержку ребенка в его личностном росте. Потерпевший же от манипуляции ребенок страдает из-за того, что обвиняет себя, а не манипулятора в неверном выборе, когда поступок уже совершен. Возникшее состояние создает картины внутреннего разлада, нарушение целостности личности. Деформация или задержка личностного роста для педагога-манипулятора чревата еще большими последствиями. Он сам является инициатором, а не жертвой. Со временем он создает целую систему манипулятивных средств, от которых не может отказаться. Технология манипулятивного воздействия требует внутренней раздвоенности и ведет к дезинтеграции личности.
Педагог не только может быть манипулятором, но и сам является жертвой манипулирования со стороны, администрации, коллег, детей, собственной семьи и т.д. Поэтому очень важно научить его, с одной стороны, поведению самоактуализирующейся личности, а с другой стороны — конструктивным способам защиты от манипуляций.
Возможные индикаторы манипуляции, о которых должен знать педагог:
а) дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения;
б) деформация в соотношении выигрыш — плата;
в) наличие силового давления на личность;
г) необычность ситуации взаимодействия (необычность мишеней воздействия, компоновки информации, несоответствие вербального и невербального поведения, стремление вызвать стереотипную реакцию);
д) необычность психологических реакций адресата (появление психологических автоматизмов, регрессия к инфантильным реакциям, скоропалительное принятие решений, состояние суженности сознания, изменение фоновых состояний — суетливость, напряженность, агрессия, обида и др.).
Типология защитных действий
Основной мишенью манипулятивных воздействий являются собственно-личностные (мотивационные) структуры, а основной деструктивный эффект — их расщепление. Таким образом, защита от манипуляции есть в первую очередь защита своей личности, сопротивление созданию в ней «пятой колонны», уничтожение и изгнание «перебежчиков» — структур, объективно работающих на пользу манипулятора (Е.Л. Доценко).
Отталкиваясь от филогенетически исходных форм самозащиты, можно выделить шесть основных способов противодействия манипуляторам.
1. Уход — увеличение дистанции, прерывание контакта, выведение себя за пределы достигаемости влияния, смена темы беседы, уклонение от встреч, отчуждение, отказ от контакта.
2. Изгнание — увеличение дистанции, удаление агрессора, осуждение, насмешки, ответная агрессия, уничтожение.
3. Блокировка — контроль воздействия, смысловые барьеры (мне трудно понять...), ролевые рисунки (я на работе...), ограждение себя, самоизоляция.
4. Управление — контроль воздействия, влияние на его характеристики (плач, вздохи, подкуп и т.д.), помыкание, подчинение другого.
5. Замирание — контроль информации о самом субъекте, сокращение подачи, искажение, оцепенение, подавленность.
6. Игнорирование — контроль информации, ее сокращение, стереотипизация, умаление степени угрозы, утрата адекватного восприятия, иллюзии.
Психотехники совладения
Совладать с собой в контексте защиты от манипуляции означает не позволить манипулятору достичь своих целей. Педагог может это сделать в трех формах:
а) не допустить поражения внутренних мишеней адресата — таких, как побудители активности (потребности, склонности, идеалы); регуляторы активности (установки, нормы, убеждения, оценки, верования); когнитивные структуры, операциональный состав деятельности (способ мышления, стиль мышления, привычки, умение, квалификация); психические состояния (фоновые, функциональные);
б) задержать автоматические реакции на выходе, не позволить появиться ожидаемым манипулятором чувствам и поведению, перенаправив энергию на анализ ситуации;
в) привести свой личностный аппарат в такое состояние, когда внешнее воздействие не способно произвести разрушительный эффект (разотождествление).
Не менее важная сторона работы психолога — обучение тому, как не манипулировать другими. Обращаясь к манипуляторам, Э. Шостром предлагает использовать уже готовые личностные предпочтения в средствах достижения цели (чаще деструктивные) таким образом, чтобы на их основе можно было создавать более конструктивные.
Манипуляция | Майевтика |
Поиск односторонней | Взаимовыгодное сотрудничество |
выгоды | |
Скрытое воздействие | Явное открытое воздействие |
Опора на автомати- | Развитие творческого потен- |
ческие и стереотипные | циала |
реакции обеих сторон | |
Создание илллюзий не- | Двухстороннее принятие от- |
зависимости | ветственности |
Преследование целей, | Заинтересованность в совмес- |
в которых собеседник не заинтересован | тном результате |
Итак, закономерности личностного роста дают возможность альтернативного выбора между самоактуализацией и манипулированием. Если психолог помогает педагогу избрать первый путь, необходимо развивать его способности к самопознанию, самопринятию, самоотдаче, что и является дорогой к самоактуализации.
2.4. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА
Анализ процесса профессионального роста педагога показывает, что эффективность последнего зависит от перевода воспитателя из объектной в субъектную позицию — позицию активного профессионального самовоспитания. Становление педагога, готового на высоком уровне выполнять свои функции и способствовать развитию личности ребенка, происходит при осознании им собственных возможностей и потребностей, принятие профессиональной деятельности как желаемой и целесообразной сферы реализации себя. Эффективность профессионального роста педагога зависит прежде всего от его внутренней активности, активизации таких внутренних регуляторов, как ценностная ориентация, мотивы деятельности, позитивная самооценка и инициатива в преодолении профессиональных затруднений.
Психологический механизм формирования и развития профессионализма как подструктуры личности может быть представлен следующим образом. Педагог в процессе самосознания, самооценки и саморегуляции своих психических состояний раскрывает внутренние причины затруднений и овладевает средствами их преодоления. Однако трудности педагогической профессии порождают, как правило, ситуацию внутреннего конфликта. Активный путь разрешения внутреннего конфликта характеризуется тем, что личность инициирует воздействие на источник противоречия с целью преодоления его причин. Реактивный путь предлагает преодоление противоречий за счет включения защитных механизмов.
Причинами, блокирующими личностные регуляторы профессионального роста, являются неадекватность практического действия педагога его собственным ценностным ориентациям и мотивам деятельности (педагоги-«теоретики»); активная организация практической деятельности на фоне авторитарных ценностных ориентации и мотивов деятельности (педагоги-«практики»); неспособность практически освоить профессиональные умения и навыки на фоне авторитарных ценностных ориентации и мотивов деятельности (педагоги-«неудачники»).
Работа психолога с педагогами по активизации личностных регуляторов поведения должна строиться на следующих принципах: приоритетность личностно-направленных профессионально-ценностных ориентации над практико-ориентированными; адекватность логики педагогической рефлексии; интегрированности человековедческих знаний и межпредметных связей; вариативность содержания обучения в зависимости от конкретного опыта и характера затруднений педагогов. Основным методом обучения педагогов в этом аспекте является развивающая педагогическая игра. Цель игры, как и цель педагогической деятельности, не должна быть подчинена узкой производственной необходимости. Она познавательна и созидательна. Ее продукт не предназначен для немедленного перенесения на реальную деловую почву. Он ценен как результат опредмечивания способностей игрока. Игровая модель не должна полностью задаваться ведущим. По ходу игры сохраняется полная свобода выбора роли и ее смены. Репертуар ролей: психолог, актер, управленец, исследователь, философ и др.
Главную функцию в активизации личностных регуляторов поведения выполняет основная единица игры — роль. Решающее значение имеет новизна роли для педагога, обеспечивающая «взгляд со стороны». Например, в роли психолога — это способность оценивать не личность, а поступок; распознавать характер внутренних проблем личности как причин отклонений в ее поведении и т.д. Роль «не учителя» стимулирует различные личностные возможности педагогов, способствует корректировке их соответствия со своими индивидуальными особенностями.
Цикл игр с педагогами включает пять основных блоков: личность, совместная деятельность, средовая адаптация, творчество и педагогическая концепция. Ниже приводится иллюстрация методики одной из таких игр (Каминская М.В., 1995).
Игровое проектирование «Путь к самоопределению»
Данное занятие проводится с целью оказания помощи учителю в осознании общих профессиональных стереотипов учительского труда, препятствующих развитию мастерства. В ходе занятия учителю оказывается помощь в формировании перспективных педагогических идей, на основе которых можно успешно развивать профессионализм независимо от стажа работы в школе.
Оборудование
Каждому участнику игрового проектирования приготовлена карточка-рисунок «Белый медведь»: оформленные на плотной бумаге задания группам, карточка с названиями мифов — «Миф о Великом Учителе», «Миф о Цели Образования», «Миф о Чтении — Лучшем Учении», «Миф о Вечном Бое», четыре венка оратора.
I тур Введение в игровую ситуацию (20 мин)
Ведущий рассказывает историю о белом медведе и выдает карточки-рисунки участникам, сидящим в кругу: «Я рассказываю вам историю о том, как однажды в зоопарк привезли медведя. Однако к моменту его прибытия предназначенная для него большая клетка с бассейном оказалась не готова, и зверя пришлось поместить в маленькую тесную клетку— всего 6 шагов в длину. За три недели, проведенные в тесной клетке, медведь привык передвигаться лишь на эти 6 шагов. Прошло время. Медведя переместили в новую большую клетку, но он продолжал двигаться в привычном замкнутом пространстве: 6 шагов туда и 6 шагов обратно.
Что мешает медведю выйти из клетки? Выйти за рамки, продвинутые вперед?»
В спонтанной беседе устанавливается, что мешает привычка, стереотип поведения и убеждение, что дальше клетки выходить нельзя. Это проблема медведя.
«А есть ли стереотипы в нашей учительской профессии? Какие привычные и правильные с виду устои в нашей работе вызывают ваше сомнение или несогласие? Какие школьные правила мешают вам творчески работать, проявить свои возможности в полную силу?»
Ведущий передает по кругу карандаш и просит каждого по эстафете назвать, что из общепринятого в учительской работе не устраивает его. Например, обязанность держаться по-учительски, носить соответствующую деловую одежду, указывать и требовать и т.д.
В конце круга все перечисленные нормы, функции или содержание работы учителя ведущий с общей помощью участников классифицирует на проблемы:
1. Содержания образования (чему учит — готовым программным знаниям или самопознанию и саморазвитию личности).
2. Методики воспитания и обучения (как учить, какими средствами и способами — с помощью учителя, книг и слова или через другие источники познания).
3. Назначения и места в педагогическом процессе учителя (кто учитель — Бог, идол или путник, идущий к своей творческой цели).
4. Взаимоотношения учителя со всеми участниками педагогического процесса (это атмосфера борьбы, преодоления недостатков, исправления ошибок в тетрадях и поведении или атмосфера покоя, равновесия, положительного внимания на себе и остальных).
Причинами всех четырех проблем ведущий объявляет мифы, которыми заражено учительство. Карточки с названиями мифов учитель прикрепляет к доске, просит участников индивидуально определиться, с каким мифом ему интересно дальше работать. В зависимости от интересов ведущий образует четыре группы и помогает всем расположиться в аудитории для групповой работы. В каждой группе выбирается оратор, ему на голову возлагается венок оратора. Оратор получает у ведущего задание группе.
II тур (10-15 мин)
Задание группе: Разработайте опровержение выбранного вами мифа. В противовес общепринятому бытующему в школе мнению или практике выдвиньте перспективную педагогическую идею, способную вывести учителя из клетки стереотипов на тропинку творческого роста. Обсудив проект опровержения, послушайте своего оратора — достаточно ли убедительно он сокрушает миф и достаточно ли привлекательно он представляет вашу перспективную педагогическую идею.
Время оратора для выступления — 2 мин. Во время групповой работы ведущий консультирует каждую группу, помогает подобрать аргументы и сформулировать перспективную идею.
III тур «Бой ораторов»
Ведущий приглашает оратора на «арену» и объявляет порядок «боя». По сигналу ведущего оратор должен, не останавливаясь, в течение двух минут выступать с речью по опровержению своего мифа. По истечении двух минут группе дается право закончить приготовленную речь, если оратор не уложился. По итогам каждого выступления ведущий спрашивает у «публики»:
1. Какой из аргументов-разоблачений показался вам наиболее убедительным?
2. Согласны ли вы, что идея, выдвинутая оратором взамен мифа, действительно перспективная?
Если на оба вопроса «публика» дает исчерпывающие ответы, миф считается опровергнутым.
IV тур. Завершение игрового проектирования
Ведущий просит участников записать на рисунке-карточке «Белый медведь» по одной перспективной педагогической идее, выдвинутой оратором, и сообщает, что эти идей лягут в основу программы дальнейших педагогических занятий по развитию профессионального мастерства. (Ориентировочная формула идей: «Миф о Цели Образования» — идея саморазвития личности, идея овладения личностью способами познания и удовлетворения своих потребностей; «Миф о Чтении — Лучшем Учении» — идея учения в деятельности, идея «постановки ума»; «Миф о Великом Учителе» — идея учителя-путника, учителя творческой личности; «Миф о Вечном Бое» — идея покоя и равновесия, доброжелательного сотрудничества и диалога.)
Так называемые активные формы работы с педагогами, в частности деловые игры, особенно связанные с проигрыванием «взгляда со стороны» на обсуждаемые проблемы, помогут психологу включить личностные регуляторы перестройки поведения и профессиональной деятельности учителей и воспитателей.
Контрольные вопросы
1. Каковы психологические механизмы взаимодействия личностного и профессионального в педагогической деятельности?
2. Какие типы психотехнических упражнений для гармонизации внутреннего мира можно рекомендовать педагогу?
3. Какие средства используются для защиты от манипуляций и отказа от манипулирования другими людьми?
Темы для семинарских занятий
1. Методы личностного роста педагога.
2. Активные формы работы психолога с педагогами.
3. Психотехнические упражнения для педагогов.
Задания для самостоятельной работы
1. В течение 3—5 мин записывайте любые ассоциации к слову «воспитатель». Прочитайте полученный список, выберите три слова, наиболее полно отражающих суть этого понятия, аргументируйте свой выбор.
2. Проведите игровое проектирование «путь к самоопределению», оцените достоинства и недостатки методики.
3. Используйте психотехнические упражнения в собственном опыте.
Литература
Бернc Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1996.
Доценко ЕЛ. Психология манипуляции. М., 1996.
Каминская М. В. Активизация личностных регуляторов профессионального роста учителя в условиях гуманизации образования. Иваново, 1995.
Литвак М. Е. Как стать счастливым. Ростов н/Д., 1995.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
Рейнуотер Дж. Это в ваших силах, или Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.
Самоукина Н.В. Психотехнические игры и упражнения и коррекционные программы. М., 1993.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
Шострем Э. Анти-карнеги, или Человек-манипулятор. М., 1994.
Глава 3
ПСИХОЛОГ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
3.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА
Профессиональная компетентность педагога — это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями, мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой и способностью к развитию своего творческого потенциала.