Развитие профессионального потенциала студентов отделения НПО/СПО Гуманитарного института ТюмГНГУ
В самом общем виде человеческий капитал характеризует определенные возможности, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной цели: формирование компетентного и востребованного специалиста на рынке труда.
Цель исследования: выявить особенности человеческого и профессионального потенциала в сфере дальнейшего трудоустройства студентов отделения НПО/СПО Гуманитарного института ТюмГНГУ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. выяснить, что подразумевается под понятием «профессиональный человеческий капитал» и какую он играет роль в формировании потенциала студентов;
2. провести опрос среди студентов отделения НПО/СПО Гуманитарного института и получить соответствующие данные по интересующему вопросу;
3. проанализировать сложивший рынок вакансий в городе Тюмени, проследить какие предложения на сегодняшний день есть для студентов со средним профессиональным образованием по данным специальностям, какую заработную плату предлагает работодатель;
4. определить, стремятся ли студенты в дальнейшем продолжать получение образование и смогут ли они сами ее оплачивать;
5. сделать вывод по проведенному исследованию и определить возможные варианты развития потенциала студентов.
Профессиональный человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование капитала как производительного фактора развития. Подразумевается, что под человеческим капиталом рассматривается совокупность инвестиций в человека, средства, которые тратятся на обучение, на получение квалификации (профессии). В ходе исследования проблемы был проанализирован рынок вакансий в городе Тюмени. Для этого были отсмотрены вакансии, которые представлены на сайте http://72.ru/ - Работа. Полученные результаты анализа рынка труда представлены в таблице № 1.
Таблица 1
Экономисты | Юристы | Банковские работники | Парикмахер и визажисты | Менеджеры | |
Количество предлагаемых вакансий | |||||
Возраст соискателя | от 18 лет | от 20 лет | от 18 лет | от 18 | от 18 |
Опыт работы | не менее 1 года | не менее 2-х лет | без опыта работы | не менее 1 года | без опыта работы |
Уровень заработной платы, руб. | 12 000- 30 000 | 10 000- 40 000 | 12 000- 45 000 | 15 000- 50 000 | 10 000- 40 000 |
Таким образом, проанализировав полученные данные устроиться на работу в Тюмени со средним профессиональным образованием можно, но, например, для вакансий юристов и экономистов в большинстве случаев нужен опыт работы, а для банковских работников вакансий очень мало. В то же время выпускникам с профессией парикмахер и менеджер без труда можно найти хорошую работу.
Для решения выше обозначенных задач был проведен социологический опрос среди студентов, обучающихся по специальностям Отделения НПО/СПО Гуманитарного института ТюмГНГУ. Результаты опроса представлены в таблицах № 2, № 3
Таблица № 2
Студенты специальности «Право и организация социального обеспечения» | Студенты специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), «Банковское дело» | ||||
Возраст респондентов | 17 лет | 18 лет | 19-21 лет | 17 лет | 18-20 лет |
Как вы считаете, можно ли устроиться на работу со средним профессиональным образованием: да нет | 100% - | 60% 40% | 100% - | 100% - | 100% - |
Легче устроится выпускнику: а) государственные учреждения б) коммерческие организации | 67% 33% | 10% 90% | 50% 50% | 57% 43% | 34% 66% |
Какой уровень заработной платы должен быть у молодых специалистов, руб. | - 24,5 9,5 9,5 | - | 16,6 16,6 16,6 - | 10% 10% 30% 45% - | - 15% 85% - - |
Планируете ли получение высшего образования да нет | 100% - | 100% - | 100% - | 88% 12% | |
Необходимо ли повышать свою квалификацию на протяжении всей трудовой деятельности | 100% | 100% | 100% Для улучшения профессиональных качеств | 100% |
Продолжение таблицы 1
Студенты специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» | Студенты специальности «Парикмахерское искусство», «Стилистика и искусство визажа» | |||
Возраст респондентов | 16 лет | 17-19 лет | 16 лет | 17-18 лет |
Как вы считаете, можно ли устроиться на работу со средним профессиональным образованием: да нет | - | - | - | |
Легче устроится выпускнику: а) государственные учреждения б) коммерческие организации | - | - | ||
Какой уровень заработной платы должен быть у молодых специалистов, руб. | 20% 20% 20% 20% 20% - - | 40% 40% - - 20% - - | - - 78% 22% - | - 20% - 45% - 25% 10% |
Планируете ли получение высшего образования да нет | - | |||
Необходимо ли повышать свою квалификацию на протяжении всей трудовой деятельности | 100% | 100% | 100% | 100% Так легче устроится на работу |
Из данных таблиц видно, что профессиональный потенциал студентов очень высок. Почти все они считают, что высшее образование необходимо и повышать квалификацию нужно в течение всей трудовой деятельности, ведь это позволит продвигаться по карьерной лестнице и развивать свои способности. Итак, мы решили рассчитать сумму человеческого капитала на получение высшего профессионального образования по заочной форме обучения для наших студентов. Длительность обучения почти всех студентов - 4 года, стоимость одного года обучения в среднем - 30 тыс. рублей, т.е. 30000*4=120000 тысяч рублей. Согласно предлагаемым вакансиям студенты могут найти работу со средней заработной платой в 20 тыс. рублей, получается, что за полгода они заработают те же денежные средства, которые потратили на обучение. Тут возникает еще одна проблема, согласно проведенному нами опросу большинство студентов (90 %) хотят получить высшее образование, а с зарплатой в 20 тыс. рублей это не представляется возможным.
По итогам данной работы были сделаны следующие выводы:
1. проанализировав рынок труда города Тюмени, стало ясно, что найти работу студентам со средним профессиональным образованием вполне возможно;
2. профессиональный потенциал наших студентов достаточно высок, но его стоит развивать и в дальнейшем;
3. современному работнику необходимо быть готовым в течение всей жизни пополнять свои знания, обучаться новым навыкам и повышать квалификацию;
4. молодые люди изначально имеют общее представление о том, какими их хочет видеть работодатель, так что в их силах научиться этим требованиям соответствовать.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пуляева Е.В. Концепция развития законодательства об образовании // Журнал российского права. 2010. N 8.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р [электронный ресурс]: // режим доступа: справочно-правовая система КонсультантПлюс
2. http://72.ru/ - Работа
Х.В. Слячкус