Педагогическая теория и практика
К.Д.Ушинский Пед. соч т1, М.:Педагогика 1988.
О пользе педагогической литературы.
1857 в 1 номере «Журнала для воспитания»
Состояние педагогической науки:
-«2-3 слабые попытки педагогических курсов…,десятка два педагогических статей, из которых большая часть принадлежит к числу речей, ни одного педагогического журнала».
-«чем можно объяснить такое ничтожество нашей педагогической литературы, особенно при таком её развитии в Германии
-в наших училищных библиотеках встречается наивные произведения французских воспитателей и воспитательниц
-положения, неизбежные в каждом немецком учебнике, излагаются у нас как открытия
- педагоги практики испытывают вражду к педагогической теории.
Педагогическая теория и практика
«Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли».
«педагог –теоретик старается возвыситься до абстрактных начал воспитания, определяет сначала цель жизни, взвешивает средства к достижению этой цели и начинает чертить путь воспитания,
забывая, что главный вопрос о цели человеческой жизни разрешается в действительности с бесконечным разнообразием».
«педагог-практик чувствует всю неприложимость его стройной теории, берет в одну руку
учебник своего предмета, в другую ферулу ( пластина, которой били по ладоням), и дело у него идёт как по маслу; ученики учатся прилежно , переходят из класса в класс, вступают в жизнь и как будто никогда и ничему не учились.
Они выполнили необходимую комедию детства и юности и принимаются за новые роли, не имеющие никакого отношения к старым…»
Педагог практик передает опыт. Но « передается мысль, выведенная изопыта».
Медицина - основывается на знании человеческого организма и его отправлений, с другой, на знании свойств ядов и медикаментов.
Что же предмет воспитания? Душа? А психология? Это не её предмет? Стр.164
« Разве предмет воспитания душа человеческая, не имеет так же своих законов, как и предмет медицины - тело?
Почему анатомия , физиология , патология возможны для тела и не нужны для души?
Разве душа, как и тело, не имеет своего организма, не развивается по внутренним своим законам?
Разве в явлениях душевной деятельности, в развитии души в различных личностях мы не замечаем ничего общего? Разве здесь нет так же фактов и законов?»
Стр166 «Явления душевной жизни столь же существенны, столь же неизменны, как и явления жизни телесного организма. Если душа не представляет такого материального субстрата, как труп, зато она живая, вечная… Всякий человек, умеющий заглядывать внутрь самого себя, есть уже готовый курс психологии…
Вся история записывает только историю души человеческой, почти забывая историю его тела, каждая биография, каждая повесть, каждый роман, каждое стихотворение представляют множество психологических фактов и наблюдений… Разве обилие, а не недостаток материала может затруднять психолога-педагога?»
Отношение педагогики и психологии, предмет теории педагогики
«Разве на деле не всякий педагог и без того психолог?. Он изучает своего воспитанника, его способности, наклонности,достоинства и недостаткиЮ подмечает развитие ума, руководит им, хочет дать направление воле, упражнять рассудок, раскрывать разум, борется с леностью, с упорством, искореняет дурные при родные наклонности, формирует вкус, внушает любовь к истине…
Словом, ежеминутно вращается в области психологических явлений.
Что-нибудь одно из трех: или психология такая легкая наука, что всякий знает её безо всякого приготовления, или педагог машина для задачи и спрашивания урока, или, наконец, педагог должен много учиться понимать душу в её явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства, прежде, чем сделаться практиком.
Что же является содержанием воспитания? Стр.164
«Нужно с намерением закрыть глаза, чтобы не видеть, какое ничтожное влияние оказывает воспитание на нравственность общества, как мало оно возвышает дух над телом и выдвигает вперед духовные потребности, когда воспитание направлено дурно, то есть, когда духовная сторона людей, подвергавшихся в молодости воспитательному процессу, не была развита как следует.
Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести…-вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться.»
К чему же и воспитание, если оно не будет действовать на нравственное и умственное развитие человека?
К чему учить историю, словесность, все множество наук, если эти учения не заставят нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные достоинства выше случайных преимуществ?
Зачем вся эта трата времени для приобретения временных познаний, требунмых только на экзамене и ни к чему не годных в жизни?. Тогда нужно передавать только технические сведения, учить читать, писать, считать, мерить, и более ничего. Кто же согласиться ограничить воспитание одной техникой?».