Использование полилога на уроке.

Этап

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:

- готовность учащихся участвовать в урочном общении;

- отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;

- задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;

- комментировать вопросы и ответы;

- делать сообщения;

- рассказывать логично и последовательно.

Этап

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

- простота и четкость речевого высказывания;

- отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;

- умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;

- умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;

- умение использовать риторические вопросы;

- умение вступать в контакт с партнером и собеседником;

- умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

Этап

На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:

- умение вести беседу в паре, группе;

- умение поддерживать беседу;

- умение вести конструктивный диалог, дебаты;

- умение построить дискуссию и вести ее;

- умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

Основные способы формирования коммуникативных умений на уроках истории и обществознания являются использование монолога, диалога, полилога, диалоговых педагогических технологий.

Можно оформить памятки в кабинете:

Ответ Требования к монологу
- полный (понятия, факты, даты, карта) - логический - последовательный - вывод - вступление: важность и значимость темы. - основная часть: последовательное раскрытие вопроса. - заключение: обобщение сказанного, вывод.

Приемы опроса на уроке:

- монологический рассказ у доски (в это время класс слушает и оценивает ответ товарища);

- монолог в паре;

- рассказ по цепочке; по ключевым словам;

- тихий опрос (беседа с одним или несколькими учениками полушепотом, в то время как класс занят другим делом).

В процессе объяснения нового материала ученики получают задания:

- составить опорный конспект, схему, план, тезисы;

- придумать вопросы (разноуровневые или наибольшее количество);

- выписать новые понятия;

- заполнить таблицу;

- продолжить... или дополнить...;

- выявить проблемы, которые возникли в связи с изучением данной темы;

- обобщить (сделать вывод).

Приемы формирования диалога.

Субъектами диалога могут быть ученик, группа, класс, учитель.

На уроке могут использоваться следующие приемы:

- взаимопроверка домашнего задания (ученики проверяют друг у друга домашнее задание).

- опрос в форме диалоговой пары. На доске учитель предлагает вопросы, заранее проставив количество баллов, которые ученики могут получить при выполнении каждого задания. Затем ученики в паре выбирают вопросы, готовят ответы, оценивают работу.

- взаимоопрос (первый ученик отвечает у доски на первый вопрос, второй ученик задает ему вопросы, затем отвечает на второй вопрос, третий ученик задает вопросы второму и отвечает на свой вопрос и т.д.).

- 5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку... Важно нацелить, что нужно успеть изложить главное за 5 минут. Подобные задания дают возможность учителю получить "обратную связь" от каждого ученика.

- "Двойной дневник": лист делится на две колонки, в левой ученик выписывает аргументы из текста, а напротив - в правой - факты (или свои комментарии).

Использование полилога на уроке.

Обучение участников происходит в процессе совместной деятельности.

Учащиеся овладевают умениями прислушиваться к другому мнению и тактично отстаивать свое, слышать другого человека и принимать его доводы, возражать и доказывать по существу.

Формы полилога, применяемые на уроках истории и обществознания:

- Дискуссия. Поиск истины при существующих различиях в понимании проблемы.

- Диспут. На занятии происходит свободный обмен мнениями, учащиеся должны доказать верность своей точки зрения.

- Деловая игра. Использование деловой игры повышает мотивацию учеников, развивает их способности к осмыслению событий и явлений, обучает сотрудничеству.

- Семинар. Данный вид учебных занятий предполагает обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений или докладов.

- Дебаты. Игра двух команд, утверждающей и отрицающей. Основываясь на материалах исследования, одна из команд утверждает, что проблема может быть решена следующим образом и приводит свои доводы. Другая команда слушает и находит у оппонентов слабые места и пытается привести доводы в противовес сказанному ранее.

- Конференция. Создается группа докладчиков, которым предстоит выступить на конференции, и экспертов, в роли которых выступают остальные учащиеся.

Использование описанных приемов и способов формирования коммуникативной компетентности позволяет обеспечить переход от "урока-монолога" к "уроку живого диалога" (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель). При этом на уроке происходит не только обмен информацией, но установление взаимопонимания, взаимодействия между всеми субъектами процесса обучения, обмен знаниями, мнениями, действиями, оценками деятельности, духовно-нравственными ценностями, межличностное общение, что является важнейшим условием развития личности ученика, его познавательных и творческих способностей. Все это позволяет создать ситуацию успеха на уроке, способствует развитию умений слушания, чтения, говорения, анализа и синтеза, самостоятельной работы. Учащиеся учатся мыслить раскованно, ярко, нестандартно, творчески, что пригодится им во взрослой жизни.

План-памятка для оценки устного ответа на уроке истории.

ü внимательно выслушай ответ своего одноклассника;

ü обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник;

ü правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии;

ü присутствует ли вывод в конце выступления;

ü дополни ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.

Наши рекомендации