Программа 1 год обучения
Содержание программы:
1. Вводное занятие.2ч.
Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год. Содержание плана. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы.
2. Рисуем пейзаж.36 ч.
Виды пейзажа (городской, сельский, горный, пейзаж с морем) Различные направления в русской пейзажной школе. Иркутские художники пейзажисты. Практическая работа. Рассматривание альбомов, слайдов, работ учащихся прошлых лет, знакомство с инструментами и материалами. Наблюдение за природными явлениями (закат, дождливый день).
Тема 1: Рисуем пейзаж. 2ч. Рисунок – один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представлений художника, его отношения к миру.
Тема 2: Графический пейзаж.2ч. Показ приемов работы различными материалами. Упражнения и творческие задания графическими материалами. Упражнение на выполнение фактуры: кора дерева, хвоя, листва, камни.
Тема 3: Живописный пейзаж.4ч. Основные приемы работы акварельными красками «по сырому».
Тема 4: Городской пейзаж. (Любимый Иркутск – середина земли)4ч. Рисование отдельных элементов пейзажа с натуры.
Тема 5: Сельский пейзаж.2ч. Средства выразительности в работе над пейзажем. Линия и пятно, контур и силуэт в графике, живописи. Тоновые отношения в пейзаже.
Тема 6: Горный пейзаж.2ч. Рисование различных элементов пейзажа (облака, солнечное небо, цветы на пленэре).
Тема 7: Пейзаж с морем.2ч. Байкал. Особенности изображения моря. Линия горизонта. Творчество иркутского художника Ивана Юшкова.
Тема 8: Наряжаем дерево.2ч. Коллективная работа.
Тема 9: Сказочный пейзаж.2ч. Русские народные сказки.
Тема 10: Монотипия.2ч. Развитие фантазии.
Тема 11: Композиция в пейзаже.4ч.
Тема 12: Расширение цветоведческих знаний.4ч. Колорит и цветовая гамма в пейзаже. Воздушная перспектива в графике и в живописи. Свет, цвет и тоновые отношения в пейзаже.
Упражнения по составлению градаций: насыщенности цвета, различных оттенков одного цвета, контрастных цветов.
Упражнения по составлению теплой, холодной, контрастной гаммы для пейзажа. Выполнение элементов пейзажа (цветущий куст, облачное небо). Выполнение несложных пейзажей в 2-3 плана на пленэре.
Тема 13: Основы линейной и воздушной перспективы в пейзаже.4ч. Понятия: перспектива, масштаб, плановость в пейзаже. Линия горизонта (высокая, низкая). Точка схода на линии горизонта (в центре, в стороне). Перспектива небольших строений в пейзаже (беседка, сельский домик). Воздушная перспектива и ее особенности в живописном пейзаже и в графическом.
Градация светотени, падающей тени в пейзаже.
Выполнение схем построения пейзажа с одной точкой схода. Выполнение линейно – конструктивного рисунка небольшой сельской улицы (забор с угла, забор с лавкой). Несложный пейзаж (аллея в парке, беседка на берегу реки).
3.Дымковская игрушка 44ч.
Тема 1: Дымковская игрушка.
Теория 1ч. Знакомство с историей создания народного промысла. Знакомство с образом игрушек.
Композиции из игрушек. Скульптурная пластика. Роспись игрушки.
Практика 1ч. Подготовка глины. Выполнение игрушки по этапам. Покрытие грунтом (клей ПВА). Роспись игрушки в определенном колорите (теплый, холодный).
Тема 2: Птицы в дымковской игрушке.4ч. Возникновение образа сказочной птицы и его символическое значение. Пропорции, декор. Особенности росписи птиц.
Тема 3: Изготовление животного.4ч. Нерпа. Образ животного.
Тема 4: « Барышня». 6ч. Последовательность лепки, пропорции.
Виды женских образов и их символическое значение. Последовательность лепки «барышни», пропорции.
Лепка «барышни» с применением спирально – кольцевого метода и использованием накладных деталей – украшений.
Тема 5: «Гусар».4ч. Особенности декора костюма.
Разнообразие тематики и ее исторические корни. Особенности декора мужского костюма. Последовательность лепки методами: пластовым, вытягивания и накладных деталей.
Вылепить несколько отдельных фигур мужчин. Фигура «гусара» как специфическая форма традиционной дымковской игрушки. История гусарского мундира и его элементы.
Тема 6: Композиция.6ч. Тематическая связь двух и более игрушек.
Понятие пропорций, особенности пластики.
Тема 7: Моя семья.6ч. Лепка фигур в современной одежде. Разработка мелкой пластики на современные темы.
Тема 8: Спорт 6ч. Особенности лепки спортивных фигур.
Тема 9: Ярмарка. 6ч. Композиция из нескольких фигур.
4.Понятие о декоративной композиции. 20ч.
Тема 1: Понятие о декоративной композиции.
Теория 1ч. Понятие о декоративной композиции. Понятие о многокрасочной орнаментальной композиции. Цвет, форма и ритм композиции. Стилизация растений.
Практика 1ч. Изображение простейших декоративных элементов.
Тема 2: Стилизация растений.2ч. Выполнение композиции из растительных, стилизованных форм.
Тема 3: Стилизация животных.2ч. Особенности стилизации животных.
Тема 4: Объемная декоративная композиция.2ч. Выполнение объемных композиций из растительных форм.
Тема 5: Декоративная композиция из цветной бумаги.4ч. Выполнение многокрасочной орнаментальной композиции на плоскости из простейших фигур с использованием основных и дополнительных цветов.
Тема 6: Многокрасочная, декоративная композиция.4ч. Сочетание цветов в природе. Колорит работы и использование теплых и холодных цветов. Цветовая гармония. Контрастные цвета.
Тема 7: Декоративная композиция на темы сказок.4ч. Декоративность русского национального костюма.
5.Изображение человека 30 ч.
Тема: 1. Изображение человека.2ч.
Теория 1ч. Пропорции фигуры человека.
Практика 1ч. Конструктивное построение фигуры человека.
Тема 2: Пропорции фигуры человека. Практика 4ч. Особенности пропорционального деления фигуры человека на 7,5 частей.
Тема 3: Портрет. Практика 6ч. Особенности изображения лица человека. Построение изображения лица человека. Знакомство с творчеством иркутского художника Аркадия Ивановича Вычугжанина.
Тема 4: Многофигурная композиция. Практика 6ч. Композиционное размещение фигур на листе бумаги. Смысловое и пространственное единство изображаемых фигур.
Тема 5: Моя семья. Практика 6ч. Изображение фигур в интерьере.
Тема 6: Творческая композиция. Практика 6ч. Самостоятельный выбор тем.
6.Натюрморт. 12ч.
Тема 1: Натюрморт. Практика 2ч.Знакомство с особенностями работы на пленэре.
Тема 2: Букет цветов. Практика 4ч. Цветовое многообразие природы. Выполнение этюдов цветов, деревьев.
Тема 3: Живопись натюрморта в холодной гамме. Практика 2ч. Холодная цветовая гамма – синий, голубой, фиолетовый.
Тема 4: Живопись натюрморта в теплой гамме. Практика 4ч. Теплая цветовая гамма – желтый, оранжевый, красный.