Устойчивая адаптация аппарата кровообращения к статическим нагрузкам

Все сказанное выше об экономизации функции сердца в покое в полной мере относится к спортивным тренировкам лишь той направленности, в которой преобладают динамические нагрузки, и прежде всего тренировки с преимуществом на выносливость. При преобладании статических нагрузок (тренировка силы) признаки экономизации функции выражены слабо, либо вовсе не выявляются.

Экспериментальные исследования и наблюдения за добровольцами позво­ляют прийти к заключению, что при таких тренировках функциональное состояние синусового узла и характер регуляции водителя ритма существенно не меняется.

Хорошо известно, что в процессе долговременной адаптации к нагрузкам статического характера, в противоположность воздействию динамических нагрузок, прослеживается четкая тенденция к сдвигу систолического и диастолического артериального давления к верхним границам нормы (Дембо А.Г., Левин И.Я., 1969).

В отношении величины УО у штангистов большинство исследователей сходятся во мнении, что среднее значение УО у штангистов и лиц, не занимающихся спортом, практически не отличается (Граевская Н.Д. и др.; 1980; Лыткин Ю.М., 1983; Huston Т. et al., 1985).

Очевидно, что интегральный показатель функции аппарата кровообращения - СИ - в состоянии покоя у штангистов также сохраняется на уровне, свойственном нетренированным лицам. Это подтверждает проведенное нами исследование ТК у лиц с различной направленностью тренировочного процесса, показавшее, что среди тренирующихся преимущественно на развитие силы, преобладают спортсмены с эу-и ГрТК (94% случаев).

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что статические нагрузки не способствуют совершенствованию и экономизации функции аппарата кровообращения в состоянии покоя. Об этом же свидетельствуют и изложенные выше данные о физиологии мышечной деятельности, согласно которым, при мышечной работе статического характера не меняется VO2 и артериовенозная разница. Тренировки статического характера сопровождаются увеличением нагрузки на сердце дополнительным сопротивлением, а значит, увеличением напряжения миокарда. Такой тип гиперфункции в первую очередь активирует пластические процессы и синтез белков миокардиоцитов и в конечном счете приводит к увеличению толщины сердечной мышцы.

На основании упомянутых ЭхоКГ и экспериментальных данных очевидно, что при тренировках на развитие выносливости прежде всего включаются механизмы, ответственные за расслабление сердечной мышцы, т.е. механизмы транспорта Са2+ (Меерсон Ф.З., 1978). Позднее на базе более полной релаксации развивается тоногенная дилатация сердца и лишь при очень больших объемах тренировочных нагрузок к дилатации присоединяется гипертрофия миокарда (Карпман В.Л., Любина Н.Г., 1982).

В свете изложенного заслуживает внимания исследование Ф.З. Меерсона, проведенное им совместно с Н.М. Мухарлямовым и К.Ш. Беленковым (1978). В этом исследовании были сопоставлены морфометрические характеристики сердца, полученные с помощью ЭхоКГ у нетренированных лиц и у спортсменов-лыжников перворазрядников и мастеров спорта. Спортсмены были разделены на две группы - со средней (1-я группа) и высокой (2-я группа) тренированностью. Показатели морфометрии и гемодинамики исследовались в состоянии покоя и при ступенчато возрастающей физической нагрузке динамического характера.

Естественно, спортсмены обеих групп продемонстрировали более широкий уровень адаптации аппарата кровообращения к физическим нагрузкам, чем нетренированные. Однако особенно важно то, что между группой нетренированных лиц и спортсменами со средним уровнем тренированности не было выявлено достоверных различий ни в величине КДО, ни в величине ММЛЖ, в то время как у высокотренированных спортсменов эти показатели были достоверно выше.

При этом важно обратить внимание, что масса миокарда и размеры левого желудочка у значительной части спортсменов не выходили за пределы колебаний среднестатистических показателей, рассчитанных для нетренированных лиц.

Из этих данных вытекают два важных вывода.

Во-первых, достижение достаточно высоких спортивных результатов возможно и без развития выраженной гипертрофии миокарда.

Во-вторых, среднестатистические показатели объемов камер и массы миокарда имеют весьма офаниченное значение в оценке индивидуальных данных о состоянии адаптации сердца к физическим нафузкам.

Именно поэтому представляется чрезвычайно важным использовать для оценки состояния адаптации сердца к нафузкам показатель соотношения величин КДО/ММЛЖ (Земцовский ЭД, 1979; Gaash W. et al., 1979) или обратного отношения ММЛЖ/КДО (Си-луянова В.А. и др., 1980).

Физиологический смысл показателя КДО/ММЛЖ заключается в том, что он позволяет определить путь адаптации сердца к гиперфункции. В норме и при рациональной адаптации сердца к нагрузкам величина отношения КДО/ ММЛЖ близка к 1,0.

При преимущественном включении релаксационных механизмов, увеличении растяжимости миокарда и дилатации полостей величина КДО/ММЛЖ превышает 1,0. Напротив, преобладание пластических процессов и увеличение массы миокарда будет сопровождаться снижением этого показателя.

На основе изложенных ЭхоКГ-данных об адаптационных сдвигах, развивающихся в ответ на физические нагрузки динамического и статического характера, следует рассмотреть возможные пути адаптации сердца при тренировке выносливости и силы.

Изучению адаптационных сдвигов аппарата кровообращения, развивающихся в ответ на регулярные нафузки статического характера, спортивная кардиология уделяет существенно меньше внимания, чем анализу воздействия динамических нафузок. Между тем статические нагрузки широко используются для развития силовых качеств во многих видах спорта (гимнастика, бокс, борьба и др.). Однако в большинстве из них в тренировочном процессе широко используются и динамические нагрузки.

J. Morganroth и соавт (1975), обследовав борцов, нашел у них достоверное увеличение ММЛЖ по сравнению с нетренированными лицами при практически неизменных размерах левого желудочка. Напротив, Н.Д. Граевская (1980) обнаружила у борцов существенное увеличение КДО, что, по-видимому, отражает большую роль нафузок динамического характера в тренировочном процессе у спортсменов этого вида спорта.

ЭхоКГ-исследования, проведенные в динамике у лиц, регулярно тренирующихся в статическом режиме, существенно дополнили представления о закономерностях долговременной адаптации сердца к мышечной работе такого характера. Так, Chkanakis и Rhickson (1980) доказали, что у начинающих спортсменов после 10-недельной тренировки с применением статических нагрузок достоверно увеличивается ММЛЖ без изменения КДО.

И все же экспериментальные исследования В.И. Пинчук и Б.А. Фролова (1980), и ряда других авторов позволяют утверждать, что тренировки на развитие силы сопровождаются заметной гипертрофией миокарда без изменений размеров сердца и основных показателей центральной гемодинамики.

Все вышеизложенное дает основание считать, что регулярные тренировки статического характера не сопровождаются рациональной перестройкой функции аппарата кровообращения, способствуют формированию наклонности к прессорным реакциям, развитию гипертрофии миокарда и, по всей видимости, увеличению его жесткости.

Нельзя не отметить, что при обсуждении проблемы адаптации аппарата кровообращения к нагрузкам статического характера всегда как бы «за кадром» остаются вопросы приема анаболических стероидов. Возможность их неблагоприятного воздействия на сердечно-сосудистую систему следует всегда учитывать при анализе и оценке адаптации и ее нарушений у представителей силовых видов спорта.

Наши рекомендации