Ознакомление с окружающим. 18 страница
Продолжаются и усложняются уже привычные детям игры на бытовые темы: укладывание игрушек спать, кормление, прогулки, катание на машинках, посещение магазина или поход к доктору. Большинство самостоятельных игр по-прежнему носит характер многократного отображения той или иной привлекательной для ребенка цепочки действий с игрушками. С помощью воспитателя дети могут усложнить эту цепочку, развернуть сюжет, ввести и принять новые игрушки или ребенка-партнера. Так дети могут проиграть сюжеты таких простейших сказок, как уже знакомый «Теремок», построить дороги и мосты через речку или улицу для маленьких машинок, провезти через мост грузовичок с подарками на Новый год для кукол, которые живут в дальних углах группы, или для зверюшек в «сказочном лесу» (панно). На машине может приехать доктор к заболевшему зайчику; строители вместе с шофером организуют доставку кубиков или деталей конструктора на место строительства нового дома для мелких игрушек. Конечно, все эти игры осуществляются по инициативе воспитателя и вместе с ним, но постепенно детям предоставляется все большая свобода, а педагог иногда исключается из игры.
ФЕВРАЛЬ. 20 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе педагог будет закреплять представления детей о зиме, покажет, как вода, замерзая, превращается в лед, вместе с детьми украсит цветными льдинками снеговика, сугробы и др. На протяжении всей недели педагог будет развивать представления детей о домашних животных, добрые чувства по отношению к ним; учить узнавать их в реалистическом изображении — на картинке, в игрушке; называть животное и его характерные особенности, пользу, которую оно приносит человеку, произносить звукоподражания. Дети споют песню «Кот Васька», дорисуют фигурки животных фломастерами, дополняя их тем, чего не хватает в изображении (рожки, хвостик, кудряшки и др.); слепят их из пластилина. Игровая среда будет пополнена игрушками, реалистично изображающими животных — домашних и диких. Педагог продолжит развивать интерес детей к занятиям со строительным материалом, учить выбирать необходимые для постройки детали по образцу и словесной инструкции, совершенствовать умение действовать со сборно-разборными игрушками, ориентируясь на величину предметов и их положение в пространстве; обогащать словарь наименованиями предметов, их частей, названиями действий. Особое внимание будет уделяться индивидуальной работе с детьми, которые еще с трудом справляются с выполнением гигиенических процедур. На физкультурных занятиях детей начнут учить влезать на лестницу (шведскую стенку) удобным для них способом.
Организация наблюдений. «Цветные льдинки»
Задачи.Закрепить представления детей о зиме (идет снег, замерзли лужи, холодно). Показать детям, как вода при охлаждении превращается в лед (с использованием цветной воды после рисования красками).
Содержание наблюдения.Воспитатель беседует с детьми о зиме. Подчеркивает, что на улице, на морозе вода превращается в лед. Говорит детям: «Мы сделаем с вами цветные льдинки». Предлагает расставить формочки на столе. На глазах у детей на-
ливает в одни формочки прозрачную воду, а в другую — цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем их на улицу и посмотрим, что у нас получится», — обещает воспитатель.
Можно сделать «бусы» из льдинок: используется формовочная упаковка (в коробке из-под конфет). В формовочные «лунки» заливается цветная вода, в которую вкладывается толстая нитка, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки.
На прогулку воспитателя с детьми провожает няня, которая на подносе выносит формочки, залитые цветной водой. Поднос устанавливается на детский столик. (Вода может остаться на сутки и более, пока замерзнет.) Когда вода замерзнет, воспитатель в присутствии детей вынимает цветные нитки «бус», украшая ими елочку, снеговика, сугробы вдоль дорожек и др.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Воспитатель продолжает совершенствовать усвоенные детьми навыки личной гигиены, добиваться прочного их закрепления с тем, чтобы малыши без напоминания взрослых мыли руки, умывались, полоскали рот после приема пищи. При этом он хвалит и поощряет тех детей, которые уже достаточно хорошо овладели гигиеническими навыками.
Одновременно педагог уделяет много внимания малышам, которые слабо усвоили выполнение необходимых процедур и нуждаются в помощи. С ними педагог проводит индивидуальную работу, сочетая показ с объяснением, сопровождая его эмоциональной речью.
Помимо навыков личной гигиены дети к середине третьего года жизни постепенно, с помощью взрослого, овладевают умением аккуратно обращаться с одеждой, самостоятельно переодеваться для занятий физической культурой, одеваться. Собираясь на прогулку, знают, какие предметы одежды нужно надевать и в какой последовательности, учатся завязывать шнурки и застегивать молнии на одежде и обуви, просят взрослых о помощи в случае необходимости; мокрую одежду отдают взрослым для просушивания.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1.Ознакомление с окружающим. «Курочка-пестру-шечка» 2. Физкультура. № 39—40 |
Дни недели | Занятия |
Вторник | 1. Музыка. Слушание и подпевание песни «Кот Васька». Слушание песни «Белочка» (муз. М. Кра-сева, ел. М. Клоковой). «Угадай-ка» на ту же тему, что и на предыдущем занятии, но с другим порядком предъявления пьес. То же упражнение, но с другим порядком движений и добавлением прыжков зайки. Повторение игры «Прятки» 2. Конструирование. «Маша едет на автобусе» |
Среда | 1. Рисование. «Дорисуй картинки для Кати и Маринки» 2. Действия с предметами. «Соберем матрешку» |
Четверг | 1. Речь. «Мчится поезд» 2. Физкультура. № 39-40 |
Пятница | 1. Музыка. Повторение песен «Кот Васька» и «Белочка». То же упражнение, но с другим порядком движений. Свободная пляска под любую народную плясовую. Повторение игры «Прятки» 2. Лепка. «Наши четвероногие друзья» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Курочка-пеструшечка»
Задачи.С помощью фольклорного произведения закреплять знания детей о домашних животных (корова, лошадь, коза, свинья, курица с цыплятами, утка, гусь).
Развивать реалистическое представление о домашних животных. Воспитывать доброе отношение к ним на эмоциональной основе: человек заботится о животных — кормит, поит, ухаживает.
Учить узнавать животных в реалистическом изображении на картинке и в игрушке.
Материалы.Набор картинок к потешке «Курочка-пеструшечка» (7 штук): курица с цыплятами, утка, гусь, свинья, коза, баран, корова, лошадь. Дидактический набор «Скотный двор» (фигурки домашних животных в реалистическом исполнении из папье-маше фабричного производства).
Содержаниезанятия. Воспитатель просит детей вспомнить животных, которых они знают. Если малыши молчат, педагог задает
наводящие вопросы: — Кто кудахчет «кудах-так-так»? Кто водит цыпляток за собой? Правильно, курочка. А кто кричит «кря-кря-кря»? Кто по водичке умеет плавать и утяток за собой ведет? Правильно, уточка! Как она крякает? А кто мычит «му-му-му — молока кому»? Правильно, коровка. А что у коровки на голове? Рожки. Как она кричит, скажи (Оля, Таня, Алеша и др.) Правильно: «му-му»! А кто кричит «и-го-ro?» У кого есть грива, хвостик? Правильно, лошадка!
Далее педагог задает аналогичные вопросы, касающиеся свинки, козочки, барашка.
Затем воспитатель предлагает малышам картинки. Картинки поочередно располагаются на подставках перед детьми. Показ картинок сопровождается словами воспитателя: «Курочка-пеструшечка, цыпляток водит! Уточка с утятами плавает по воде! Гусь — красные лапки ходит по травке! Свинка носом-пяточком землю копает. Козочка рогатая по горам скачет. Барашек кудрявый травку ест. Коровка Буренка молочко дает. Лошадка Ванечку везет». Далее воспитатель задает детям вопросы о персонажах: Что делает курочка-пеструшечка? Что делает уточка?
Педагог предлагает малышам взять картинки. По предложению педагога они называют животное, нарисованное на этих картинках (лошадка, коровка или свинка и т.п.). Задавая вопросы, воспитатель старается вызвать малышей на разговор, просит повторить звукоподражания. Если малыши молчат, отвечает педагог.
Воспитатель говорит, что об этих животных люди заботятся: дают корм, водичку для питья. Далее приглашает детей к столикам, на которых заранее приготовлены игрушки животные, а также кубики, маленькие машинки и т.п. Дети называют животных и строят для них домики (игра с дидактическим набором «Скотный двор»).
От общих разговоров постепенно педагог переводит малышей к игре, давая возможность каждому поиграть с понравившимся ему животным.
Во второй половине дня воспитатель может рассказать детям русскую народную сказку «Курочка Ряба» (в обработке К.Д. Ушинского), используя при этом народные игрушки («клюющие курочки»). При последующих обращениях к сказке (они обязательны) целесообразно повторить ее чтение с показом красочных иллюстраций. Можно инсценировать сказку с помощью игрушек.
Физкультура. № 39-40
Задачи. Учить детей влезать на лесенку-стремянку (шведскую стенку). Повторить ходьбу с огибанием различных предметов («змейкой»).
Материалы. Лесенка-стремянка (шведская стенка), обручи небольшого диаметра, игрушка-каталка на ручке, гимнастический мат, игрушка собачка.
Содержание занятия. В центре зала разложены обручи, один ряд на расстоянии 30—40 см друг от друга. Воспитатель берет игрушку и говорит: «Дети, собачка приглашает нас погулять с ней. Вставайте скорее все за мной».
Воспитатель ведет их в колонне друг за другом, огибая обручи. Вначале все идут медленно, затем, постепенно ускоряя темп, воспитатель с детьми переходит на бег в медленном темпе. После бега все опять переходят на ходьбу. Воспитатель помогает детям встать парами. Рядом с собой воспитатель кладет игрушку и обращает внимание детей, что собачка будет внимательно смотреть, как дети будут делать упражнения. «Давайте покажем собачке, какие мы ловкие и сильные!»
Общеразвивающие упражнения в парах (по возможности мальчик с девочкой). Если ребенку не хватает пары — воспитатель выполняет упражнения вместе с ним.
1. Повернуться лицом друг к другу, взяться за руки. Поднять
руки высоко вверх, опустить руки (повторить 4 раза).
2. Держась за руки присесть, встать (повторить 4 раза).
3. Держась за руки ходить по кругу вправо, влево.
4. Каждая пара встает перед обручем. Прыжки поочередно (на
пример, сначала прыгают мальчики, потом — девочки) в обруч
и обратно (повторить 4 раза).
Группа делится на две подгруппы. Часть детей с воспитателем выполняет упражнения на шведской стенке. Подведя детей к лестнице, воспитатель объясняет: «Сегодня мы с вами будет учиться влезать на лестницу. Не бойтесь и не спешите. Наступайте на каждую перекладину вот так (показывает), крепко держитесь». Каждый ребенок поочередно удобным ему способом со страховкой и помощью воспитателя залезает на три перекладины лестницы и спус-271
кается. Перед лестницей на пол необходимо положить гимнастический мат. Если кто-то отказывается, можно такому ребенку дать собачку и предложить: «Смотри, вместе с собачкой, как детки забираются на лесенку».
Группа других детей по очереди катает игрушку-каталку между обручами. Затем подгруппы меняются местами.
Подвижная игра «Догоните меня». Дети стоят на одной стороне зала. «Догоните меня», — говорит воспитатель и бежит к противоположной стороне зала. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Воспитатель хвалит детей за то, что они умеют так быстро бегать. Затем воспитатель предлагает детям убегать на свои места. «Убегайте, убегайте, догоню!» — говорит воспитатель и делает вид, что догоняет малышей. После игры дети идут по залу в медленном темпе, повторяют ходьбу на носках.
В конце занятия воспитатель говорит, что собачке понравилось, как дети занимались и она еще придет к ним в гости. Воспитатель берет игрушку и провожает детей в группу.
На прогулке и во второй половине дня.Катание игрушек и друг друга с помощью взрослого на санках. Катание на ледянках с горки. В помещении: упражнять детей в кружении в парах.
Конструирование. «Маша едет на автобусе»
Задачи.Развивать интерес к занятиям со строительным материалом; учить выбирать детали, необходимые для постройки автобуса по образцу и словесному указанию воспитателя; учить разбирать постройку и собирать детали в коробку (ящик); пополнять словарный запас детей: «остановка», «водитель», «автобус».
Материалы.Настольный строительный материал, матрешки.
Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание детей (4-6 чел.) на яркую красочную игрушку автобус, рассматривает его с детьми (например, зеленый, с окошками), затем предлагает построить такой же красивый автобус. Выбирает для постройки автобуса из набора строительного материала две пластины и 4 кубика любого, но одинакового цвета. Воспитатель вместе с деть-
ми строит автобус, свои действия сопровождает словами: «Дети, давайте вместе построим автобус. Я возьму пластину красного цвета. Что я взяла? (Пластину.) Какого цвета? Миша, возьми красный кубик и поставь его на пластину. Молодец! Какого цвета ты взял кубик? (Красный.. Олег, возьми еще один кубик и поставь его на пластину. Какого цвета ты взял кубик? (Так дети ставят 3-4 красных кубика на пластину на равном расстоянии — получаются окошечки. Это контролирует воспитатель.) Настенька, возьми красную пластину и положи ее сверху на кубики. Вот какой красивый красный получился автобус, его ведет водитель (Воспитатель помещает в автобус маленькую игрушку, можно матрешку.)
Наш автобус стоит на остановке, здесь его ждут пассажиры — маленькие матрешки. На остановке построим скамеечку для матрешек».
Дети вместе с воспитателем строят скамеечку из двух кубиков и пластины и рассаживают на ней матрешек.
Далее воспитатель предлагает детям построить домик из кубика и призмы, в котором продают билетики. «А сейчас вы сами постройте красивые автобусы для матрешек», — обращается воспитатель к детям. Дети строят автобусы разного цвета (желтый, зеленый, красный, синий). Воспитатель помогает, подбадривает, помогает делать окошечки. Затем предлагает детям взять матрешек, подойти к домику-киоску за билетиком и посадить матрешек в автобус. Дети обыгрывают постройку, а в конце занятия аккуратно складывают детали строительного материала в ящик, называя их цвет и форму.
Рисование. ^Дорисуй картинки для Маши и Маринки»
Задачи.Воспитывать доброжелательное отношение к животным. Вызвать у детей интерес к процессу завершения композиции рисунка, учить самостоятельно дорисовывать фигурки животных фломастерами, выбирать цвета; развивать воображение, сюжетно-игровой замысел.
18 Заказ 544
18* |
Материалы. Две куклы, картинки альбомного формата с незаконченными изображениями домашних животных (коровки, лошадки, козочки, барашка), выполненных воспитателем (см. занятие «Шарики-лошарики», январь, 18 неделя); фломастеры, мольберт.
Предварительнаяработа. Рассматривание детских рисунков «Шарики-лошарики», картинок с изображением животных, иллюстраций в книгах. Чтение народных потешек, пение песенок про животных. Игры с куклами.
Содержание занятия.Воспитатель показывает детям две куклы (они здороваются с детьми) и говорит: «Куклы Катя и Маринка пришли к нам на занятие. Они посмотрели, как вы нарисовали из шариков лошадку, свинку, собачку, кошечку. Катя и Маринка тоже любят животных. Им подарили картинки, на которых нарисованы лошадка, коровка, козочка, барашек (воспитатель ставит незаконченный рисунок на мольберт). Но на картинке не все нарисовано. Посмотрите, ребята, что надо еще дорисовать? Коровке и козочке — рожки, лошадке — хвостик, а у барашка — мало на шубке кудряшек. Коровка, лошадка, козочка, барашек пасутся на лугу. Надо нарисовать зеленую травку, животные очень любят ее кушать. Катя и Маринка просят вас, ребята, дорисовать картинки».
Воспитатель раздает детям незаконченные рисунки и предлагает каждому ребенку выбрать цвета фломастеров и дорисовать картинки для Маши и Маринки. В процессе занятия обращает внимание на характерные признаки каждого животного: у лошад-
ки надо дорисовать не только хвост, но и гриву; у коровки на спине могут быть коричневые, черные пятнышки; у козочки — бородка, а у барашка — много-много колечек (тогда шубка у него будет теплой).
Когда дети закончат рисовать, воспитатель спрашивает кукол, понравились ли им картинки, которые дети дорисовали. Предлагает их рассмотреть, хвалит детей за старание, желание дополнить содержание картинок: «Вот солнышко светит. А вот какая густая травка на лугу выросла, коровка, лошадка, козочка, барашек очень рады». Рассматривая рисунки, воспитатель говорит: «Взрослые и дети должны заботиться о животных, которые живут рядом с ними: кормить, поить, делать удобное место для отдыха. Скажите, ребята, что дает коровка? Молоко, его любят все дети. Лошадка помогает возить дрова из леса».
В вечернее время дети продолжают самостоятельно рассматривать картинки, могут также по своему желанию их опять дорисовывать. Они показывают куклам свои рисунки, рассказывают, какие это животные, поют знакомые песенки, читают потешки. Воспитатель дает детям возможность рисовать по своей инициативе, придумывать новые «сюжеты» о животных.
Действия с предметами. «Соберем матрешку»
Задачи.Совершенствовать умение действовать со сборно-разборными игрушками: составлять предметы из частей, ориентируясь на величину и рисунок, подбирая их в следующем порядке: большая, поменьше, маленькая. Развивать координацию руки и глаза.
Материалы.Три матрешки высотой 10—12 см, 7-9 см, 4-6 см (на каждого ребенка).
Содержание занятия.Участвуют пять-шесть детей. Взрослый предлагает посмотреть на своих матрешек и показать, какая из матрешек самая большая, какая поменьше, какая маленькая. И после того как все дети проделают это, воспитатель просит расположить их в определенной последовательности: вначале самую большую, потом поменьше и самую маленькую.
Во второй части занятия дети раскрывают матрешек и располагают их части одна под другой. Это помогает им соотнести де-
тали при дальнейшем складывании предмета. «Матрешки наденут юбочки», — говорит взрослый, показывая, как надо соединять части.
Эта часть занятия повторяется: дети вновь открывают матрешек и учатся последовательно вкладывать меньшие предметы в большие, т.е. собирать трехместную матрешку. При необходимости взрослый помогает малышам: может вначале дать две разборные матрешки, а третью — неразборную.
Развитие речи. «Мчится поезд»
Задачи.Вовлекать детей в диалог. Обогащать словарь точными наименованиями предметов, частей предметов, действий. Активизировать словарь наименованиями животных. В процессе звукоподражаний развивать речевой слух, артикуляционный аппарат
детей.
Материал.Игрушки: поезд, мишка, заяц, лиса, белка.
Содержание занятия.Воспитатель вносит в группу игрушку — поезд. Рассматривает его вместе с детьми. Общается с детьми: «Поезд приехал. Сигналит: ту-ту! Как поезд сигналит? (Вместе с детьми: ту-ту.) Поезд ведет машинист. Он сидит в кабине. А пассажиры едут в вагонах. У поезда есть колеса. (Демонстрирует кабину, вагоны, колеса.) Колеса стучат: тук-тук. Как стучат колеса? (Вместе с детьми: тук-тук.) Что это у поезда? (Показывает колеса, вагоны, кабину машиниста.) Кто ведет поезд? (Машинист.) Как сигналит машинист? Как стучат колеса? (Ответы детей.)»
Воспитатель:
— Скажем вместе: «Поезд мчится. Тук-тук-тук!» — Звукоподражание повторяется несколько раз. Дети топают в такт звукоподражания.
Воспитатель: «Сейчас мы все будем как будто поезд. Я — паровоз, а вы — вагоны. Цепляйтесь, вагоны, друг за другом. Поезд подает сигнал: туу-туу! Колеса стучат: тук-тук-тук! (Повторить 3 раза.) Приехали домой».
Затем воспитатель обращается к детям: «Наши игрушки тоже хотят покататься на поезде. Вот они сидят и ждут. (Сажает на стол игрушки: мишку, лисичку, зайку, белочку. Называет их
вместе с детьми.) Кто хочет покатать на поезде мишку? (Вызвавшийся ребенок катает игрушку, сопровождает игру звукоподражаниями.) А кого ты хочешь покатать? (Обращается к кому-нибудь из детей. Игровые действия сопровождаются звукоподражаниями.)»
После того как дети покатают игрушки 6-7 раз, воспитатель читает стихотворение.
Чух-чух,
Чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух,
Паровоз
Пыхтит.
— Тороплюсь! — гудит, —
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!
(Э. Мошковская «Мчится поезд»)1
Стихотворение читается дважды. При повторном чтении дети подговаривают слова: «тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь».
«А сейчас все звери поедут на поезде», — говорит воспитатель и в «поезд» сажает игрушки. Занятие переходит в свободную деятельность детей.
Лепка. «Наши четвероногие друзья»
Задачи.Воспитывать у детей заботливое отношение к животным. Развивать сюжетно-игровой замысел. Привлекать к самостоятельной лепке фигурок животных из шариков, плотно соединяя их между собой, дополняя их отличительными признаками (хвост, ушки). Аккуратно пользоваться пластилином.
Материалы.Игрушки: куклы Катя и Маринка, котенок, собачка; пластилин, стеки, клееночки, салфетки для рук.
Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций, карти-
1 Хрестоматия для маленьких и постарше. — М.: Знание, 1996. С. 37.
нок с изображением кошки, собаки. Чтение стихов, рассказов, потешек об этих животных. Игры с игрушками.
Содержание занятия. Куклы Катя и Маринка вновь приходят к детям на занятие, здороваются с ними: «Нам очень понравились
картинки, которые вы нарисовали». «А что вы хотели спросить у ребят?» — обращается к Кате и Маринке воспитатель. Они спрашивают ребят: «Скажите, какие животные есть у вас дома?» Если дети затрудняются с ответом, воспитатель показывает игрушки — кошечку, собачку и говорит, что кошка и собака живут в доме с людьми. Затем просит ребят рассказать, а есть ли у них дома кошечка или собачка (ответы детей). Спрашивает, как надо заботиться о домашних животных, кормить их. Уточняет ответы ребят: «Кошечка любит молочко, сметанку, собачка — грызть косточку, а еще кошечка любит играть с мячиком, катать клубочек». Воспитатель спрашивает детей, как зовут их кошечку и собачку, чем они любят играть, кто ходит с собачкой гулять.
После беседы предлагает детям слепить из пластилина свою кошечку или собачку. Напоминает, что из шариков и столбиков получатся фигурки животных. «Кошечка может лежать, свернувшись клубочком, или будет прыгать за мячиком. Собачка тоже может отдыхать или бегать. У каждого получится своя кошечка или своя собачка, которую он любит», — говорит воспитатель и предлагает слепить своих любимых животных.
Дети начинают лепить фигурки животных разными способами: из отдельных комочков, соединяя их вместе, а также из целого кусочка способом вытягивания, воспитатель помогает детям.
В процессе занятия воспитатель замечает появление характерных особенностей: «У тебя кошечка спит; а эта хочет прыгнуть;
а вот собачка бежит по дорожке; у тебя собачка остановилась, увидела кошечку» и т.д. и обращает внимание на это всех детей. Такие комментарии помогают детям также увидеть эти характерные признаки животных. Воспитатель дает стеку для того, чтобы ребенок мог изобразить глаза, рот, шерстку. После завершения лепки все фигурки дети приносят на общий стол и располагают их так, как им нравится («собачки бегут друг за другом», «кошечки играют с мячом» и т.д.).
В вечернее время дети продолжают игры с вылепленными фигурками кошечек, собачек, придумывая разные «сюжеты». В процессе этих игровых действий воспитатель старается активизировать словарь ребенка. С этой целью вместе с детьми придумывает небольшие истории про животных, читает о них потешки, стихи.
Организация детской игры
Продолжается закрепление игровых навыков в индивидуальной и совместной игре с игрушками по знакомым сюжетам (дом, «гости», прогулка, поездка, визит доктора, посещение магазина). Чем более знаком сюжет, тем более легко происходит его развитие, увеличивается количество включенных в игру «цепочек действий», сюжет становится подробнее; вместо педагога все чаще роли выполняют сами дети, пока не называя их (роль в действии). Девочка встречает гостей (кукол), угощает их, купает, кладет спать, как мама. Мальчик нагружает самосвал и перевозит кубики, «чинит» машину, «заправляет ее бензином», как шофер или папа. Кто-то прыгает по группе и мяукает, как кошка. Если воспитатель задаст вопрос: «Ой, это твоя дочка? Какая красивая? А ты ее мама?» — ребенок отвечает утвердительно. Происходит осознание своего ролевого поведения, появляется называние роли словом.
Многие игрушки, которыми дети играли с самой осени, им уже надоели. Педагогу следует предоставить детям возможность играть новыми (или хорошо забытыми старыми) игрушками, а те, которые им уже прискучили, временно убрать, оставив только по 1-2 самых любимых. Это относится в первую очередь к тем игрушкам, которые вначале пользовались большим спросом, и их было по многу штук. В то же время убирать следует только те игрушки, к которым в течение 2-3 недель не обращался ни один ребенок.
Вместо них в группу приносятся игрушки, изображающие реалистически выполненных животных, домашних и диких. Дети уже
успели познакомиться с ними на занятиях, а некоторых знают по книгам, картинкам, мультфильмам. Воспитатель предлагает построить для домашних животных ферму, сделать каждому свой домик, дворик (огородив часть ковра длинными кубиками — забором). Если в группе имеется набор игрушек «Ферма», то большинство тематических игр может проводиться с ним. Для диких животных аналогично можно выстроить зоопарк. Для животных можно привезти на машинках еду (траву, зернышки), траву — сделать из бумаги или обрезков новогодних «дождиков», а можно поиграть, используя еду для животных понарошку. В мисочки-поилки можно «налить воду», чтобы животные могли пить. Эти игры сначала проигрываются при участии воспитателя, затем по желанию детей самостоятельно.
Часто кто-то из малышей чувствует особую симпатию к какому-нибудь животному из набора и носит его с собой, играет с ним в другие игры. Этому не надо препятствовать. Если ребенок очень хочет напоить коровку «чаем», ему можно напомнить, что коровки едят траву, но надо дать возможность «отработать» игровое действие «чаепития» и на новом игровом материале тоже.
ФЕВРАЛЬ. 21 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе дети будут участвовать в посадке лука и начнут наблюдать за его ростом. Продолжится обогащение детских представлений о домашних животных, в первую очередь хорошо знакомых — кошке и собаке. Педагог прочтет детям рассказы об этих животных и рассмотрит вместе с ними иллюстрации, привлечет внимание детей к особенностям внешнего вида и поведения кошки и собаки, включит эти образы в продуктивную и сюжетно-игровую деятельность. Так, дети будут рисовать коврики и лепить мисочки для кошечки и собачки, а педагог организует игровую среду и будет поддерживать разыгрывание детьми сюжетов, связанных с заботой о домашних животных, играми с ними. В процессе действий с предметами и конструирования дети будут учиться ориентироваться на два свойства одновременно (цвет и величина). Педагог будет постоянно вовлекать детей в диалог, активизируя словарь наименований предметов одежды, посуды, прилагательных и др. На физкультурных занятиях воспитатель будет учить детей бросать в цель мешочек с песком двумя руками снизу: упражнять в смене движения по сигналу. Он начнет прививать детям первые основы культуры поведения во взаимоотношениях с взрослыми и- сверстниками; формировать умение играть, не разрушая чужой игры, пользоваться игровым материалом по очереди.
Организация наблюдений. «Посадка лука»
Задачи.Познакомить детей с жизнью растений: растут в земле, им необходимы тепло, свет и вода. Растения обязательно поливают.