Проблемно-поисковые методы
Группа проблемно-поисковых методов основывается на характере познавательной деятельности учащихся включает в себя пять конкретных методов обучения (а не групп методов, как это было во всех предыдущих классификациях): информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый, или эвристический; исследовательский.
Информационно-рецептивный метод. Его название происходит от двух слов: информация и рецепция, т.е. восприятие. Суть его состоит в следующем: разными способами учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают и фиксируют в памяти эту информацию.
Учитель использует при этом самые разнообразные средства: устное слово (рассказ, лекция, объяснение), печатное слово (самостоятельное изучение материала по учебнику), наглядные пособия, практический показ им самим выполнения какого-то упражнения. Этот метод позволяет учащимся чувственно воспринимать учебный материал. Они смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с имеющимися у них сведениями. По мнению авторов классификации Скаткина и Лернера, этот метод является одним из самых экономных способов передачи опыта подрастающим поколениям. Общество заинтересовано в том, чтобы наибольший объем информации был передан в кратчайшие сроки.
Репродуктивный метод (от слова «репродукция» - воспроизведение) применяется совместно с информационно-рецептивным. Поскольку последний сам по себе не формирует у учащихся умений и навыков приме нения полученных знаний и не гарантирует их сознательного и прочного запоминания, учитель вынужден организовывать деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению усваиваемых знаний, т.е. использовать репродуктивный метод обучения. Для этого разработаны разнообразные упражнения, лабораторные, практические работы, программированный контроль, различные формы самоконтроля и т.п.
Информационно-рецептивный и репродуктивный методы чаще всего применяются во взаимосвязи, но первый всегда предшествует второму. Они способствуют формированию знаний, навыков и умений у учащихся, развивают основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, перенос, классификация и пр.), но не гарантируют роста творческих способностей учащихся, поэтому для решения этой задачи нужны другие методы.
Проблемное изложение. Этот метод заключается в следующем: учитель ставит перед учащимися проблему и сам ее решает, но при этом показывает ход своих мыслей и рассуждений. Иначе этот метод можно назвать рассказ-рассуждение. Он предлагает вопросы, которые возникали перед человечеством, наукой, жизнью, практикой, и демонстрирует различные подходы к ответам на эти вопросы, опровергая субъективные, доказывая истинность объективных, одновременно выстраивая логику своих рассуждений. Учащиеся не только воспринимают, осознают и запоминают готовую информацию, но и следят за логикой доказательств, движением мысли учителя, контролируя ее убедительность.
Ученики, пользуясь этим методом, лучше усваивают способ и логику решения проблем данного типа, но пока не умеют применять их самостоятельно. Поэтому данный метод используется, как правило, при изучении сложных учебных вопросов. Учитель может привлечь любые средства; слово (логическое рассуждение), текст книги, таблицы, кинофильм, магнитные записи и т, п.
Метод проблемного изложения имеет ряд преимуществ в психолого-педагогическом аспекте:
- сообщаемый материал дается более доказательно, а знания учащихся становятся более осознанными и легче приобретают характер убеждений;
- такое изложение учит учащихся мыслить, показывает им пример творческого поиска;
- оно более эмоционально и повышает интерес к процессу учения.
Частично-поисковый (или эвристический) метод. Его суть состоит в том, что способ поиска решения проблемы определяет учитель, но решения отдельных вопросов находят учащиеся.
Исследовательский метод. Он направлен на организацию творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При этом они должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода, в отличие от двух предыдущих, заключается в том, чтобы научить школьников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.
Выполняемые с помощью исследовательского метода задания обязательно включают в себя все элементы самостоятельного исследовательского процесса: постановку задачи, обоснование, предположение, поиск соответствующих источников необходимой информации, процесс решения задачи, проверку полученных результатов. При использовании этого метода применяются такие традиционные средства обучения, как слово, наглядность, практические работы.
Описанные выше методы можно разделить на две группы: репродуктивные (информационно-рецептивный и репродуктивный) и продуктивные (частично-поисковый и исследовательский), а метод , проблемного изложения, являясь промежуточным, относится как к репродуктивным, так и к продуктивным. В процессе обучения они реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Подгруппа по аспекту управления учением