Информация для размышлений. Q У тех, кто перенес черепно-мозговую травму, страдает эпилепсией или психическими заболеваниями, употребление каннабиса может вызвать вспышку агрессии
q У тех, кто перенес черепно-мозговую травму, страдает эпилепсией или психическими заболеваниями, употребление каннабиса может вызвать вспышку агрессии. Некоторые под действием каннабиса становятся крайне агрессивными и совершают тяжкие преступления. А заядлые курильщики гашиша, которые решили бросить, могут в связи с этим впасть в подавленное состояние, стать раздражительными и совершать беспричинные насильственные действия.
q Диэтиламин лизергиновой кислоты, ЛСД ("acid", кислота) - пожалуй, самый известный галюциногенный наркотик. Это полисинтетический алкалоид, изготовленный из лизергиновой кислоты, которая в природе содержится в некоторых грибках. ЛСД - один из самых сильных наркотиков, он влияет на человеческую психику даже в дозах, составляющих миллионную долю грамма.
q Коварство экстази заключается в том, что ради эйфории наркотик заставляет клетки этих центров "работать на износ" и в конечном счете разрушает их. От раза к разу по мере снижения количества клеток работа нервных центров затрудняется, и для достижения того же эффекта наркоману приходиться увеличивать дозу. Повышение дозы, в свою очередь, приводит к еще большей гибели клеток. Поэтому со временем у пристрастившихся к экстази появляются проблемы с психическим здоровьем.
q Каннабиноиды, содержащиеся в марихуане, растворяются в жирах, а не в воде, как алкоголь. Поэтому они и продукты их разложения (метаболиты) в течение долгого времени сохраняются в жировых клетках организма - например, в головном мозге, даже если состояние опьянения проходит через несколько часов. Из этих жировых депо происходит выделение ТГК в кровь еще в течение нескольких дней, а у закоренелых курильщиков - даже в течение нескольких месяцев. Следовательно, наркотик способен оказывать на психику действие долгое время после самого опьянения. Этим и объясняется развитие психической заторможенности, а также рецидивных реакций.
q В юношеском возрасте употреблять стероиды особенно опасно. Чаще всего юноши начинают принимать стероиды по примеру сверстников (50% опрошенных школьников - жителей Арканзаса, США познакомили со стероидами друзья) или потому, что стесняются своего недостаточно мускулистого тела. Рано начав принимать стероиды, подросток психологически привыкает к ним и постоянно в них нуждается: ему кажется, что без помощи стероидов ему просто не обойтись. Об этом вам нужно обязательно знать.
Упражнения и задания
1. Запишите на листе бумаги различные варианты выхода из ситуаций, разыгранных на этом занятии. Обсудите их с друзьями и/или родителями.
2. Порекомендуйте метод Шичко тем, кто потребляет наркотики (родным, близким, знакомым, друзьям).
3. Продолжите список вопросов, которые можно рассмотреть на заседаниях и встречах клуба трезвости.
Домашнее чтение
"Что мне делать, если мой друг начал употреблять наркотики?"*
Это очень сложная ситуация, ведь, с одной стороны, тебе не хочется быть доносчиком, а с другой стороны, ты понимаешь, что твой друг скоро начнет деградировать как личность. Поэтому очень важно в первую очередь попробовать повлиять на товарища, не показавшись занудой. Вот несколько предложений, как это сделать:
а) Попытайся вместе с другими товарищами повлиять на своего друга. Старайтесь сделать это так, чтобы не оттолкнуть его от себя, ведь тогда он или она будет общаться только с другими наркоманами. Вот несколько аргументов, которые ты можешь использовать:
q Ты портишь свое здоровье.
q Ты рискуешь попасть в милицию, тебя привлекут к ответственности.
q Тебе могут не дать разрешение на получение водительских прав.
q Ты потеряешь своих друзей, потому что никто не сможет общаться с тобой, когда ты в состоянии наркотического опьянения.
q Ты можешь попасть в наркотическую зависимость, тем самым поставив под угрозу все свое будущее.
Разумеется, существует множество других аргументов, которые ты можешь придумать сам или имеете с друзьями. Пожалуй, важнее всего не то, какие аргументы человек выдвигает, а то, что он в самом деле беспокоится за своего товарища. Иначе проще всего было бы закрыть на все глаза и сказать себе: "Это его проблемы, а не мои".
Если твой друг не хочет ничего слушать и лишь упрямо твердит: "Я делаю, как считаю нужным, это никого не касается", докажи ему, что это не так. Это касается всех.
Литература:
Гринченко Н. А. Основы искусства антинаркотического воспитания. – Елец: ЕГПИ, 1999.
Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000. – 255 с.
Как организовать клуб взаимопомощи наркоманов. – Екатеринбург: Фонд им. Г. А. Шичко, 1999. – 45 с.
Маттссон Я. Аргументы. – СПб.-Стокгольм: RNS; Sida, б/г. – 20 с.
Маюров А. Н. Движение трезвенников. // Политическая агитация. - 1987. - № 3 - с. 27-28. (в соавторстве).
Маюров А. Н. Трезвость: норма и еще раз норма. // Комсомолец Туркменистана. - 1985. - 19 декабря.
Маюров А. Н. Эка незадача! // Пачемыш ("Оса"), 1988, № 1, с. 6.
Маюров А. Н. Трезвость - норма жизни. // Политическая агитация, 1988, № 3, с. 31-32.
Маюров А. Н. Держитесь, как бы ни было трудно. // Трудовая слава (г. Казань) - 1989. - 6-13 октября.
Маюров А. Н. Как пьют наши дети? // Живое слово - 1994 - № 2(9).
Маюров А. Н. Пятое трезвенническое движение в СССР и странах, созданных на его бывшей территории. // Соратник. - 1994. - № 5.
Маюров А. Н. По чьей вине? // Знамя трезвости ( Новосибирская обл.) - 1994 - № 1 (декабрь).
Маюров А. Н. Памятные даты... // Татарские края. - 1996 - № 20 - с. 8.
Маюров А. Н. Первый // Оптималист - № 7(45) – с. 5-7; № 8(46) – с. 6-9; № 9(47) – с. 6-8; № 10(48); № 11(49); № 12(50); 2001. - № 1(51); № 2(52); № 3(53); № 4(54); № 5(55).
Методическое пособие для слушателей курсов избавления от вредных привычек употребления алкоголя, наркотиков и курения табака. – Казань, 2000. – 18 с.
Миронов Е. М. Прощайте, наркотики! – СПб.: Питер, 2001. – 192 с.
Морозов Ю. и др. Оптимальный вариант: как стать трезвым и некурящим. – Казань: Аек Булу, 2002. – 35 с.
Найденова Н. Г. Наркомания - опасная болезнь. - М.: Знание, 1988.
Наркомания как форма девиантного поведения. / Под общ. ред. Поздняковой М. Е. – M., 1997.
Наркомания в России: угроза нации. Материалы парламентских слушаний "О неотложных мерах по борьбе с распространением наркомании в России", 2 марта 1998 г. / Доклад Совета по внешней и оборонной политике – М., 1998.
Некоторые методические рекомендации для проведения занятий по формированию у подростков навыков невосприятия негативных привычек: употребления одурманивающих веществ, спиртного, табака, наркотиков - Ленинград.: Всесоюзное объединение "Оптималист", 1991.
Низский В. Наркомания: медленный ядерный взрыв // VIP premier. - 1998. - № 7.
О наркомании в России. Материалы парламентских слушаний "Наркомания в России среди детей и молодежи", 3 ноября 1998 г. Доклад Министерства внутренних дел РФ - М., 1998.
Программа по избавлению от наркомании. – Екатеринбург: Благотв. Фонд им. Г. А. Шичко, б/г. – 45 с.
Сирота Н. А. и др. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. – М.: Генезис, 2001. – 216 с.
Урок 33
Бранные слова
На этом уроке ты: · выделяешь нравственную сущность человека; · знакомишься с историей возникновения бранных слов на Руси; · признаешь необходимость противостояния нецензурным словам. Основные понятия темы: · обаяние; · манеры; · этикет; · вкус. ОБАЯНИЕ – очарование, притягательная сила личного воздействия. Обаяние не совместимо с грубостью и нецензурщиной. МАНЕРЫ – внешние формы поведения человека. ЭТИКЕТ – установленный порядок поведения где-либо. ВКУС – способность человека понимать и оценивать прекрасное, красивое во всех сферах человеческой жизни и в искусстве. Пометки на полях Брань - оружие низменных. С. Гудрич. Гудрич, Самюэл Грисоулд (1793-1860) – американский детский писатель и педагог. Брань всегда служила признаком дефектного мышления Л. Леонов. Леонов Леонид Максимович (1899-1994) – русский писатель. Брань во время споров должна запрещаться и караться, как другие словесные преступления. Какого только вреда не причиняет и не нагромождает она, неизменно порождаемая злобным раздражением, М. Монтень. Монтень, Мишель де (1533-1592) – французский философ-гуманист, писатель. Когда ты бранишь других, смотри, чтобы ты сам был далек от того, за что другим выговариваешь. Плутарх. Плутарх (46-126) – древнегреческий философ и писатель. Брань правды не любит. Русская пословица | У человека возникают разные привычки – полезные и вредные, предосудительные и вызывающие одобрение, иногда – смешные и трогательные... В привычку входят не только действия, но и слова. И очень хорошо, если человек имеет привычку вовремя сказать Спасибо или Простите, а когда потребуется, даже Я неправ. И среди словесных привычек есть такие, которых лучше бы не было. Например, может стать привычным применение брачных слов. Можно привыкнуть и к так называемым словам-паразитам. Кому не знакомы люди, изъясняющиеся примерно так: Вот, так сказать, прихожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, так сказать, на свое место. А начальник, значит, говорит, так сказать: "Иди домой – говорит, - я тебе, значит, как бы отгул даю за прошлый выходной, значит". Вот, значит, я, так сказать, по-жизни и получил дополнительный день отдыха. Это пример засорения речи словами-паразитами. Сами по себе такие слова могут быть вполне литературными и полезными. Но они могут "прилипнуть" к человеку, войти во вредную речевую привычку. Проникая чуть ли не в каждое высказывание, эти слова лишают его строгости, точности, выразительности и силы воздействия. Человека, речь которого пересыпана словечками-паразитами (а иногда и целыми оборотами-высказываниями вроде как тебе сказать, вот какая штука, как бы, по-жизни, блин, трудно слушать, а подчас и смешно. УВАЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА! Нередко приходится сталкиваться с засорением устной речи бранными и вульгарными словами и выражениями. Сквернословие не имеет никакого оправдания. Наше общество борется за новые, подлинно человечные и прекрасные отношения между людьми, основанные на глубоком взаимном уважении и понимании, товарищеской поддержке и помощи. В резком н остронепримиримом противоречии с обликом современного человека оказывается сквернословие. Многие, видимо, не понимают того, что слова и мысли едины и что, следовательно, каковы бы ни были внутренние побуждения человека, употребляющего брань, этот человек объективно обнаруживает неуважение к людям. Употребление бранных слов и выражений, сквернословие следует рассматривать не просто как речевой сор, но как нарушение человеческих норм, как оскорбление чести и достоинства современного человека. Заслуживает всяческой поддержки и в свое время нашла сочувственный отклик инициатива писателя Ф. В. Гладкова, выступившего с призывом объявить войну "позорному пережитку" – сквернословию. Гладков писал: "В нашем быту есть еще заразительные пережитки, которые держатся упорно, как трудно излечимый порок. К таким пережиткам... я отношу сквернословие и всякую похабщину, вошедшую в язык некоторых людей... Это блудословие придает речи таких людей особый пакостный стиль, который бытовал когда-то в ночлежках, в кабаках, притонах и на постоялых дворах. На фоне огромного роста духовной культуры народа этот позорный пережиток особенно заметен... Я убежден, что наша здоровая, передовая молодежь, для которой дорого достоинство нашего человека, со всей решительностью поднимется на борьбу с отвратительным пережитком – со сквернословием и на предприятиях, и в общественных местах, и в частных разговорах. Нельзя оставлять без внушения и взыскания хулиганские слова, нельзя относиться снисходительно к этой словесной мерзости, оправдывая людей тем, что они употребляют ругательства не злонамеренно..."*. Часто говорят, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Дурная привычка никогда не была оправданием дурного поведения. А кроме того, как правило, привычка извергать потоки словесной брани и хулы начинает действовать во вполне определенных случаях, когда сквернослов хочет оскорбить или унизить другого человека. Значит, такой пакостник прекрасно отдает себе отчет в своих речевых действиях. Наше общество не может и не хочет терпеть оскорблений человеческой чести и человеческого достоинства – ни делом, ни словом, которое тоже оказывается одной из разновидностей людского дела. Обязанность граждан уважать других, их честь и достоинство предусмотрены Конституцией. "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!" – призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев. Что значит "беречь" язык? От кого или от чего "беречь"? Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности? Да. На своем историческом пути каждый язык такие опасности встречает. Приходится бороться с ними и нашему языку. Первая опасность – это слова-паразиты, вторая – тюремно-лагерно-блатной жаргон и третья опасность – матерщина. Зона... При этом слове подсознательно настораживаешься и испытываешь нечто невнятно-тревожное, недоброе. Подсознательно же отстраняешься от него, открещиваешься, отталкиваешь его от себя. Нормальная реакция. Короче: что мы ей (зоне) и что она нам? Мы ей, как уже сказано, презрение. И недоумение, и забвение, и отвращение с отстранением, конечно. И желание вымыть руки и срочно посмотреть "Лебединое озеро". На худой конец – немедленно отдаться целительной "Апассионате". Чтобы очиститься. Жаргон с успехом обслуживает известную и ставшую уже несколько анекдотической формулу "украл – выпил – в тюрьму". Собственно, и "украл", и "выпил", и "тюрьма", а еще – "употребил наркотик", "избил", "отнял" и т. д. и т. п. – суть жизненного цикла блатного. Использование нецензурных и грубых слов – это тоже своего рода психологая зависимость, такая же зависимость, какая бывает в результате потребления табака, алкоголя и других наркотиков. Лингвисты и историки считают, что нецензурные (бранные) слова пришли на Русь с монголо-татарским игом. До этого на Руси не было таких слов. Оказалось, что матерные слова имеют ряд однокоренных слов в монгольском языке. Вот и получается, что татаро-монгольского ига в России давным-давно нет, а иго нецензурщины, к сожалению, процветает. Великие русские писатели – А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. П. Чехов, М. Горький и другие – великолепно понимали обязанность литераторов – освобождать речь от чуждых литературному языку слов и устойчивых оборотов. Своим творчеством эти писатели содействовали очищению нашего языка от словесного и фразеологического "мусора", рождаемого небрежным, безответственным отношением к речи, незнанием богатств родного языка. По убеждению Ушинского, "в языке одухотворяется весь народ и вся его родина", в нем "отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь". Борьба за речевую культуру, как видим, прямо переходит в борьбу за моральную культуру человека. Если общество сумеет преодолеть словесную грубость, тем самым будут резко увеличены душевные силы людей. Вежливость, тактичность, заботливое отношение к товарищу, умение вовремя подумать о настроении и заботах ближних – все это не совмещается с речевым хулиганством. И каждый человек, преодолевая в себе порывы к речевой распущенности, привычку к вульгарности, помогает утверждению подлинной человечности, во имя которой живет и борется новое общество. Борьба за культуру речи, за правильный, доступный и яркий язык – это насущная общественная задача, осознаваемая особенно ясно в свете современного понимания языка. Ведь язык, работая, постоянно участвует в деятельности сознания, выражает эту деятельность, активно влияет на нее. Отсюда – колоссальная сила влияния слова на мысли, чувства, настроения, желания, поведение людей... |
Заметки для учителя
Сегодня на уроке будет диспут-спор о страшном недуге, который охватил наше общество – об употреблении нецензурных слов и грубости. Явление страшное, калечащее души людей, разрушающее энергетику и защитную ауру человека.
Сегодня мы попытаемся выяснить причины употребления нецензурных слов, грубых слов, сделать вывод: нужен нам мат или нет.
В спорах рождается истина. Класс делится на две команды.
Одна из них – девочки – будут доказывать, что без мата обойтись нельзя. Избирается спикер, руководитель этой команды.
Другая команда – мальчики – будут утверждать, что употреблять матерные и грубые слова – плохо, некультурно. Избирается спикер команды мальчиков.
Избирается состав судей и им предлагаются протоколы, по которым вы будете судить о результатах работы. Затем избирается председатель судейской коллегии.
На диспут можно пригласить ребят из 6-8 классов. Они зрители, но если захотят помочь той или иной команде, пожалуйста.
Взгляды команд на проблему должны раскрыть спикеры команд.
Сначала предоставляется слово спикеру команды девушек, затем юношей.
Давайте попробуем выяснить, где же истина.
1. Психологи утверждают, что ребенок и взрослые употребляют мат и грубые слова в качестве защиты. Так ли это?
2. Социологи говорят, что мат – это порождение среды обитания.
3. Милиционеры утверждают, что нецензурная брань – это хулиганство, предусмотрено наказание 15 суток.
4. Ученые-лингвисты пишут, что матом ругаются люди, у которых бедный запас слов, низкий культурный и образовательный уровень.
5. Иностранцы, шведы, например, уверены, что мат и грубость – это дикость.
6. Духовные лица говорят о страшном грехе.
Затем ребята задают вопросы друг другу. Зачитывают цитаты из ребячьих сочинений. Проводится голосование. Судьи подводят итоги.
Вопросы мальчиков
1. Вы утверждаете, что мат неотъемлемая часть жизни. Вы хотите чтобы к Вам обращались с матом?
2. Зачем нужен мат?
3. Вы ругаетесь матом?
4. Почему Вы защищаете мат?
5. Представьте: Вы идете по улице и группа людей обзывает Вас
матом. Ваша реакция?
6. Если на уроке учитель сказал грубое слово? Ваша реакция?
7. Вы хотите чтобы матом ругались все?
8. Как вы думаете со скольки лет можно ругаться матом?
9. Вы пришли домой усталый и родители Вас ругают матом, Ваша реакция?
10. Если бы все люди говорили матом, что бы творилось на земле?
Вопросы девочек
1. Почему вы считаете, что матом ругаться нельзя?
2. Как вы думаете, можно ли предотвратить сквернословие, если все, или почти все. ругаются матом?
3. Как вы относитесь к тому, что многие подростки ругаются матом только для того, чтобы выглядеть крутым?
4. Вы участвуйте в споре и опровергаете мат, а если сквернословите, как вы себя чувствуете?
5. Почему сквернословие считается русским, хотя в древней Руси не ругались?
6. Как вы относитесь к тому, что некоторые люди используют мат в качестве защиты?
7. Считаете ли вы, что мат способствует разрушению культуры общества?
8. Что такое мат с вашей точки зрения?
9. Как бы вы отреагировали если бы ваши дети ругались матом, только для того чтобы их приняли в блатную компанию?
10. Как бы вы отреагировали на то, если бы ваши родители ругали бы вас матом?
ПРОТОКОЛ
СУДЬИ
"ДИСПУТ О МАТЕ"
Критерии оценок | Команда, обличающая ненормативную лексику | Команда, поддерживающая ненормативную лексику |
1. Слово капитана +5 2. Культура речи +5 3. Доступность аргументов +4 4. Вежливость +4 5. Умение правильно задать вопрос +5 6. Умение правильно ответить на вопрос +5 7. Грубость –3 8. Несдержанность –3 9. Массовое участие всей команды +5 10. Остроумие +5 11. Эрудированность +5 12. Артистичность +5 | ||
Общий итог |
Примечание: при написании этого урока использованы разработки учителя истории школы-интерната № 6 (г. Н. Новгород) Маюровой Валентины Петровны.
Упражнения и задания
1. Запиши в своей тетради "Узелки".
2. Обсуди эту тему дома с родителями.
3. Заключи со своим другом пари, что если хоть один из вас произнесет нецензурное слово, то сдает штраф (5-10 рублей) в общую копилку, деньги из которой затем отдает нищим.
Домашнее чтение
Из сочинения школьницы
Раньше я тоже ругалась матом. Как-то раз учительница по танцам сводила некоторых девочек в церковь на Мещерку. И она показала нам икону. Там была изображена женщина со стрелами. Светлана Александровна объяснила, что когда кто-нибудь ругается матом, то стрела вознается в эту женщину.
Больше матом я не ругаюсь.
Сон
Самое страшное в наркомании - психологическая сторона. Внутри у человека творится что-то ужасное. Как это передать... Я в дневниках писала: это чувство, будто человек попал в могилу. Вот он очнулся, видит, что он живой, у него есть еще силы, а нет никакой возможности выбраться. Ты живой, но ты уже труп - примерно так. Когда крыша едет, тебе кажется, что за тобой, пятнадцатилетней девчонкой, КГБ следит, крысы выпрыгивают из-под ног, пауки висят гроздьями - все это в тебе, внутри, но в то же время как бы и внешне. Внутри-то ты все понимаешь... Ну как объяснить... Вот сумасшедшие не знают, что они сумасшедшие. Есть же параноики, шизофреники, но они считают себя нормальными людьми. А когда крыша едет - ты все понимаешь, на себя как бы со стороны смотришь и видишь. Но остановиться не можешь. Представьте себе, что вы, именно вы, начинаете на площади раздеваться догола, выкрикиваете какие-то глупости, кроете всех матом, хватаете проходящих женщин и пытаетесь их насиловать... Вы понимаете, что делаете что-то страшное, несовместимое со своими понятиями, несовместимое и невозможное с вами, вы этого не хотите, но вы это делаете.
Вот что такое психоз, вот что такое состояние наркомана. Вся психика, мозг, душа, весь человек раздирается на две части, идет на разрыв. Можно ли это выдержать?
Все наркоманы, кого я знаю, хотят бросить, остановиться. И - не могут. Можно помочь, снять ломки, но отвратить от кайфа - не знаю... Человек попадает в страшную, не известную никому зависимость. Тут начинается перетягивание каната: что окажется сильнее, зависимость от наркотика или желание бросить, избавиться. Если желание свободы, стремление избавиться от рабской зависимости пересилит, тогда человек может подняться. Главное - не обманывать себя, четко сказать себе, что зависимость от кайфа - это, прежде всего, зависимость от людей, которые могут тебе дать денег и могут не дать, могут дать тебе дозу, а могут не дать, потребуют от тебя за эту дозу выполнения любых прихотей, то есть могут сделать с тобой все, что им захочется. Когда это говоришь себе без обмана, то появляется крепость, у меня лично - протест, бешенство, ну характер у меня бешеный, но он меня и спас, а то бы я здесь не сидела с вами, а валялась бы под забором со всеми кому не лень...
Все только и говорят: дворовые компании - это плохо. Наверно. Но у меня как было: в девять лет отец развелся с мамой, потом "винт" наложился на мой психованный характер... Короче говоря, меня не стали трогать, побоялись. А потом появился человек, который взял меня в постоянные сожительницы, авторитетный такой, вор в законе - и меня больше не трогали. Хотя были случаи...
"Винтовых" девочек можно сразу в "хоровод" пускать: это когда одна на десятерых. А с другими - уже другой подход. Это в подъезде пацаны пытаются тебя ухватить сразу и завалить на подоконник. А там сначала никто с тобой на эти темы даже и не заговаривает. Тут еще что важно. Наркоманы - не алкаши. К алкашам как-то с детства впитано презрение, а здесь же - взрослые, на вид вполне приличные люди, которые разговаривают с тобой на равных о всяких умных и интересных вещах. Один вечер, другой. Потом уже и до рассуждений о сексе дошли, начинают тебя словесно возбуждать, ты уже сама хочешь. В общем, вербовка - так я это называю. Но не надо прикидываться козочками: если ты уже попала туда - значит, готова на многое, не из детского сада пришла. Я, допустим, уже во дворе курила анашу. А анаша, план - это как бы первая ступень. Не знаю случая, чтобы человек, курящий анашу, не сел потом на иглу. Конечно, бывают и чистые анашисты, но это уже не просто курящие, а, как у нас называют, - плановые. А это все равно что сидящий на игле, та же зависимость.
Или так: он добрый такой, все они добрые, бесплатно колют, колют, а потом говорят девочке: слушай, дорогая, надо платить. А известно, как платить. Ну, спать с ним - это само собой разумеется, девочка к этому давно готова или даже с первого дня уже спит. Но это ведь еще не плата, ему этого может показаться мало. А он уже забрал над ней полную власть. Это его товар. Он им распоряжается, торгует. Девочки - всегда ходовой товар. Вот мою подругу ее сожитель использует, как ему надо: ну для себя, как дополнение к кайфу, друзьям дает напрокат на час-другой, пускает ее по кругу - за деньги, то есть зарабатывает на ней, когда денег нет, просто подкладывает под нужных ему людей, расплачивается ею при всяких разборках и так далее.
А есть еще просто извращенцы. В нашей же группе был один матерщинник и вор лет тридцати примерно, как там говорят, уже две ходки сделал, то есть два раза в тюрьме был. Он посадил на иглу тринадцатилетнюю девочку, естественно, сам с ней спал, торговал, а потом стал внушать потихоньку, внушать. У него здоровый дог был... А под наркотиком, тем более под "винтом", можно внушить все что угодно. В общем, он подготовил ее, внушил и заставил сношаться со своим догом... Потом он, этот вор, и ко мне подкатывался, но у меня, слава Богу, был уже свой сожитель.
О той жизни рассказать все невозможно. Там, в том мире, люди могут сделать все, что и в страшном сне не приснится. Все могут: предать, продать, растоптать. Один из наших родную мать зарезал только за то, что она ему денег не давала. Знаю барыгу, который обманул покупателей, продал большую партию раствора, а он, раствор, оказался чуть ли не просто водой. Так его поймали, привели на хату, включили громкую музыку и "всем хором" изнасиловали, как у них говорят, "опустили". Это при мне было, правда, в соседней комнате, я только видела, как он вышел, доплелся до ванной и там лег... Или знаю квартиру одного наркомана-хиппи, уже с ума сошедшего человека. У него как-то странно крыша поехала: он ходит по помойкам и все тащит в дом, все объедки, отбросы. Так у него по квартире, вы не поверите, крысы бегают... Но среди его знакомых за ту квартиру идет бой. Квартира - большая ценность. Все включились, чтобы к тому сумасшедшему хиппи подселить, прописать своего человека - и тогда уже несчастного хиппаря можно отправлять в психушку...
Вообще, уголовный мир - это дерьмо в красивой обертке. Так я для себя определила. Красивая обертка - это песни блатные, гулянки, деньги, как бы свобода, разговоры типа: да мы за кореша да душу отдадим, да пасть порвем кому хочешь... Все это дерьмо и обман, уж поверьте мне. И предадут, и продадут, и все что угодно. Я ж говорила: мать зарезал, хотя мать у уголовников считается последней и единственной святыней. А о дружбе и говорить нечего. Вот я, например, никому там плохого не сделала, последней своей дозой делилась. А меня мои же друзья два раза подставили, завели на квартиру, продали меня... Потому что я понравилась одному авторитету, он высоко стоял и против его слова никто не мог ничего сказать. А я ведь не последняя подстилка в том мире, уже был у меня авторитет, положение кое-какое, наконец, был у меня свой "законный" сожитель со своими представлениями о гордости, чести и прочем.
Но когда я до этого дошла своим опытом, то додумалась до того, что и в нормальной жизни идет то же приукрашивание блатного, уголовного, наркоманского мира. Посмотрите телевизор: если про наркоманов, то обязательно про миллионы долларов. Да у наших людей при слове "доллар" сразу слюна начинает течь...
А фильм о проститутках? Да на такую жизнь разве что последняя дебилка не клюнет! Это ж реклама, та же красивая обертка.
Помню фильм про вора, в главной роли был Валентин Гафт. Ну куда там, и красивый, и благородный, и вообще - Гафт... И даже без мата.
Конечно, стараются сказать и про другое. Но вот это приукрашивание, оно перевешивает. Возьмите ту же эстраду. Я не хочу сказать, что на Западе все хорошо, но там есть престиж здорового образа жизни, я читала об этом. А у нас что в престиже? Рэкетиры, проститутки и вообще - крутые. Послушайте рок-группы, там ведь сплошная лажа про то, как хорошо и надо быть крутым чуваком, и каждый певец изо всех сил изображает из себя крутого. У нас даже фильмов нет вроде индийских, где если не герой, то счастливый случай спасал бы бедных, несчастных. Короче, даже сказок для утешения нет.
Конечно, скажут: не тебе, мол, об этом говорить, с твоей-то жизнью. Но я тоже человек, тоже думаю.
Я два раза пыталась бросить. И ничего не получалось. Рано или поздно срывалась. Один раз совсем глупо получилось. Я и уколоться хотела, и в то же время не хотела возвращаться в свою компанию, снова попадать в это дерьмо. А где взять кайф, где взять деньги? Прямо сейчас. Идти на рынок и продавать себя в палатке. Или своровать что-нибудь. Я, конечно, выбрала воровство. Зашла в один дом, взяла вещи - и попалась. Хорошо, что не посадили, дали условно. Но это отец меня отмазал, все положил, лишь бы я в зону не попала. Спасибо ему, жалко только, что он поздно появился в моей жизни.
Есть отчаяние от того, что не можешь ничего сделать. Наверно, от него-то я и три раза пыталась покончить с собой. Не так, как многие наркоманы, которые режутся для того, чтобы кровь увидеть и успокоиться. Я - по-настоящему. И вены резала, и из петли меня вынимали, и таблетками травилась. А не получалось потому, что наркоман никогда не бывает один, все время в окружении многих, даже в туалете не закроешься, чтобы повеситься...
Выгляжу я ничего на свои семнадцать лет, правда? Может, чуть постарше. Но здоровья нет никакого. Это только так, снаружи. Ну во-первых, мне чуть ногу не ампутировали. Вообще-то у меня всегда была своя "машина", так шприц называется. Но когда на квартире надолго зависнешь, когда все подряд колются, то уже не до этого. От грязного шприца началось нагноение, абсцесс - еле спасли, на грани была. А во-вторых, врачи говорят, что у меня сердце ни к черту, желудок. А когда дождь начинается, у меня, как у стариков, все суставы ломит, в общем, навидалась девочка веселой жизни. Но вы знаете, иногда я считаю, что это мне помогло. У меня до этого были совсем другие представления о жизни. А сейчас я знаю людей, я знаю, на что они способны. Меня не обманешь. Конечно, хорошо бы такую школу пройти заочно, на чужом опыте, но ведь дураков чужой опыт не учит, только свой.
Да, меня теперь трудно обмануть. Вот все говорят: бороться надо, бороться с наркоманией. По телевизору показывают. Для кого? Для олухов, которые ничего не знают. Вся борьба заключалась в том, что ловили несчастных наркош и сажали в тюрьму. Теперь этот закон отменили, признали наркоманию болезнью, сажать стало некого. Так я слышала, что менты злятся. Теперь-то им надо ловить тех, кто торгует, кто распространяет наркотики, а это... Не знаю, за всех не буду говорить. Конечно, милиция ловит, ищет, но все же начинать надо с нее. Я видела, как милиционеры в отделении насилуют проституток, выловленных в ресторане. Это что, так и должно быть? Ну, допустим, это просто скоты, быдло. Но ведь у нас есть такое выражение: "свои менты". Я, например, знаю следователя, который дает нашим ворам наводки на богатые квартиры. Я знаю, слышала и видела двух милиционеров, которые сидели в притоне и обсуждали какие-то дела с документами на чью-то машину. То есть они пришли к хозяину квартиры по какому-то служебному делу. Но неужели они не понимали, что попали в притон наркоманов? Не видели меня, не распознали? Запаха не учуяли? Ушли как ни в чем не бывало. Вот и задумаешься.
Ясно, что ловить и брать надо не больных наркош, а тех, кто торгует, барыг. Притоны накрывать. А как их найти? Не надо меня смешить. Все притоны, все квартиры, где варят, всем, абсолютно всем известны. А уж милиции - подавно. Да от квартиры, в которой варят наркотики, за версту несет - такой запах, что в подъезде на первом этаже чувствуешь. Все соседи знают, где притон, где собираются наркоманы. И как можно не знать, если там по пять, десять, пятнадцать дней, месяцами живут десять или больше человек, оттуда крики разносятся, хрипы, бред, мат. Да подойди к этой квартире, по одному виду двери она уже отличается от других, ясно, кто там живет, Я знаю квартиру, в которой пол в нескольких местах прострелен из пистолета и в которой за один только год четыре раза выламывали дверь. Это можно утаить от соседей? Ясно, что нельзя. А вот милиция ухитряется не знать об этом и не слышать.
Вот и начинаешь думать: почему не берут? Значит, что-то имеют с этого? Там ведь громадные деньги крутятся, и любому барыге или боссу ничего не стоит отстегивать двум-трем ментам... Поймите меня правильно: я не видела, что дают деньги, не могу назвать фамилий и сказать: вот такие-то сидят на откупе. Но не знать о притонах в Москве - это значит нарочно закрывать глаза. Я в этом уверена.
И с этим связано еще самое главное, самое страшное. По моим прикидкам, сейчас у нас наступает власть силы. Раньше у меня тоже иллюзий не было, но я все же считала, что в мире есть какой-то коэффициент справедливости, который свое все равно возьмет. Но сейчас я точно знаю, что любой человек - никто. Со мной, с вами, с ним могут сделать все что угодно, все, что захочет какой-нибудь босс из той жизни. Если захочет - сделает. Будь ты крутой, супермен, качок, не говоря уже о том, что ты просто человек со своими правами. А ему глубоко плевать. Он сделает то, что захочет. И никто: ни армия, ни милиция, ни вся страна, никто вас не сможет защитить.
Это ведь все не просто так. Вы, обыкновенные люди, думаете, что вот есть мы - проститутки, наркоманы, шпана, подстилки, грязь и мразь. Ну, нами правят крутые, рэкетиры, а ими - воры просто и воры в законе. И этим вроде бы ограничивается наш мир - так вам кажется. Но я-то знаю, что там, выше, есть еще три-четыре ступени, на которых сидят не известные никому боссы. Я, допустим, имела дело с ворами на четвертой ступени той лестницы. А выше - еще три. Я это просто знаю. А мы - проститутки, наркоманы, шпана и грязь, - мы основа, армия. А если есть армия, то в ней есть офицеры, генералы, маршалы, главнокомандующие. Если мы платим деньги барыге, если воры платят барыге, то кому платит барыга? Он что, сам по себе? Может, и воры, и барыги имеют одного босса? А над тем боссом еще босс? Я-то точно знаю, поверьте, что это так.
И от этого мне страшно. От того, что наступает власть силы. Силы этих боссов, против которых никто из вас ничего сделать не сможет.
Ира Шулимова, 17 лет
Литература:
Об условном языке прежних волжских разбойников. // Моск. Телеграф. – 1828. - № 23.
Объяснение нескольких слов условного языка волжских разбойников. // Моск. Телеграф. – 1829. - VII.
Денежный щет, сверх обыкновенного, употребляемый в г. Нерехте. Сообщ. И. М. Снегирев. Русск. Истор. Сборн. - 1837, т. 1, кн. 1.
Срезнев И. [И. И. Срезневский]. Афинский язык в России. // Отеч. Записки. – 1839. - V. Отд. смеси.
Диев М. Изъяснение некоторых выражений Правды Русской. // Журн., Мин. Народн. Просв. – 1839. - № 5.
Свиньин, П. П. Картины России и быт разноплеменных ее народов. – СПб., 1839.
Тихонравов. Офени. // Влад. губ. ведом. – 1847. - № 6.
Пискарев, А. И. Офенские слова, употребляемые в разговорах рязанского простонародья. // Ряз. Губ. ведом. – 1847. - № 51.
Макаров М. Опыт русского простонародного словотолковника. Буквы А-Н. Чтения имп. Моск. общ. ист. и др. росс. 1846-7, кн. III, VI, VII, IX; 1847-8, кн. I, II, III, IV, V, IX [есть отд. оттиски].
Маюров А.Н., Маюров Я.А. К вопросу еще одной отвратительной зависимости. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып 12./ Под общей редакцией профессора А.Н.Маюрова – Н.Новгород: МАФР, 2003, с.33-37
Искусственный офенский язык. ЖМНП. – 1850., ч. LXV.
Офени Владимирской губернии. // ЖМВД. – 1854. – ноябрь, ч. 9.
Григорович Д. Переселенцы. // Отеч. Зап. – 1855. - №№ 11-12, и 1856, №№ 4-8 [см. послед. издания в пол. собр. соч. и отд. 1889 г.]
Извлечение из протокола Второго отделения Акад. Наук за январь месяц 1856 г. 8-й отчет. С. Микуцкого, А. Н. - 1856, т. 5.
Гарелин Я. П. Суздала, офени, или ходебщики. // Вестник имп. Русск. геогр. общ. – 1857. – экономическ II, ч. XIX, отд. II. Исследования и материалы.
Шульгин И. Опыт системы энциклопедии словесности. - Вильна, 1859.
Собрание выражений., фраз, употребляемых в разговоре С.-Петербургскими мошенниками. // Северная Пчела. – 1859. - № 282.
Достоевский Ф. Записки из мертвого дома. // "Время". – 1861. - №№ 4, 9, 10, 11 и 1862 1-3, 6, 12.
Крестовский В. Петербургские трущобы. Книга о сытых и голодных. Т. I-IV. – СПб., 1867.
Слобода Мстера и офени (Из путешествия по России кн. В. Мещерского). Русский Инвалид, 1867, № 204.
Липинский и Скрябин. Материалы для географии и статистики России. Симбирская губерния. Язык швецов Симбирской Губернии. - Спб., 1868.
Добр-ов А. Офени Вязниковского уезда. // Сын Отечества. – 1868. - № 32 и 52.
Ставровский. Лабори. Исторический очерк. // Виленский сборник. – 1869. – т. I./
Мартынов, П. Одоевские прасолы и их особенный разговорный язык. // Тульские губ. ведом., - 1870. - № 44.
Смирнов Н. Слова и выражения воровского языка, выбранные из романа Вс. Крестовского "Петербургские трущобы". Изв. Отд. русск. яз. и слов. имп. Акад. Наук, IV. – 1871.
Максимов С. В. Сибирь и каторга. – СПб., 1871.
Ядринцев Н. Русская община в тюрьме и ссылке. - СПб., 1872.
Голышев И. А. Офени, торгаши Владимирской губернии и их искусственный язык. Тр. Влад. губ. стат. ком., вып. Х. - 1874.
Григорович В. И. Записка антиквара о поездке его на Кам-ку и Калмиус, в Корсунскую землю и на южные побережья Днепра и Днестра. - Одесса, 1874 [о происхождении слова "офеня").
Бодуэн-де-Куртенэ. Резья и разьяны. // Слпавянский сборник. – 1876.
Кайдалов Анем. О предках прасолов и офеней. - СПб., 1876.
Максимов С. В. Бродячая Русь. - СПб., 1877.
Наши офени. // Санктпетербург. ведом. - 1878. - № 99.
Кайдалов Анем. О родстве славян, шалов и сколотов по языку. – СПб., 1880.
Голышев И. А. Проводы офеней в дорогу из дома для торговли и разговор их на своем искусственном языке. // Ежег. Влад. губ. стат. ком. – 1880. – т. 3.
Сцепура Ф. Русско-нищенский словарь, составленный из разговора нищих Слуцкого уезда, Минской губернии, местечко Семежова. Отзыв о нем акад. А. Бычкова. Сборник Отд. русск. яз. и слов. Акад. Наук. – 1881. – т. XXI.
Артемьев А. Описание рукописей, хранящихся в библиотеке имп. Казанского университета [см. Описание Кричевского графства или бывшего староства, Андрея Мейера, XVIII в.] Летоп. занят Археогр. ком., 1876-1877, вып. 7, СПб., 1884.
Шерцель В. И. О словах с противоположными значениями. - Воронеж, 1884.
Путеводитель по Одессе и ее окрестностям, изд. В. Скидан. - Одесса, 1889.
Николайчик Ф. Отголосок лирницкого языка. - Киевская старина. - 1890. - XXIX, апрель.
Романов Е. Катрушницкий лемезень (условный язык шерстобитов м. Дрибина). Живая старина. - СПб. - 1890, Вып. I.
Романов Е. Очерк быта нищих Могилевской губернии и их условный язык (любецкий лемент). // Этногр. обозр. – 1890. - № 4.
[Тиханов П. Н] Криптоглоссарий. Отрывок. (Представление глагола "выпить"). - СПб. [Цензурн разреш. 15.04.1891].
Шилков. Из быта срочных арестантов. // Этногр. обозр. – 1891. - № 4.
Семенов В. Ладвинский или масовский язык. // Живая старина. – 1891. – в. IV.
Мельшин Л. [П. Ф. Якубович]. В мире отверженных. Записки бывшего каторжника. - СПб., 1896.
Н. Я. Материалы для словаря условного языка. // Этногр. обозр. – 1897. - № 2.
Добровольский В. Н. О дорогобужских мещанах и их кубрацком языке. Изв. Отд. русск. яз. и слов. АН, II, 1897.
Будде И. Ф. О некоторых калужских говорах в Тульской и Калужской губерниях. Изв. Отд. русск. яз. и слов. АН, III, 1898.
Чернышев. Список слов портновского языка Изв. Отд. русск яз. и слов. АН. III, 1898.
Добровольский В. И. Некоторые данные условного языка калужских рабочих. Изв. Отд. русск. яз. и слов. АН, IV, 1899.
Смирнов Н. Слова и выражения воровского языка, выбранные из романа Вс. Крестовского "Петербургские трущобы". Изв. Отд. русск. яз. и слов. Акад. Наук, IV, 1899.
Шейн П. В. К вопросу об условных языках. Изв. Отд. русск. яз. и слов. АН, т. IV, 1899.
Мельшин Л. [П. Ф. Якубович]. В мире отверженных. Записки бывшего каторжника. Т. II. - СПб., 1899.
Тиханов П. Черниговские старцы (псалки и криптоглоссон). Тр. черниг. арх. ком. за 1899-1900 г. Чернигов.
Максимов С. В. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. – 1901.
Кармен [Л. О. Корнман]. "Дикари". Из жизни обитателей одесского порта. – Одесса, 1901.
Куприн А. И. "Вор". Киевские типы. Полн. Собр. соч., СПб., 1912, т. VIII.
Зарин А. В каменном мешке (день в "Крестах"). Аргус, 1913, № 10.
Виноградов Н. Н. Условный язык галичан (Костромская губ.). ОРЯС. 1915.
Чуканова. Жаргон преступников. // Вестник права. – 1916. - № 33.
Виноградов Н. Н. Жгонский язык. Условный язык при-Ветлужья, Костромской губ. Изв. Отд. русск. яз. и слов. АН, 1918, XXIII, кн. I.
Краткий словарь сибирского воровского жаргона. Пособник агентам уголовного розыска. 1921.
Фабричный П. Язык каторги. // Каторга и ссылка. – 1923. - № 6.
Лихачев Д. С. Черты первобытного примитивизма воровской речи. / Словарь.Речевой и графический портрет советской тюрьиы. – М.: Храм Москвы, 1992, с. 354-398.
Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. Т. 2. С. 541-542.
Урок 34
Я принимаю решение
На этом уроке ты: · учишься противостоять не только личному, но и общественному спаиванию и наркотизации населения твоей Родины; · подводишь итоги изученному и познанному за весь учебный год; · принимаешь личное решение – жить трезво и счастливо. Пометки на полях Человек занят тем, от чего он ожидает счастья, но самое большое счастье состоит в том, что он занят. Ален. Ален (Эмиль Огюст Шартье) (1868-1951) – французский литературный критик, философ. Счастлив тот, кого чужой опыт делает осторожным. Античный афоризм. Истинное счастье – враг пышности и шума. К. Боуви. Боуви, Кристиан Нестел (1820-1904) – американский писатель-сатирик. Счастье - это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость. Демокрит. Демокрит (460-370 од н.э.) - древнегреческий философ Счастье увеличивается от того, что им делишься с другими. Ж. Ламетри. Ламерти, Жюльен-Офре (1709 – 1751) – французский философ. Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают. Б. Паскаль. Паскаль, Блез (1623-1662) – французский философ Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. Пифагор. Пифагор (580-500 до н. э.) – древнегреческий философ и математик. Человек - творец своего счастья. Г. Торо. Торо, Генрих Дэвид (1817-1862) - американский писатель, публицист и философ. | Вот и подошел последний урок наших занятий. Ты уже много знаешь о культуре здоровья, по проблеме наркотизма, умеешь противостоять предложению отравиться табаком, алкоголем и другими наркотиками. Еще несколько дней и ты шагнешь в самостоятельную жизнь. Кто-то пойдет учиться в среднее специальное учебное заведение, кто-то пойдет работать, а кто-то останется в школе – пойдет в 10-й класс и т. д. И в этой жизни тебе придется принимать не только личные, но и общественные решения, в том числе и решения в области преодоления наркотизма в городе, регионе, области, республике, стране. Чтобы было все ясно и понятно окончательно, изобразим проблему наркотизма в виде железнодорожного состава. Паровоз или локомотив – в проблеме наркотизма представляет алкогольно-наркотическую запрограммированность и широкую доступность табака, алкоголя и других наркотиков. Первый вагон у нас загружен табаком, второй – летучими интоксикантами, третий – пивом, четвертый – вином, пятый – водкой, шестой – марихуаной, седьмой – кокаином, восьмой – ЛСД, девятый – экстази, десятый – героином и т. д., и т. п. Так вот, некоторые наши деятели давно уже требуют решить проблему наркотизма, отцепив хвост от состава – вагоны с нелегальными наркотиками. И их совсем не волнует проблема наркотиков легальных (алкоголя, табака и летучих интоксикантов). Эти люди сшибают макушки чертополоха, не трогая корней проблемы. Мы же с тобой разобрались уже в сути поставленных вопросов. И знаем, что проблему наркотизма нужно решать всю в целом, системно и гармонично, последовательно и комплексно, наступательно и межведомственно. Одним словом – решать проблему всего наркотического состава, т. е. легальные наркотики, как нам уже известно, являются питательной средой и почвой для развития нелегальной наркоторговли, наркобизнеса и наркомании. Ни один наркоман не начинал с героина, ЛСД или экстази. Всегда у них была печальная предыстория – травление табаком, алкоголем или летучими интоксикантами. И только затем шли нелегальные наркотики. И наоборот, в по-настоящему трезвых семьях не бывает курильщиков табака и пьющих, не бывает в этих семьях и наркоманов. Информация для учителя Пo завершении этого занятия учащиеся должны показать умение формулировать и принимать трезвые альтернативные решения в отношении наркотиков и предвидеть последствия своих решений. В этом возрасте подростки ищут способы принятия решений и разрешения проблем, которыми можно было бы пользоваться в разных ситуациях. Учащиеся должны научиться принимать решения. Научившись этому, они смогут успешнее справляться с трудными ситуациями. 1. Объявите тему занятия. Объясните учащимся, которые уже знакомы с информацией об алкоголе, наркотиках и употреблении их, что теперь они будут учиться принимать трезвые решения в отношении наркотиков. 2. Дайте определение понятию "принятие решения" как процессу, в ходе которого человек выбирает один из двух или более возможных вариантов действий. Объясните, что любой человек ежедневно принимает решения. Учитель должен назвать одно или два решения, которые он/она принял/а сегодня (напр., что надеть в школу, как добраться до работы). Попросите учащихся назвать любые примеры решений, которые они сегодня приняли. 3. Укажите, что при принятии решения, существует множество возможных вариантов. Просмотрите с учениками материал, прилагаемый к уроку. Объясните последовательность действий, используемую при решении проблем. Дайте определение альтернативным вариантам, как разные возможные решения, на которые мы можем остановить свой выбор. Дайте определение последствиям принятого решения, как положительным и отрицательным событиям, являющимся результатом сделанного выбора. Дайте определение человеческому фактору, как совокупности того, что сказывается на принятии решений, например влияние сверстников, рекламы, эмоций, привычек и т. д. 4. Смоделируйтe процесс принятия решений. Пусть учащиеся пройдут через все ступени при принятии решений, в следующих ситуациях: Вы находитесь на игровой площадке, и одноклассник, которого вы обожаете, предлагает вам попробовать марихуану. Вас никто не видит, и вы в нерешительности - принять или нет это предложение. Как вы поступите? 5. Объясните учащимся, что существуют различные способы, которые они могут выбрать для решения проблемы. Для того, чтобы принять ответственное решение важно взвесить положительные и отрицательные последствия каждого из возможных вариантов, выбрать один, у которого наименьшее количество отрицательных и наибольшее положительных сторон. 6. Сообщите учащимся, что у них будет возможность попрактиковаться в принятии решений небольшими группами. Дайте каждому ученику по экземпляру материалов "Решения, которые я принимаю". Поделите класс на команды. Дайте каждой группе свою ситуацию. Предоставьте им время для обсуждения полученной ситуации, с использованием имеющихся рабочих материалов. Все вместе члены группы должны решить, как они будут решать эту проблему. 7. Пусть члены группы коротко доложат классу, как они определили проблему и приняли решение. Они должны объяснить, почему решение, которое они приняли, можно рассматривать как ответственное. 8. Закончите занятие, еще раз повторив формулу: "Существует несколько возможных вариантов решения. Обратите внимание на важность рассмотрения множества альтернативных решений, а также положительных и отрицательных последствий каждого из них перед тем, как принять ответственное решение". |