Vi. связующие и вспомогательные движения 4 страница

Для начинающего трудно сразу встать на пальцы с прыжка, например, прыжком подняться в V позицию на пальцах. Казалось бы, легче пробежать и стать на пальцы на одну ногу — это легко дается, но это нецелесообразно, так как сначала надо тщательно выучиться правильно вставать на обе ноги на пальцы, чтобы вполне закрепить связки ступни; случайно избранный подход к движению только собьет ученицу с правильного приема.

Для приступающих к занятиям первоначальное изучение танца на пальцах нужно начинать у палки. Стать лицом к палке, положить на нее руки, соединить кисти вместе и подниматься на пальцы на всех позициях, отталкиваясь от пола пятками перед началом движения, но ни в коем случае, пока для этого не окрепнут достаточно связки ступни, не делать прыжка при подъеме на пальцы.

Перейдя на середину, придерживаться такой последовательности.

1. Temps leve на две ноги. Стать в I позицию, сделать demi-plie, оттолкнувшись пятками, маленьким прыжком подняться на пальцы; опуститься на demi-plie, соблюдая полную выворотность, и продолжать.

То же движение делается на II и V позициях. Если temps leve из V на V позицию исполнять с продвижением на маленьком прыжке вперед, назад или в сторону, то это pas называется sus-sous. В момент подъема на пальцы надо покруче ставить ногу за ногу, чтобы ноги производили впечатление одной ноги. При таком исполнении этого pas танец приобретает хорошую отделку (рис. 94).

2. Echappe на пальцах. Demi-plie на V позиции, оттолкнувшись пятками, вскочить на II позицию на пальцы, опуститься обратно в V позицию на demi-plie. Можно возвращаться в V позицию, меняя ноги (рис. 95). При исполнении echappe на croise и efface движение делается из V в IV позицию.

Vi. связующие и вспомогательные движения 4 страница - student2.ru

Рис. 95. Echappe на пальцах

3. Glissade. Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, скользить носком правой ноги в сторону (шаг вправо); стать на эту ногу на пальцы и быстро подвести левую ногу на пальцах же в V позицию (рис. 96), затем опуститься на demi-plie.

4. Temps lie. Стать в V позицию, правая нога впереди, обе руки на I позиции, demi-plie, правая нога скользит носком вперед на croise, левая остается на рИё. Подняться на правую ногу на пальцы, переводя левую руку с

I позиции наверх на Ш позицию, правую — в сторону на II позицию, и подтянуть левую ногу на пальцах же на V позицию сзади. Опуститься на demi-plie (face) в V позицию, проводя левую руку на I позицию; скользить носком правой ноги в сторону на II позицию, отводя левую руку в сторону и оставив левую ногу на plie. Передать корпус на правую ногу, став на пальцы, подтянуть левую на пальцах же в V позицию впереди, опустить руки в подготовительное положение (рис. 97 и 98). Повторить все с левой ноги. То же делается назад. Голова соблюдает правильное epaulement.

Vi. связующие и вспомогательные движения 4 страница - student2.ru

Рис. 96. Glissade на пальцах

5. Assemble soutenu. Стать в V позицию, правая нога впереди, сделать demi-plie и одновременно отвести правую ногу, скользнув носком в сторону, подтянуть ногу обратно в V позицию, вскакивая на пальцы на обе ноги, левая нога впереди. Хорошо оттолкнуться пяткой левой ноги. Опуститься на demi-plie на V позицию (левой ногой проделать то же самое) (рис. 99).

Vi. связующие и вспомогательные движения 4 страница - student2.ru

Рис. 97. Тетра lie на пальцах (1-я часть)

Vi. связующие и вспомогательные движения 4 страница - student2.ru

Рис. 98. Temps lie на пальцах (2-я часть)

6. Jete на пальцах. Стать в V позицию, demi-plie, провести правой ногой носком по полу в сторону на высоту 45°. Подвести правую ногу сзади левой и вскочить на нее на пальцы, подняв одновременно левую sur le cou-de-pied, опуститься на правую ногу на demi-plie, отводя уже левую в сторону, и продолжать движение другой ногой (рис. 100).

Jete на пальцах делается также вперед и назад, на croise, efface и на ecarte тем же приемом. Это pas — переход к позам и движениям на одной ноге на пальцах. В более старших классах изучаем позы на 90°; предварительно приоткрыв ногу маленьким battement developpe в желаемом направлении, встаем на пальцы на arabesque, attitude и другие позы.

Vi. связующие и вспомогательные движения 4 страница - student2.ru

Рис. 99. Assemble soutenu

Vi. связующие и вспомогательные движения 4 страница - student2.ru

Рис. 100. Jete на пальцах

7. Sissonne simple. Начать учить, повернувшись лицом к палке. Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, вскочить на пальцы на левую ногу, подняв правую sur le cou-de-pied спереди и закончить в V позицию demi-plie (рис. 101). Можно сделать наоборот: вскочить на правую ногу, подняв левую ногу сзади sur le cou-de-pied, и закончить в V позиции (рис. 102), или же менять ногу, т. е. ставить поднятую ногу назад и обратно — вперед.

Затем sissonne simple проходится на середине зала, и впоследствии, исполняя его, ногу можно поднимать выше — к колену.

Vi. связующие и вспомогательные движения 4 страница - student2.ru

Рис. 101. Sissonne simple

Vi. связующие и вспомогательные движения 4 страница - student2.ru

Рис. 102. Sissonne ouverte.

Это движение делают на пальцах с V позиции во все позы, начиная постепенно с менее трудных. Demi-plie, вскочить на одну ногу на пальцы, открыв другую battement developpe на 45° вперед, на II позицию (рис. 103) или назад; закончить, опустившись на demi-plie в V позицию. Потом делается grande sissonne — нога открывается на 90° тем же приемом во всех направлениях и позах.

Можно делать sissonne с продвижением в разные стороны, например, из V позиции sissonne на 1-й arabesque:

после demi-plie, вскакивая на пальцы, отскочить в сторону, приняв позу; закончить, опустившись в V позицию на demi-plie (рис. 104). Можно эти sissonnes делать и в неограниченном количестве, не меняя позы; каждый раз опускаться на demi-plie (проследить, чтобы нога на arabesque сохраняла должную высоту) и повторять движение.

Vi. связующие и вспомогательные движения 4 страница - student2.ru

Рис. 103. Sisaonne ouverte на 450 на II позицию

Vi. связующие и вспомогательные движения 4 страница - student2.ru

Рис. 104. Sissonne на 1-й, arabesque

Все эти движения на пальцах надо всегда соединять с plie и подниматься на пальцы с маленького прыжка.

Что касается исполнения прыжков на пальцах, то их следует делать с большой сдержанностью в ступне, держа напряженными подъем и щиколотку. Прыжки на пальцах — одна из труднейших областей танца на пальцах, их разработка требует большого внимания.

Часто сосредоточенное напряжение в щиколотке передается корпусу, он также становится напряженным, что придает танцовщице совсем нехудожественный облик.

Несмотря на схваченность спины указанным мною (когда я говорила об aplomb) приемом, руки и голова должны сохранять свою свободу. Только тогда прыжки на пальцах будут иметь непринужденный вид, без которого артистизм танца неосуществим.

X. TOURS

Тour — это старинное название, которое наиболее употребительно в хореографической литературе для обозначения поворота корпуса на одной ноге, pirouette в практике женского танца нужно считать отмершим. Танцовщики это название еще сохранили и применяют его главным образом к последовательности многочисленных поворотов на одной ноге без перемены места, например grande pirouette на II позиции на 90°.

Итак, мы будем говорить о tours.

ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ

В подходе к изучению tours в первоначальной форме — на полупальцах — я рекомендую такую же постепенность и внимательность, как впоследствии в подходе к tours на пальцах. Нельзя пренебрегать элементарными, подводящими к цели упражнениями, приучающими ноги к правильному положению на всех этапах tour. Без этого постепенного изучения всех движений ног, входящих в исполнение tours, учащийся легко может усвоить небрежную, приблизительную манеру исполнения. Так же строго подготовляется и правильное участие рук в tours. Впоследствии исправление неправильного приема при исполнении tours потребует несравненно больше напряжения и времени, чем первоначальная кропотливая работа. Поэтому я рекомендую следующий путь для изучения tours — сначала на полупальцах, потом и на пальцах.

Самым элементарным подготовительным этапом служит приучение детей к поворотам тела еще в младших классах.

В их экзерсисе у палки применяется поворот на двух ногах. В следующих классах — поворот с подменой ноги (она подменяется быстро при повороте, и движение продолжается другой ногой) и поворот на опорной ноге с возвращением обратно.

Последний прием изучается в старших классах и применяется к battement tendu, petit battement sur le cou-de-pied, battement developpe и др. Все эти движения сопровождаются переменой руки на палке.

Но все это только приучает корпус к общей поворотливости. Ближайшим образом мы подходим к изучению tours в нижеизложенной последовательности.

Начинать следует с поворотов на двух ногах, затем изучать повороты на одной ноге в такой последовательности: 1) tour с preparation d6gagee,[20] 2) с IV позиции, 3) с V позиции, после чего делают tours на attitude, на arabesque, на II позицию и т. д. Пройдя tours на полупальцах, проходят их и на пальцах, соблюдая ту же последовательность подготовительных упражнений. Tours на attitude, на arabesque и на II позицию проходят на пальцах в заключение хореографического образования.

Начнем с самых простых поворотов на середине зала — с поворотов на двух ногах: это движение типа battement soutenu.

En dehors. Из V позиции, правая нога впереди, сделать demi-plie и одновременно отвести правую ногу на II позицию вытянутыми пальцами в пол; подняться на полупальцы, одновременно подтянув правую ногу в V позицию назад, повернуться направо, выворачиваясь en dehors; заканчивая движение, вернуть правую ногу вперед в V позицию. В этом движении играют роль и руки, приходящие на помощь ногам. Начиная движение, раскрыть руки на II позицию, в полувысоту, затем упругим движением соединить руки внизу в подготовительном положении.

Vi. связующие и вспомогательные движения 4 страница - student2.ru

4 3 2 1

En dehors En dedans

Рис.105. Переход с одной ноги на другую с поворотом на полкруга

En dedans. Из той же позиции после demi-plie отвести на II позицию левую ногу, провести ее вперед на V позицию, одновременно поднимаясь на полупальцы. Затем поворот направо (en dedans) и вернуть правую ногу вперед при том же движении рук. Нужно следить, чтобы нога при этих поворотах не описывала ненужных дуг по полу, а возвращалась из II в V позицию по прямой линии.

Следующее упражнение — переход с одной ноги на другую, с поворотом на полупальцах по полкруга.

Из V позиции, правая нога впереди, сделать demi-plie, degage правой ногой с вытянутыми пальцами в пол на II позицию, стать на нее на полупальцы и подтянуть к ней левую в V позицию назад с поворотом в полкруга en dedans, остановиться спиной, demi-plie, degage левой ногой на II позицию, подняться на левую ногу на полупальцы, подтянув правую в V позицию вперед с поворотом en dehors (рис. 105).

Руки раскрываются на II позицию при degage и с поворотом соединяются в подготовительном положении тем же упругим движением, как и в предыдущем упражнении.

Аналогичное движение — jete на полупальцах по полкруга: с каждым переходом на другую ногу продвигаться в сторону, повертывая корпус по полкруга: спина — face — спина — face и т. д. Нога отводится в сторону, поднятая каждый раз на 45° (рис. 106). При degage на II позицию правой ногой — правая рука на I позиции, левая — на II; при degage левой ногой — левая рука на I позиции, правая — на II.

Vi. связующие и вспомогательные движения 4 страница - student2.ru

4 3 2 1

два раз два раз

Рис. 106. Jete на полупальцах на полкруга

Это движение приучает владеть собой, особенно при втором повороте, когда корпус проходит спиной к зрителю.

Необходимо следить за выворотностью колена той ноги, на которой делается plie.

Изучив исполнение вышеуказанных поворотов на полупальцах, учащийся легко перейдет к исполнению их и на пальцах.

После этих подготовительных упражнений можно начать делать tours с наиболее легкой формы.

Наши рекомендации