Методы интенсивного обучения
Методы интенсивного обучения направлены на эффективное использование резервов организма, расширение информационных возможностей специалиста, а потому имеют прямое отношение к формированию профессиональной надежности летного состава. Классификация методов интенсивного обучения по педагогическим функциям представлена в табл.
Таблица
Классификация методов интенсивного обучения по педагогическим функциям
Метод | Педагогическая функция метода |
1. Суггостопедии | Эффект гипермнезии (сверхзапоминания) проявляется после внушения (самовнушения). Метод обеспечивает максимальное использование возможности личности в рамках терапевтического и гигиенического эффекта. Основывается на биэлектрической активности мозга и сущности кривых забывания. Имеет большой эффект в раскрытии возможностей личности (самовоспитание), формировании творческой активности. В методе заложены стимулирующие и воспитывающие функции для преподавателя, так как деятельность педагога в данном случае заключается в подаче информации, сохранении престижности и лидерского статуса, организации на базе этих качеств психологического климата, обеспечивающего руководство межличностными отношениями. Метод сокращает срок обучения в 2-3 раза |
2. Активизации резервных возможностей личности | Расширенный вариант суггестопедии. Педагогическая функция заключается в активизации сознания обучаемого на более полное использование резервных возможностей организма. Предполагает увеличение времени на чтение и письменные работы, проработку коммуникативных задач. Широко используется индивидуальная самостоятельная подготовка |
3. "Погружения" | Предполагает "погружение" обучаемого в искусственную среду (в зависимости от цели обучения). Например, полное игнорирование родного языка при изучении иностранного. Обучение должно проводиться индивидуально |
4. Релаксопедии | Предопределяет использование релаксации (расслабления) в целях профессиональной подготовки. Формируются психические установки на запоминание информации. На фоне релаксации (путем внушения и самовнушения) создается психическая доминанта на цель обучения. Метод определяет пять частей занятия: - ознакомление с информацией; - релаксацию (психорегулирующий режим); - ввод информации; - вывод из состояния релаксации; - контроль запоминания информации |
5. Ритмопедии | Определяет воздействие на сферу сознания обучаемого с одновременным влиянием средствами света, цвета, музыки на подсознательную сферу. Воздействие на анализаторы (слуховой, зрительный) низкочастотными ритмичными раздражителями позволяет увеличить пропускную способность функциональных систем путем формирования расширенных сенсорных полей |
6. Гипнопедии | Определяет обучение во сне в первые 30 мин после засыпания и непосредственно перед пробуждением. Перед сном в течение 15 мин обучаемый читает, слушает, произносит вслух учебную информацию, затем при соблюдении светового затемнения происходит процесс запоминания (включается магнитофонная запись с необходимой учебной информацией и постепенным снижением уровня громкости). Перед пробуждением (за 20 - 30 мин) включается также магнитофонная запись (с постепенным увеличением уровня громкости). Проверка запоминания должна соответствовать определенным требованиям (за 1 сеанс обучаемый должен запомнить в среднем не менее 50 - 80 единиц информации) |
7. АСУО - автоматизированных систем ускоренного обучения | Предполагает использование ЭВМ, что позволяет применять в процессе обучения дифференцированные программы, отражающие индивидуальные психофизиологические особенности обучаемого. Автоматизированная система выбирает наиболее рациональный метод интенсивного обучения для каждой конкретной цели |