Методы интенсивного обучения

Методы интенсивного обучения направлены на эффективное использование резервов организма, расширение информационных возможностей специалиста, а потому имеют прямое отношение к формированию профессиональной надежности летного состава. Классификация методов интенсивного обучения по педагогическим функциям представлена в табл.

Таблица

Классификация методов интенсивного обучения по педагогическим функциям

Метод Педагогическая функция метода
1. Суггостопедии Эффект гипермнезии (сверхзапоминания) проявляется после внушения (самовнушения). Метод обеспечивает максимальное использование возможности личности в рамках терапевтического и гигиенического эффекта. Основывается на биэлектрической активности мозга и сущности кривых забывания. Имеет большой эффект в раскрытии возможностей личности (самовоспитание), формировании творческой активности. В методе заложены стимулирующие и воспитывающие функции для преподавателя, так как деятельность педагога в данном случае заключается в подаче информации, сохранении престижности и лидерского статуса, организации на базе этих качеств психологического климата, обеспечивающего руководство межличностными отношениями. Метод сокращает срок обучения в 2-3 раза
2. Активизации резервных возможностей личности Расширенный вариант суггестопедии. Педагогическая функция заключается в активизации сознания обучаемого на более полное использование резервных возможностей организма. Предполагает увеличение времени на чтение и письменные работы, проработку коммуникативных задач. Широко используется индивидуальная самостоятельная подготовка
3. "Погружения" Предполагает "погружение" обучаемого в искусственную среду (в зависимости от цели обучения). Например, полное игнорирование родного языка при изучении иностранного. Обучение должно проводиться индивидуально
4. Релаксопедии Предопределяет использование релаксации (расслабления) в целях профессиональной подготовки. Формируются психические установки на запоминание информации. На фоне релаксации (путем внушения и самовнушения) создается психическая доминанта на цель обучения. Метод определяет пять частей занятия: - ознакомление с информацией; - релаксацию (психорегулирующий режим); - ввод информации; - вывод из состояния релаксации; - контроль запоминания информации
5. Ритмопедии Определяет воздействие на сферу сознания обучаемого с одновременным влиянием средствами света, цвета, музыки на подсознательную сферу. Воздействие на анализаторы (слуховой, зрительный) низкочастотными ритмичными раздражителями позволяет увеличить пропускную способность функциональных систем путем формирования расширенных сенсорных полей
6. Гипнопедии Определяет обучение во сне в первые 30 мин после засыпания и непосредственно перед пробуждением. Перед сном в течение 15 мин обучаемый читает, слушает, произносит вслух учебную информацию, затем при соблюдении светового затемнения происходит процесс запоминания (включается магнитофонная запись с необходимой учебной информацией и постепенным снижением уровня громкости). Перед пробуждением (за 20 - 30 мин) включается также магнитофонная запись (с постепенным увеличением уровня громкости). Проверка запоминания должна соответствовать определенным требованиям (за 1 сеанс обучаемый должен запомнить в среднем не менее 50 - 80 единиц информации)
7. АСУО - автоматизированных систем ускоренного обучения Предполагает использование ЭВМ, что позволяет применять в процессе обучения дифференцированные программы, отражающие индивидуальные психофизиологические особенности обучаемого. Автоматизированная система выбирает наиболее рациональный метод интенсивного обучения для каждой конкретной цели

Наши рекомендации