III Страдательные причастия настоящего времени
Упражнение 9.В данных причастиях выделите основу, суффикс и окончание. Назовите глаголы, от которых образованы следующие причастия.
Образец: читаемый – чита-ем-ый < читать
создаваемый – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . выполняемый – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
диктуемый – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
гонимый – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
рисуемый – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
варимый – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Упражнение 10. Трансформируйте предложения, заменяя придаточную часть причастным оборотом.
Образец: Облака, которые гонит ветер, закрыли солнце – Облака, гонимые ветром, закрыли солнце.
1. Эскиз, который рисует художник, станет впоследствии картиной. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Песня, которую исполняет хор, вызывает восторг публики. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Картины, которые собирают коллекционеры, часто находятся в галереях. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Сувениры, которые создают народные мастера, пользуются довольно большим спросом. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Валентинов день – это праздник, который любят все. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Упражнение 11.Прочитайте предложения. Напишите их по-другому, заменяя причастные обороты конструкциями со словом который.
1. Быстро летят листья, поднимаемые ветром. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. На горе стоит крепость, охраняемая государством как памятник культуры. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Река, озаряемая луной, кажется серебристой. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Яйца Фаберже были сувенирами, создаваемыми фирмой по заказу императора. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Танцевальный кружок, руководимый опытным хореографом, занял первое место в соревнованиях. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Упражнение 12.Поставьте причастие в нужной форме.
1. Мы читали о космических кораблях, (создаваемый) . . . . . . . . . . . . . . . . . . советскими учёными.
2. Мы сели в машину, (управляемый) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . молодым специалистом.
3. С делегацией, (принимаемый) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . научным кружком, встретился декан факультета.
4. В плане, (выполняемый) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . нашим коллективом, нашлись недочёты. Наш коллектив всё-таки справится с (выполняемый) . . . . . . . . . . . . . . . . . . планом.
5. Магазин «Детский мир» купил партию игрушек, (выпускаемый) . . . . . . . . . . . . . . . . . цехом народных мастериц.
6. С поля, (обрабатываемый) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . крестьянами, убрали картошку.
IV Страдательные причастия прошедшего времени
Упражнение 13.В данных причастиях выделите основу, суффикс и окончание. Назовите глаголы, от которых образованы следующие причастия.
Образец: прочитанный – (про)чита-нн-ый < (про)читать
написанный – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
заработанный – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
приклеенный – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
покрашенный – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
мытый – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
открытый – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
прикрученный – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Упражнение 14.Трансформируйте предложения, заменяя придаточную часть причастным оборотом. Сравните формы причастий с польским языком.
Образец: Ему очень нравится картина, которую написал дедушка – Ему очень нравится картина, написанная дедушкой. (namalowany przez dziadka)
1. Студент не ответил на вопрос, который задал экзаменатор. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Геологи нанесли на карту месторождение газа, которое они открыли. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Фигурки, которые вырезал из дерева дедушка, дети поставили на полку. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Комнаты замка, которые отреставрировали лучшие мастера, открыты для посетителей. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Новое издание книги, которое переработал и исправил автор, уже появилось в продаже. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Юбка, которую сшила бабушка, сидит на девушке хорошо. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Упражнение 15.Прочитайте предложения. Напишите их по-другому, заменяя причастные обороты конструкциями со словом который.
1. Учитель проверил текст, перевёденный студентами. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Ребёнок, убаюканный матерью, крепко заснул. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Вошло в жизнь постановление, принятое комиссией по вопросам просвещения. – . . . . . . . . . . . . .
4. Везде лежали осколки зеркала, разбитого ребёнком. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Над гнездом, разорённым хищником, с жалобным писком летали ласточки. – . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Картины, приобретённые Екатериной II в 1764 г., превратились в главное собрание Эрмитажа. – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пословицы с полными причастиями
Материнский гнев, что тающий снег.
Для знающего мир светел, для незнающего – тёмен.
Не знающий меры будет горевать и в богатстве.
Ничего не видевший ничего не знает.
Нежданный успех голову кружит.
Добро по миру не рекой течёт, а сплочённой семьёй живёт.
Битого, пролитого да прожитого не воротишь.