Функции искусства в социуме как объект теоретического и практического освоения воспитанниками

В раннем возрасте (4-6 лет) необход использ эл-ты игры, тк этот возраст хар-ся большой изобразит-ой динамикой образов и объектов, а худ замысел еще находится на стадии перехода от подражания к представлению (завершенности задумки). Худ замысел в этом возрасте подвержен трансформации, хар-р замысла имеет очень зыбкие формы, стремящиеся вобрать в себя всю информацию, идущую извне.

- в возрасте 7-9 лет можно заметить на примере графич заданий, связ с восприятием поэзии, когда каждый последующий рисунок одного и того же ученика все же носит характер замысла автора стихотворных строк. Хар-на мобильность графич техники при мгновенном воплощении замысла и большая, в сравнении с предыдущ периодом, композиционн завершенность и упорядоченность. Худ замысел тут - отражение сложившихся представлений, в последствии получ впечатлений. В этом возрасте образ замысла более устойчив и склад-ся у ребенка на более длительный период времени.

В возрасте 10-12-13 лет необходимо проведение работы по поэтапному поиску замысла – в эскизах, набросках. для худ замысла важен почти полный переход к зрит реализму, большей композиционн устойчивости образов, организации движения внутри картинной плоскости.

В старш возр применяются совсем иные приемы стимуляции замысла, направленные на художественное видение окружающего мира, учитывая более устойчивый хар-р худ замысла, предполаг в изобр-ии учащихся соединение последовательных впечатлений, увлечение живописной и графической трактовкой образа.

4. Эволюция систем эстет. воспит. и худ. образ. в зарубежной педагогике.Идеи эстетич воспит зародились в глубокой древности. Представления о сущности ЭВ, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля до наших дней. Эти изменения были обусловлены развит эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происх от греч (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) счит, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Нач «школой» ЭВ была мифология, миф являлся универсальным инструментом воспитания.Традиции ЭВ в античн Греции основ на эпосе и муз-спортивн культуре. В средние века ЭВ было в поле зрения культурной политики религиозных организаций, (тк церковь властв над всем, в том исле образ-ем и воспит-ем, а христ-во – по сути было пед. движением).

Светское ЭВ стало более значит и потеснило церковное в эпоху Возрождения (нов мироощущ-е: чел снова в центре мироздания – взгляд с позиции нов развив-ся капиталистич строя. В Италии с XV века появляются трактаты о воспитании М.Веджио, Д.Манетти, Л.Б.Аретино, но среди них нет работ специально посвященных проблемам ЭВ (тк худ восп входило в общ воспит). Почти в кажд трактате рассужд о знач иск-в в воспит, напр, музыки. В эпоху Просвещ - нов проблемы ЭВ и вкуса, важно эмоц. восприятие прекрасного. Развит эстетич мысли и взглядов на ЭВ было неоднозначным и протекало в борьбе.

Представители утопич мысли XIX в. – Фурье, Сен - Симон, Оуэн – ЭВ должно выполнять особую функцию в пед системе при смене соц-ого строя «цивилизации» строем гармонии. Развитие эмоций с помощью изящных искусств привнесет в свободный труд творческое, духовное содержание. Целью ЭВ Кант - создание культуры душевных проявлений, особая значимость иск-ва.

ХО в др мире- метод обучения – подражание, повторение (интерес к изображ животных «портреты животных», примитивн изобр людей, нет композиции). Первые следы первобытн иск-ва – верхн палеолит – иск-во – форма познания. Связь с природой, охота. В неолите – арх-ра,изобр людей динамично, но примитивно, учение: мастер-учение. Др Египет – иск-во – религия, изобр богов, высок уровень натурализма в животных (их бальзамирование), каноны, храмовая и бытовая арх-ра. Методы копир-я и заучивания, дисциплинаПоявление школ – появление словесн методов обуч.

Средневек- Церковь – главн заказч иск-ва,метод обуч - копир образцов, процесс обуч- самост работа в артели мастеров. Возрожд – высок уважение к иск-ву, рисунку.Обуч с 10-12 лет у мастера, к 18 годам – выполн отдельн астей работы (напр Л да Винчи). Становл академич системы ХО в XVI – XVII вв – создание Академий худ-в и худ школ (Болонская акад худ-в) – професс подготовка в области изо, воспит молодежи на примерах античн и возрожд. После 6-8 лет обуч можно остаться помощником мастера, можно уйти к др мастеру. В 18в (в эпоху велик открытий) – уменьш словесн мет, преоблад наглядн обуч, применен знаний на практ. На руб XIX – XX вв интерес вызвала концепция «учения через деятельность» с использ практич мет. Перв пол XIX века – наивысш расцвет академич школы рисункав России (акад художеств в России)

5. Становление систем эстет. воспит. и худ. образ. на бел.землях.Нашим предкам эстетич чутье и эстет. чувство было близко еще издревле. Так примерами иск-ва могли уже тогда служить наскальная живопись с изображениями животн, сцен охоты, а позже и мастерство керамики, выполн не только утилитарн ф-цию, но и включ в себя эл-ты иск-ва (форма, декор). Обучение навыкам в то время передовалось от мастера к ученику, словесн методы, методы повторения. После прихода Христианства (10 век) нач-ся изучение Визант ис-ва. Бел мастера перенимают мастерство каменного, ювелирного дела (Лазарь Богша, крест Ефрасиньи Полоцкой), мастерство оформление книги. Бел. мастера перенимают навыки и развивают древнерускую культуру (Софийский собор). Во время ВКЛ бел яз явл гос-ным. Высокий уровень худ-ной культуры: Мирский замок, Новогрудский замок. Систему худ. обр. Начинают создавать иезуиты (вводили в образование занятия по музыке, театру, изо), участвовали в страительстве храмов. Большой вклад в формирование эстет. воспит. и худ. обр-ния внесли частновладельческие театры белоруских магнатов Радзивилы, Сапеги, Тезенгаузеры (балетная школа), Огинские. В это время формируется 2 формы эстет. воспит. и худ-ного обр-ния: аристократическое образ-е (надомное, предпологающее обязат обуч муз, лит-ре, танцам, языкам) и професс-е образ-е (получали тогда только за границей (Италия, Германия). В 20в – кульминационная точка развит худ образ-я – сконцентрированность на своем виде иск-ва, на своей специальности в этом виде. Создание подлинной системы худ обр-ния на Беларуси относится лишь к Советск периоду. Начальное худ и муз образование давалось в школах и внешкольных кружках (Худ. школа Пэна: ученик М. Шагал). Позднее появляются худ-ные школы и техникумы, а затем первые ВУЗы: 1937г. – бел. консерватория, 1945г. – театральный институт, 1956 – факультет изобр-го ис-ва на базе театр. института, 1975г. – Минский институт культуры. В 90-ые годы эти вузы меняют свой статус, превращаются в Академии и университеты. В постсоветское время РБ испытывает нехватку специалистов: кинорежисеров, рестовраторов, драматургов. В БГУКиИ возникают новые специальности: культурный туриз. В 80-90е гг узкопрофелирование достигло апогея. Введение в 90-е гг МХК – как тенденции к синтезированию худ знаний. Рубеж 20-21вв – новые тенденции в организ худ образ-я, в интерпретации смысла специализаций, совершенствование традиционн специальностей (муз, театр, изобразит иск-во), но и формир нов, техногенн, аудиовизуальн (кино-теле-режисс, телеведущий, дизайнер) спец-тей. Появление и распростр инновационных спец-тей в системе ХО показывают ее большие творч возм-ти, с помощью кот приобретается новый профессиональный опыт, переосмысливаются худ проблемы, реализуются инновационные образовательные возможности, происх совершенствование системы, появл нов методологич подходы в искусствоведческой науке, одним из которых является компаративизм — метод сравнит изучения связей, сходств или отличий в разнообразн худ явлениях ( в БГУКИ – нов специальность компаративное искусствоведение). Подготовка специалистов, глубоко изучающих историю и теорию всех видов искусств. Тобр – долгий путь развития, стремление к инновациям, сейчас высок уровень, стремление к европ образ-ю.

6. Эстетические категории как объект восприятия и изучения в системе худ.Эстетика – фил. учение об эстетич. отношении к действ-ти и об искусстве как высшей форме эстетич. деятельности. Эстетич. отношение выражается в таких категориях как прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, низменное и даже безобразное. Прекрасное - эстетич. идеал.Красота существовала всегда, восприятие ее чел-м сознанием обозначается как «прекрасное».

Худ-й образ — центральное понятие эстетики, кот-я харак-т присущий только искусству способ отображения и преобразования действит-ти. Образом называется любое явление, творчески воссозданное автором в худож-м произведении. Худ-й образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум. Категория–худож-й вкус. Худож-й вкус школьника характер-ся тем, что предпочитает ребенок, выбирает, оценивает в обл. искусства и окруж-й действит-ти. Большинство исследователей в области худож-й пед-ки сходятся во мнении: чем раньше начинается формирование эстет-х и нравственных чувств у ребенка, тем быстрее и качественнее будет проходить процесс формирования личности, развитие общечеловеческих качеств.

Содержание худ-но-эстет-го образования логично раскрывается в контексте основных эстет-х категорий – прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного. Прекрасное как категория эстетики, где отражается все то, что доставляет человеку эстетическое наслаждение, как известно, несет в себе и обобщенное представление об эстетическом идеале. Безобразное, как известно, по своему смыслу противоположно прекрасному и напрямую связано с обобщенной характеристикой различных явлений, суть которых вызывает отрицательное отношение человека к ним. Можно оспаривать необходимость «присутствия» этой категории в содержании художественно-эстетического образования. Но в условиях современного социума, когда общечеловеческие ценности в известном смысле смещены и подвергаются значительным искажениям, наличие этой категории видится необходимой составляющей обучения. Возвышенное в своем истинном понимании представляет собой олицетворение безграничного и грандиозного, величия и необычайных достижений, перед которым общество и человек замирает в восхищении. низменное как категория значимо со стороны включения «механизма отторжения», . Трагическое в своем известном диалектическом столкновении свободы и необходимости, прогресса и регресса, острейшей борьбы за идеалы оказывает непосредственное воздействие на всю многовековую историю цивилизации. потрясения любого рода, социальные и культурные, политические и экономические, так или иначе, связаны с жизнью всего общества и каждого человека. Комическое видится в показе, художественно выраженном противоречии реально существующего, возможно асоциального, и эстетически идеального. Это«орудие» обличения нравов и мыслей находит столь частое воплощение в искусстве, в части художественной сатиры, музыкального юмора, театрального гротеска и др., сколь и такой же непосредственный отклик у школьников разного возраста. КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ - наиболее фундаментальные, понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями свойства культуры, на основании к-рых разрабатываются методы их познания. В числе наиболее распространенных и употребляемых К.к. могут быть названы: культурные ценности (мемориальные, ху-дож., идеол., нравств., религ., социальные блага, и пр.); культурные нормы (правила, стандарты, каноны, традиции, мораль, этика, эстетика, стиль, мода, нормативность функциональных проявлений. Культурология - наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. Прикладная – художественная культурология, как категория рассматривается в художественном образовании. История культуры – категория, которая также изучается в художественном образовании. .

Функции искусства в социуме как объект теоретического и практического освоения воспитанниками.

Искусство представляет собой высшую форму эстет-й деят-ти, оно выделяет прекрасное в спец-й объект. Общение спроизведениями иск-ва во многом формирует эстет-й вкус, который тем тоньше, чем лучше человек освоил худож-е наследие челов-ва Т.о, эстетическая функция является основополагающей для искусства. Иск-во выполняет ф-ции: эстетическую, общественного преобразования, познания действительности, предвосхищения событий, воспитания личности, внушения ценностей, служит средством социальной коммуникации и доставляет наслаждение.

Люди ценят образы иск-ва за то, что они доставляют нам наслаждение: радуют глаз, ласкают ухо, радуют душу своей гармонией, возвышают ее, когда мы приобщаемся к творч-му полету мастера. В этом состоит самая приятная, гедонистическая функция искусства.

Иск-тво выполняет функцию духовного общения людей. худ-й образ отражает, с одной стороны, действительность, а с другой — духовный мир создателя. В зависимости от преобладания той или иной составляющей виды иск-ва условно делятся на изобразительные (живопись, скульптура) и выразительные (музыка, архитектура). Но и те, и другие выступают специфической формой познания мира в образной форме.

Искусство несет нам особое знание о мире, выполняет познавательную функцию. Это знание о социальном и о духовном мире подчас глубже научного. По крайней мере, литература знает о душе человека не меньше, а то и больше, чем специальная наука психология.

Но дело не только в том, что искусство дает то же знание, что и наука, оно дает ценностно окрашенное знание, сразу выделяет в нем важное и значимое для людей. Так, искусство не раз выполняло функцию предвосхищения, предупреждая об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.

Произведения искусства оказывают сильнейшее воздействие на ум и чувства людей, воспитывая у нас представления о должном положении вещей. Потому трудно переоценить воспитательную функцию искусства.

позиция основана на убеждении, что искусство играет в обществе служебную роль и должно положительно воздействовать на жизнь, т. е. самая главная его функция — общественно-преобразующая. «лучший фильм всех времен и народов» — «Броненосец Потемкин», новаторская поэзия В. Маяковского, музыка Д. Шостаковича и Г. Свиридова, лучшие лирические песни Н. Богословского и И. Дунаевского, романы М. Шолохова и В. Быкова, картины М. Савицкого и многие замечательные произведения других авторов.

Произведение искусства часто словно завораживает нас, выполняя функцию внушения, подсознательного сообщения нам определенных идей и смыслов.

Чтобы оказать гуманизирующее воздействие на реальные человеческие отношения, произведение должно обладать и художественной выразительностью, и идейным содержанием. Поэтому извечное противостояние «искусства для искусства» и «искусства для жизни» весьма относительно.

8. Своеобразие процессов художественно-образного и научного освоения мира влияние этих различий на организацию эстетического воспитания и художественного образования.Осн. тенденц. развит-я худ-эстет-го воспит-я:1. всеобщность эстет-го воспит-я всех образовательных дисциплин и форм деят-ти;2. взаимосвязь чел-их форм деят-ти в образоват.проц-се;3.целостное восприятие мира на основе ед-ва рационально-науч. и худ.-образ-го познания;4. создание эстетич. развитой и заинтерес-ой аудитории слуш-ей и зрит-ей, актив-ей худ. жизнь общ-ва;5. использ-е возможностей ис-ва, худ-но-творч. деят-ти в целях саморазвит., самосоверш-я ребенка, самореализ-и его творч. способ-тей;6. приобщен. школ-ов к ценностям отеч-ой и заруб.худ.к-ры, лучшим образцам нар. тв-ва, класич. и современ. и-ва;7. развив. опережающее воспит-е и обуч-е детей как субъектов реш-я актуал. и глоб. проблем буд-го.
Исходя из осн-ых тенденц. развития, были разраб. критерии худ.- эстет-го образ-я школ-ов, явл-ся для нас отправными (.)и, с пом. кот. происходит эстетизация и худ.орг-я пед. проц-са шк-ы.
Критерии худ-эстет. образ-я школ-ов:1.Ценность реб. как творч. лич-ти, органич. части образоват-го пространства.2.Эстет. отнош-ие к действит-ти.3.Диалогичность общения.4Поисково-исслед-ий характер деят-ти уч-ка и уч-ля.5.Целост. освоен. мира в единстве науч.и худ.-образ. познания.6.Использ-е в образоват.проц-се осн-ых видов чел.деят-ти(познават-ой, ценностно-ориентац-ой,общения, преобразоват-ой и худ.-эстет-ой). 7.Нацел. шк-ка и уч-ля на саморазвит., самосовершен., умение рефлексировать свою деят-ть.
Критерии позволяют не только конкретизир-ть теор-ие и коцептуал-е моменты, но и дают практич. направленность худ.-эстетич. деят-ти в общеобраз-ой шк., пом-ют выстраивать худ. -эстет. к-ру шк-ы.
Никому из нас не хоч.жить в обстан. хамства, невеж-ва, насил., чувств. себя униж-ым.Выход -создать атмосферу чел-ти ,увлеч-ти , заинтерес-ти в жизни, потреб.в знан., умен., одуш-ять и одух-ть образоват. проц. творч.поисками, бережно относ. к ценностным общечел. ориентирам и строить жизнь по законам добра и красоты( на уроках, внеклас. и внешкол. занятиях, в общении с уч-ми и родит-ми и т.д.).Такая деят-ть и будет практич. действиями по воспит. культ-го, своб-го, творч-го.чела.Гум-ция и гуманитаризация - это потребность чел-ва, мечтающая о счастье, добре и красоте.

Наши рекомендации