Тема 3. современное состояние волонтерского движения
Цель: сформировать определенный объем знаний о современном состоянии волонтерства, благотворительности и деятельности НКО, в том числе корпоративной благотворительности на основе последних социсследований и аналитических отчетов.
Ожидаемые результаты: владеть знаниями современных тенденций развития волонтерства и благотворительности, в т.ч. корпоративной, навыками поиска актуальной информации.
Международные благотворительные организации активно исследуют вопросы волонтерства и благотворительности. По данным исследования CAF в 2012 году американцы участвовали в различных видах благотворительной деятельности больше, чем жители других стран. В связи с этим США стали лидером рейтинга, потеснив Австралию, с которой они соперничают с момента первой публикации Рейтинга в 2010 году. Основной причиной победы США в этом году стал тот факт, что американцы чаще граждан любой другой страны в 2012 году оказывали помощь напрямую нуждающимся.
Средняя доля мирового населения, которое жертвует деньги на благотворительность, занимается волонтерской работой и помогает напрямую нуждающимся, выросла в 2012 году по сравнению с 2011 годом, несмотря на то, что снижение темпов роста мировой экономики в 2012 году продолжилось – с 4,0 % до 3,2 %.
Рост показателя благотворительности в целом связан со значительным ростом доли мирового населения, которое помогает нуждающимся напрямую (47 % в 2012 году по сравнению с 45 % в 2011). В частности, доля мужчин, оказывающих помощь напрямую нуждающимся, в мире увеличилась в 2012 году на три процентных пункта по сравнению с 2011 годом и составила 49 %.
В 2012 году число тех, кто помогает нуждающимся, в мире выросло более чем на 200 миллионов, что в два с лишним раза превышает рост численности людей, которые работают волонтерами и делают денежные пожертвования НКО. Активное использование таких неформальных механизмов помощи нуждающимся в рамках местных сообществ свидетельствует о значимости межличностного взаимодействия в сфере благотворительности, особенно в развивающихся странах
Наибольший рост доли волонтеров по сравнению с 2011 годом отмечен среди мирового населения в возрасте 15-24 лет (с 18,4 % в 2011 году до 20,6 % в 2012). Эта возрастная группа, в которой в 2008 году было меньше всего волонтеров, в 2012 году по данному показателю сумела подняться на второе место.
По данным исследования Киреевой Л.В. «Феномен современного добровольчества», в Австралии существует несколько государственных центров волонтеров, финансирующихся частично правительством, частично его членами. Кроме центров волонтеров существуют более 30 местных добровольческих агентств. В Великобритании в 2000 г. работало 500 добровольческих центров. Свыше 26 % японцев имеют опыт волонтерства в прошлом. Из них 48 % уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом. В Германии работает огромное число некоммерческих организаций – около 70 тыс. На добровольных началах в них занято свыше 2 млн человек. В России первый опыт организованного добровольчества (в его современном понимании), который затем дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт-Петербурге в начале 1990-х гг. К началу 1997 г. идеи добровольческой деятельности получают более широкое распространение в российском некоммерческом секторе в Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах РФ. У нас в стране много «скрытого добровольчества», когда люди выполняют добровольческую работу, не думая о социальной важности своего труда. Более 40 % опрошенных россиян выразили свою готовность безвозмездно помогать ближним. В стране работают более 30 добровольческих центров. Только в некоммерческий сектор вовлечено около 2,5 млн человек, треть из которых, по оценкам МОФ СЦПОИ, являются добровольцами. Проходят массовые акции с участием добровольцев. Так, в Весенней неделе добра в апреле 2001 г. только в Сибири приняло участие более 120 тыс. человек
Волонтерство сегодня становится все более и более популярным. По данным отчета «Состояние волонтерства» (2011 г.), в Евросоюзе им занимаются от 92-х до 94-х миллионов взрослых людей, что составляет порядка 22 % жителей Евросоюза старше 15 лет. Большинство волонтеров находятся в возрасте 30-50 лет. Согласно исследованию The GWP (Gallup World Poll), порядка 16 % людей во всем мире хоть раз в жизни посвящали свое время волонтерской работе в какой-либо организации. Еще одно исследование The World Values Survey (WVS) выявило, что самыми активными, в плане волонтерства, являются жители стран Восточной Азии, Северной Америки и Тихоокеанского региона, в то время как самыми пассивными – люди в Западной и Восточной Европе и странах СНГ. Институт Джона Хопкинса подсчитал, что если бы всех волонтеров из обследуемых 35 стран мира поселили в одну страну, то она стала бы 9-й по размеру населения страной в мире. Экономический вклад этих волонтеров составил
400 миллиардов долларов США в год. В развитых странах этот вклад доходит до 2,7 % ВВП, в развивающихся 1 % ВВП. Современное волонтерство принимает совершенно разные формы. Так, популярными в Европе стали «волонтуризм», когда люди сочетают возможность путешествовать и заниматься общественно полезной деятельностью, а также академический отпуск в университете, во время которого студенты уезжают из страны, чтобы «посмотреть» мир и получить определенные навыки. Некоторые организации, такие как, например, фермерские, даже берут определенную плату с тех, кто хочет поработать на ферме в новой для себя роли. Волонтерство также активно захватывает и корпоративную сферу. Все больше и больше бизнес-компаний предоставляют сотрудникам возможность заниматься волонтерством. Порядка 90 % компаний, входящих в список Fortune 500 имеют официальные волонтерские программы для сотрудников. Некоторые крупные компании «отпускают» сотрудников на год для того, чтобы повысить их мотивацию и дать возможность развить новые навыки. Новым феноменом является интеграция волонтерских программ в структуру и бизнес-план компании. Обороты набирают и такие виды добровольной деятельности, как онлайн-волонтерство, общественная деятельность в социальных сетях и микро-волонтерство (эпизодическое волонтерство). По подсчетам Волонтерской программы ООН, каждый год
10 тысяч человек из 170 стран выполняют 15 тысяч онлайн заданий. В число таких людей входят как работающие профессионалы, так и студенты и пенсионеры. Сферы, в которых задействованы онлайн-волонтеры, включают образование, молодежь, продвижение и стратегии устойчивого развития, занятость и получение дохода, окружающую среду, здоровье и гендерное равенство. Современные технологии позволяют вовлечь в волонтерское движение тех, кто в другом случае не имел бы возможности принимать в этом участие. Одной из форм микро-волонтерства является отправка смс-сообщений. В Руанде, например, проводится программа, в рамках которой информация о состоянии беременных женщин в трудно доступных деревнях передается по SMS в ближайшую службу здравоохранения. С того года, как началась программа, в деревнях не произошло ни одной материнской смерти. Добровольным трудом занимаются люди разного возраста, социального положения, с различными профессиями, в разных странах и разных жизненных обстоятельствах. Не важно, чем руководствуется каждый, делая выбор в пользу волонтерства. Главное, что посредством этой деятельности он вносит свой вклад в развитие того общества, в котором живет. (http://unfpa.by/ru/resources/reproduktivnoe-zdorove/stati/5-dovodov-v-polzu-volonterstva-ot-vitaliya-matievskogo/).
С целью определения активности студентов в волонтерской деятельности, наиболее эффективных технологий мотивации, в 2011 году кафедрой «Организация работы с молодежью» УрФУ было проведено социологическое исследование среди студентов вузов Свердловской области.
Цель исследования: изучить активность студентов в волонтерской деятельности, мотивацию, технологии вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность.
Задачи исследования:
− определить массовость участия студентов в волонтерской деятельности, в отдельных ее направлениях;
− изучить мотивы, побуждающие студентов заниматься волонтерской деятельностью;
− определить отношение студентов к волонтерской деятельности.
− Гипотезы исследования:
− студенты вузов Свердловской области готовы активно участвовать в волонтерской деятельности;
− специфика вуза влияет на волонтерскую активность молодежи;
− существующая система мотивации к волонтерской деятельности требует совершенствования.
Для сбора информации был применен метод анкетного опроса (анкета – приложение 3). Анкета состояла из 13 вопросов. В анкетировании приняло участие 1130 студентов из 10 вузов Свердловской области (таблица 1). Анкетирование проводилось по квотной выборке, были опрошены студенты 3 и 4 курсов по 10 % соответственно. Ошибка выборки составила 5 %.
Таблица 1.
Распределение респондентов по вузам
Вуз | Количество респондентов | % от общего числа респондентов |
УрФУ | ||
УГЛТУ | 15,1 | |
УрГЭУ | 14,8 | |
УрГУ | 8,3 | |
УрГПУ | 7,7 | |
ЕВАКУ | 6,5 | |
НТГСПА | 4,4 | |
УрГЮА | 4,4 | |
УрАГС | 4,2 | |
ГУ | 2,4 |
В исследовании приняли участие студенты следующих направлений:
− техническое;
− гуманитарное, социальное;
− экономическое;
− естественно-научное.
Данные о количестве студентов по каждому направлению представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение респондентов по направлениям обучения.
В каждом вузе Свердловской области действует студенческая общественная организация, участвуя в которой студенты могут приобретать опыт волонтерской деятельности. Поэтому в исследовании определялась массовость участия студентов в общественных организациях. Результаты представлены на рис. 4.
Рис. 4. Распределение респондентов по участию в общественных организациях.
Проанализировав ответы студентов, можно отметить, что около половины студентов (45,6 %) не проявляют интерес к работе общественных организаций, и не участвуют в их работе. В научной литературе данный факт объясняется следующим образом: «Основная причина неучастия части детей и молодежи в деятельности общественных объединений – отсутствие информации (35 %) или искаженная о них информация (17,7 %). Почти половина опрошенных причиной своего неучастия считают недостаточную развитость спектра услуг, предоставляемых общественными объединениями».[81] Более трети (34,1 %) студентов состоят в профсоюзных организациях. Но нельзя сделать однозначный вывод о том, что членство в профсоюзе является показателем социальной активности. В работе студенческих отрядов задействовано более 20 % студентов (22,3 %). Исследования, проведенные в 2006 году,[82] говорят о том, что бойцы студенческих отрядов более конкурентоспособны и социально активны, чем члены профсоюзов. Это говорит о том, что развитие движения студенческих отрядов в вузах Свердловской области требует больше внимания.
Следует отметить, что в таких вузах как УрФУ, УрГПУ, УГЛТУ, НТГСПА участие студентов в деятельности общественных организаций выше, чем в остальных исследуемых вузах (таблица 2). Это говорит о том, что в данных вузах деятельность общественных организаций более открыта, более широка по спектру реализуемых направлений и более результативна.
Таблица 2.
Распределение ответов респондентов по вузам в отношении участия в общественных организациях, % от числа опрошенных
Вуз | За время учебы в вузе, в работе каких общественных организаций вы принимали участие | ||||
Профсоюзная организация студентов | Студенческий отряд | Тематические студенческие сообщества, ассоциации | Ни в какой | Другая | |
УрФУ | 30,7 | 37,1 | 5,0 | 40,7 | 1,1 |
УрГУ | 22,3 | 2,1 | 8,5 | 66,0 | 1,1 |
УрГЮА | 14,0 | 6,0 | 4,0 | 74,0 | 2,0 |
УрГПУ | 45,3 | 23,3 | 7,0 | 32,6 | 2,3 |
ГУ | 0,0 | 11,5 | 11,5 | 61,5 | 15,4 |
ЕВАКУ | 5,6 | 8,3 | 11,1 | 76,4 | 4,2 |
УрГЭУ | 29,9 | 9,1 | 4,5 | 60,4 | 2,6 |
УрАГС | 56,3 | 4,2 | 10,4 | 35,4 | 8,3 |
УГЛТУ | 63,9 | 29,6 | 2,4 | 29,0 | 0,6 |
НТГСПА | 44,0 | 36,0 | 22,0 | 22,0 | 0,0 |
Исследование позволяет определить, на сколько студенты вузов вовлечены в волонтерскую деятельность. Респондентам было предложено указать направления волонтерской деятельности, в которых они принимали участие:
− помощь престарелым гражданам;
− помощь бездомным животным;
− проведение культурно-массовых мероприятий;
− участие в донорском движении;
− помощь детям в больницах;
− экологическое движение, защита окружающей среды;
− оказание правовой помощи;
− участие в субботниках, мероприятиях по уборке территории вуза;
− организация мероприятий в вузе.
Ответы опрошенных студентов приведены на рисунке 5.
Рис. 5. Распределение респондентов по участию в волонтерской деятельности
Более трети студентов (37,4 %) указали, что участвуют в волонтерской деятельности. Наиболее активно студенты принимают участие в следующих видах волонтерской деятельности: уборка территории вуза и организация мероприятий в вузе. В субботниках принимает почти половина студентов и на это есть свой ряд причин:
− субботники носят массовый характер, студенты легче выполняют волонтерскую деятельность коллективно;
− проводятся субботники 2-4раза в год, таким образом, студенты получают возможность разово, но с конкретным результатом проявить свою активную позицию;
− уровень агитации студентов на участие в субботниках в вузе значительно выше, по сравнению с агитацией участвовать в других видах волонтерской деятельности.
Организацией мероприятий в вузе занимаются 27,3 % студентов. Такой вид деятельности позволяет удовлетворить несколько важных потребностей; таких как потребность в общении, в организации отдыха, в реализации своих лидерских качеств, организаторских способностей.
Около четверти студентов (21 %) не участвуют в волонтерской деятельности. Это достаточно большой массив студенчества Свердловской области. Необходимо более детально изучать состав данной категории, что не проводилось в рамках настоящего исследования.
Распределение массива по направлениям волонтерской деятельности и вузам приведено в таблице 3.
Специфика вуза влияет на активность студентов: наиболее активны в волонтерской деятельности студенты УрФУ, УрГПУ, УГЛТУ и НТГСПА. Более пассивны студенты УрГЭУ и ЕВАКУ.
Таблица 3.
Распределение массива по направлениям волонтерской деятельности и вузам
Вуз | Участие в волонтерской деятельности (укажите направление) | |||||||||
Помощь престарелым гражданам | Помощь бездомным животным | Культурно-массовые мероприятия | Донорское движение | Помогаю в больницах детям | Экологические движения, защита окружающей среды | Оказываю правовую помощь | Субботники, уборка территории вуза | Организации мероприятий в вузе | Другое | |
УрФУ | 1,6 | 2,2 | 11,6 | 16,6 | 0,0 | 0,6 | 0,6 | 80,9 | 28,7 | 0,0 |
УрГУ | 5,9 | 2,9 | 38,2 | 11,8 | 2,9 | 14,7 | 5,9 | 2,9 | 50,0 | 8,8 |
УрГЮА | 3,2 | 3,2 | 16,1 | 35,5 | 0,0 | 0,0 | 6,5 | 54,8 | 16,1 | 9,7 |
УрГПУ | 14,7 | 12,0 | 38,7 | 9,3 | 8,0 | 5,3 | 0,0 | 70,7 | 53,3 | 8,0 |
ГУ | 4,8 | 9,5 | 28,6 | 14,3 | 4,8 | 9,5 | 0,0 | 14,3 | 66,7 | 4,8 |
ЕВАКУ | 7,2 | 4,3 | 24,6 | 44,9 | 0,0 | 7,2 | 1,4 | 81,2 | 33,3 | 4,3 |
УрГЭУ | 12,0 | 15,2 | 22,8 | 13,0 | 4,3 | 9,8 | 2,2 | 43,5 | 37,0 | 2,2 |
УрАГС | 13,5 | 5,4 | 45,9 | 35,1 | 5,4 | 0,0 | 2,7 | 27,0 | 32,4 | 0,0 |
УГЛТУ | 40,1 | 23,6 | 34,4 | 21,0 | 5,1 | 7,0 | 2,5 | 46,5 | 26,1 | 0,6 |
НТГСПА | 42,9 | 40,8 | 51,0 | 0,0 | 0,0 | 16,3 | 0,0 | 89,8 | 63,3 | 0,0 |
В целом опрос показал, что во всех вузах студенты, участвуя в волонтерской деятельности, пытаются ограничиться вузом. То есть заниматься уборкой территории вуза или помогать организовывать мероприятия. Но у каждого вуза есть своя специфика. Так, например большинство вузов Екатеринбурга очень активно участвуют в донорском движении, в то время как в НТГСПА при опросе не обнаружилось не одного донора. В оказании помощи престарелым людям и бездомным животным больше проявили себя студенты УрГПУ, УГЛТУ, НТГСПА. Высокая активность студентов УГЛТУ в помощи бездомным животным нашла объяснение в том, что это входит в учебную программу.
Почти 60 % ответивших студентов, которые отметили участие в волонтерской деятельности, что тратят на волонтерство до двух часов в неделю, 2-6 часов отметили свыше 27 % ответивших, 6-10 часов в неделю тратит 7,4 % ответивших, и более 10 часов посвящает волонтерству 5 % студентов. Ответы опрошенных студентов приведены на рисунке 6.
Рис. 6. Распределение респондентов по количеству времени, затрачиваемого на волонтерскую деятельность
Данные о количестве времени волонтерской деятельности и вузов студентов приведены в таблице 4.
Таблица 4.
Распределение респондентов по количеству времени, затрачиваемого
на волонтерскую деятельность в зависимости от вуза, % от числа опрошенных
Вуз | Если вы участвуете в волонтерстве, сколько времени у вас это занимает в неделю? | |||
До двух часов | 2-6 часов | 6-10 часов | более 10 часов | |
УрФУ | 68,7 | 22,2 | 7,6 | 1,6 |
УрГУ | 57,6 | 33,3 | 6,1 | 3,0 |
УрГЮА | 76,0 | 20,0 | 0,0 | 4,0 |
УрГПУ | 64,5 | 27,4 | 4,8 | 3,2 |
ГУ | 52,4 | 28,6 | 4,8 | 14,3 |
ЕВАКУ | 51,7 | 20,7 | 8,6 | 19,0 |
УрГЭУ | 65,0 | 22,5 | 3,7 | 8,7 |
УрАГС | 54,8 | 35,5 | 6,5 | 3,2 |
УГЛТУ | 47,7 | 33,8 | 11,9 | 6,6 |
НТГСПА | 34,1 | 59,1 | 6,8 | 0,0 |
В большинстве вузов основной массив студентов тратит на волонтерскую деятельность до двух часов в неделю. Исключением стали студенты НТГСПА, где большая часть студентов тратит 2-6 часов (59,1 %). Так же отличились студенты ГУ и ЕВАКУ. В этих вузах процент студентов, которые тратят на волонтерскую деятельность более 10 часов в неделю, оказался значительно выше ГУ (14,3 %), ЕВАКУ (19 %) в сравнении с остальными вузами (0-8,7 %). Данные ответы говорят о том, что более оптимальное время, имеющееся у студентов для волонтерской деятельности, это 2-6 часов в неделю.
Позицию студенчества в отношении личной ответственности за участие или не участие в волонтерской деятельности также позволило определить проведенное исследование. На вопрос, кто должен заниматься волонтерской деятельностью респонденты ответили следующим образом: 76,8 % опрошенных считают, что волонтерской деятельностью должны заниматься студенты. 64,1 % считают, что должны заниматься школьники. 30,9 % опрошенных студентов полагают, что волонтерской деятельностью должны заниматься работающие граждане и 19,9 % возлагают волонтерскую деятельность на пенсионеров. Можно сделать вывод, что студенты понимают, что именно они должны стать главным субъектом организации волонтерской деятельности. Школьники выгодно отличаются от студентов обилием свободного времени, любовь к труду (особенно безвозмездному) легче прививать в юном возрасте.
Среди вузов существует различие в отношении к ответственности за участие в волонтерской деятельности (таблица 5). Так, большинство студентов УрФУ, УрГУ, УрГЮА, ГУ, ЕВАКУ, УГЛТУ и НТГСПА считают, что должны заниматься волонтерской деятельностью студенты, большинство студентов УрГПУ, УрГЭУ и УрАГС, считают, что должны заниматься волонтерской деятельностью школьники.
Рис. 7. Распределение респондентов по отношению к ответственности за участие в волонтерской деятельности
Таблица 5.
Распределение респондентов по вузам в отношении ответственности за участие в волонтерской деятельности», % от числа опрошенных
Вуз | Кто, по вашему мнению, должен заниматься волонтерской деятельностью? | |||
Школьники | Студенты | Работающие граждане | Пенсионеры | |
УрФУ | 19,4 | 25,0 | 10,4 | 7,6 |
УрГУ | 4,2 | 7,4 | 1,5 | 0,7 |
УрГЮА | 2,4 | 2,7 | 0,7 | 1,1 |
УрГПУ | 6,5 | 6,2 | 3,0 | 1,9 |
ГУ | 1,7 | 2,1 | 0,8 | 0,6 |
ЕВАКУ | 3,6 | 5,3 | 1,7 | 0,5 |
УрГЭУ | 11,0 | 10,8 | 5,4 | 2,4 |
УрАГС | 3,2 | 2,9 | 1,2 | 1,2 |
УГЛТУ | 9,9 | 13,6 | 4,9 | 3,6 |
НТГСПА | 3,4 | 4,2 | 1,9 | 0,7 |
Большинство опрошенных респондентов считает, что участие в волонтерской деятельности позволяет развивать, такие личностные качества как организованность, лидерство, умение работать в коллективе (59,6 %), а так же способствует формированию общекультурных и для некоторых специальностей профессиональных компетенций (52,7 %). Данные об отношении выбранных утверждений и вузов приведены в таблице 6.
Рис. 8. Распределение ответов респондентов по согласию с утверждениями
Таблица 6.
Распределение студентов по согласию с утверждениями по вузам, % от числа опрошенных
Вуз | Отметьте утверждения, с которыми вы согласны | |||
Волонтерство –движение, присущее социалистическому строю, в странах с рыночной экономикой не развивается и не нужно для общества | Молодежи некогда заниматься волонтерством, так как надо думать о личном материальном благополучии | Волонтерское движение позволяет развить такие личностные качества как организованность, лидерство, умение работать в коллективе, коммуникативность | Работа в волонтерской организации во время учебы в вузе способствует формированию общекультурных и для некоторых специальностей профессиональных компетенций | |
УрФУ | 6,9 | 23,3 | 52,6 | 53,7 |
УрГУ | 4,4 | 27,5 | 68,1 | 34,1 |
УрГЮА | 12,0 | 20,0 | 50,0 | 34,0 |
УрГПУ | 3,5 | 12,8 | 75,6 | 54,7 |
ГУ | 0,0 | 7,4 | 85,2 | 37,0 |
ЕВАКУ | 6,8 | 11,0 | 60,3 | 42,5 |
УрГЭУ | 4,5 | 16,1 | 69,7 | 53,5 |
УрАГС | 8,5 | 14,9 | 48,9 | 57,4 |
УГЛТУ | 3,6 | 1,8 | 56,4 | 73,9 |
НТГСПА | 4,1 | 4,1 | 81,6 | 67,3 |
Большинство студентов ГУ (85,2 %), НТГСПА (81,6 %), УрГПУ (75,6 %) отметили, что участие в волонтерской деятельности позволяет развивать личностные качества; наиболее низким данный показатель оказался у студентов УрАГС (48,9 %). Большинство студентов УГЛТУ (73,9 %), НТГСПА
(67,3 %), УрАГС (57,4 %) отметили о формировании компетенций в рамках волонтерской деятельности. Стоит так же отметить, что 12 % студентов УрГЮА считают волонтерство не нужным для общества. Этот показатель значительно выше в сравнении с другими вузами.
Учитывая, что студенчество – особая категория молодежи, волонтерская деятельность которой имеет ограничения, то мы выделили следующие мотивы, которые могли бы способствовать развитию студенческого волонтерского движения:
− решение существующей важной социальной проблемы;
− оплата труда, в небольшом объеме;
− включенность волонтерской деятельности в учебный график;
− гарантии более успешного трудоустройства.
Результаты исследования мотивации приведены на рис. 10.
Рис.10. Распределение респондентов по мотивам участия в волонтерской деятельности.
Студенты отметили, что ведущими мотивами, которые побуждают заниматься волонтерством, являются мотив поощрения и гарантии более успешного трудоустройства. Это говорит о том, что молодежь серьезно задумывается о своей дальнейшей жизни и не хочет участвовать в деятельности, которая не отразится в их будущем. 35,5 % согласились бы участвовать в волонтерской деятельности, если бы она решала реальную социальную проблему, это говорит о высоком моральном и духовном развитии студентов.
Проанализировав мотивированность студентов различных вузов (таблица 8), можно сказать, что студенты УГЛТУ, НТГСПА и УрГЭУ более мотивированы на решение значимых социальных проблем, на оплату больше всего рассчитывают студенты УрФУ, УрГУ, УрГЮА и УрГПУ. Значительная часть студентов УрФУ (42,1 %), УрГУ (38,5 %) и ЕВАКУ (32,8 %) занялись бы волонтерской деятельностью при условии, если бы она входила в учебный график. Наибольшую мотивацию в области трудоустройства проявили студенты вузов УрФУ, УрАГС и УрГУ.
Таблица 7.
Распределение респондентов по мотивам волонтерской деятельности в зависимости от вуза, % от числа опрошенных
Вуз | Чтобы вас подвигло заниматься волонтерской деятельностью? | ||||
Если бы моя волонтерская деятельность решала существующую важную социальную проблему | Если бы мне, хотя бы в небольшом обьеме, оплачивали данный труд | Если бы это входило в учебный график | Если бы я имел гарантии более успешного трудоустройства с рекомендациями волонтерской организации, где работал | Что еще | |
УрФУ | 23,9 | 72,8 | 42,1 | 58,5 | 0,6 |
УрГУ | 23,1 | 60,4 | 38,5 | 48,4 | 5,5 |
УрГЮА | 25,6 | 38,5 | 23,1 | 28,2 | 2,6 |
УрГПУ | 43,6 | 38,5 | 30,8 | 39,7 | 2,6 |
ГУ | 44,4 | 25,9 | 29,6 | 25,9 | 0,0 |
ЕВАКУ | 29,9 | 35,8 | 32,8 | 25,4 | 3,0 |
УрГЭУ | 50,0 | 21,4 | 22,1 | 31,4 | 5,0 |
УрАГС | 36,6 | 26,8 | 14,6 | 48,8 | 0,0 |
УГЛТУ | 70,7 | 33,3 | 22,7 | 32,0 | 0,0 |
НТГСПА | 70,2 | 14,9 | 21,3 | 23,4 | 4,3 |
В целом, студентов активно поддерживающих и участвующих в волонтерской деятельности 36,9 % (рис. 9). Категорически не приемлют и относятся к волонтерской деятельности безразлично – 11,4 %. Данные ответы позволяют сделать вывод о том, что студенты являются социально активной частью молодежью, чувствуют свою гражданскую ответственность за изменения в обществе, за возможность решения социальных проблем. Исследование выявило противоречивость в ответах респондентов: студентов, принимающих участие в волонтерской деятельности – 78,3 %, а ответивших, что волонтерство ободряют, но в нем не участвуют – 50,5 %. Можно сделать вывод, что некоторые виды волонтерской деятельности, в которых массово принимают участие студенты (например, субботники), не являются для студентов-участников волонтерством, т.е. организаторы таковой деятельности используют другие технологии для мотивирования участия, которые не несут в себе соблюдение принципов волонтерства: добровольчества, личностное развитие.
Рис. 11. Распределение респондентов по личному отношению к волонтерской деятельности
Таблица 8.
Распределение респондентов по вузам в отношении личного отношения к волонтерской деятельности, % от числа опрошенных
Вуз | Ваше личное отношение к волонтерской деятельности | |||
Активно поддерживаю, участвую в волонтерской деятельности | Одобряю, но сам не участвую | Безразлично, для меня не имеет значения – есть волонтерская деятельность вокруг или нет | Категорически не приемлю, т.к. считаю волонтерство бессмысленной тратой времени и бесполезным занятием для себя лично, общества | |
УрФУ | 30,5 | 54,0 | 13,9 | 1,7 |
УрГУ | 17,2 | 74,2 | 7,5 | 1,1 |
УрГЮА | 16,0 | 64,0 | 18,0 | 2,0 |
УрГПУ | 43,0 | 48,8 | 4,7 | 3,5 |
ГУ | 37,0 | 51,9 | 11,1 | 0,0 |
ЕВАКУ | 39,2 | 44,6 | 14,9 | 1,4 |
УрГЭУ | 20,9 | 70,3 | 7,0 | 1,9 |
УрАГС | 39,6 | 41,7 | 14,6 | 4,2 |
УГЛТУ | 68,0 | 26,6 | 3,0 | 2,4 |
НТГСПА | 80,0 | 20,0 | 0,0 | 0,0 |
Исследование показало, что наиболее активно волонтерской деятельностью занимаются студенты НТГСПА (80 %), УГЛТУ (68 %) и УрГПУ
(43 %), наименее активны студенты УрГЮА (16 %), УрГУ (17,2 %) и
Исследование показало, что студенты вузов Свердловской области активно вовлечены в волонтерскую деятельность, но необходима работа по мотивированию к участию и организации волонтерской деятельности с соблюдением международных, российских декларативных и нормативных документов.
Итоги исследования использованы для построения вузовской программы развития волонтерской деятельности.