Тема 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
Для подготовки к занятию в активной/интерактивной форме студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным темам.
Вопросы:
1. Преступления против свободы, чести и достоинства личности - их виды, общая характеристика.
2. Похищение человека.
3. Незаконное лишение свободы.
4. Незаконное помещение в психиатрический стационар.
Темы докладов:
1. Похищение человека и захват заложника - проблемы отграничения
2. Особенности субъекта преступления при незаконном помещении в психиатрический стационар
3. Уголовно-правовая характеристика торговли людьми.
Форма занятия – работа в малых группах.
Цель введения активных/интерактивных – обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие и признаки преступлений против свободы, чести и достоинства; определить специфику общей противоправности; понять, в чем особенности составов преступлений данной группы; научиться определять правила разграничения со смежными составами преступлений. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять и анализировать проблемные вопросы применительно к отдельным группам уголовно-правовых запретов, предусмотренных главой 17 УК РФ.
Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание: дать правовую оценку, т.е. квалификацию деяния:
Колпин и его жена с целью избавиться от престарелого отца Колпина напоили его психотропными средствами и привезли в психиатрический стационар. Они заявили дежурному психиатру Роценбергу, что отец Колпина «сошел с ума», бросается на стену и пытается выпрыгнуть в окно, и попросили поместить его в больницу. Поверхностно осмотрев престарелого отца Колпина, Роценберг дал указание поместить его в психиатрический стационар. Через двое суток комиссия врачей-психиатров пришла к выводу, что оснований для госпитализации нет.
Подготовить объяснение ответа, а после окончания работы групп – представить свой ответ аудитории.
По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу.
Студенты работают в группе. Студенты делятся на четыре группы по 5-6 студентов. На общее задание отводится 15 минут.
1-я группа анализирует объективные признаки преступления.
2-я группа составляет характеристику субъекта преступления.
3-я группа рассматривает личность потерпевшего.
4-я группа субъективные признаки преступления.
После обсуждения и принятия решения представитель от каждой группы выдает решение, ответы оцениваются участниками других групп, т.е. самими студентами.
Форма представления студентами конечного результата – заключение.
Дидактическое /техническое оснащение: компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием схем: «Понятие и виды преступлений против свободы, чести и достоинства».
Приступая к анализу преступлений против свободы, чести и достоинства личности необходимо обратить внимание на то, что эти преступления по объекту посягательства делятся на две группы: преступления против свободы личности, и преступления против чести и достоинства личности. Изучение данной темы необходимо начать с ознакомления с такими документами, как: Всеобщая декларация прав и свобод человека от 10 декабря 1948 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
При исследовании составов преступлений, предусмотренных статьями 126 и 127 УК РФ – похищение человека и незаконное лишение свободы, необходимо раскрыть объективные и субъективные признаки данных деяний, провести отграничение этих двух преступлений. Следует обратить внимание на такой квалифицирующий признак как – применение насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, определить какой степени тяжести вред здоровью охватывается данным квалифицирующим признаком. Необходимо также проанализировать примечания к ст. 126 и 127.1 УК РФ, регламентирующие особые случаи освобождения от уголовной ответственности, исследовать понятие эксплуатации человека.
При анализе преступлений против чести и достоинства надо иметь в виду, что Федеральным законом от 7 декабря 2011г. № 420-ФЗ ст. 129-130 УК РФ декриминализованы.