Связи взаимного подкрепления
Планируя и готовя праздничные КТД, октябрята и их старшие друзья решают проводить и другие комплексные творческие дела: перед встречей Нового года, например, октябрятско-пионерскую фабрику и операцию "Снежная сказка"; перед праздником, посвященным Международному женскому дню,- "Путешествие по профессиям мам и бабушек". Расширяется и программа самого праздника. Например, День Советских Вооруженных Сил отмечается не только "Зарничкой", но и спектаклем "Мальчиш-Кибальчиш" (по собственному, сочиненному сообща сценарию), а операция "Салют ветеранам!" дополняется трудовым десантом заботы о памятниках героям.
Общественно-политические КТД подкрепляются трудовыми, познавательными, художественными; спортивные - познавательными... Коллективная организаторская деятельность (общий сбор-старт, работа советов дела и т. д.) становится центром целой серии коллективных творческих дел разных видов.
Выяснилось, что и для начальных классов огромное значение имеет взаимосвязь КТД и других средств коммунистического воспитания, в которых реализуется два вида воспитательных отношений: творческого содружества поколений и товарищеского творческого обучения.
Так, знания и умения, полученные на уроках и дополнительно в воспитательных мероприятиях, помогают школьникам успешно проводить и осмысливать сделанное. В свою очередь, в коллективных творческих делах развиваются познавательные интересы и способности детей, их стремление хорошо учиться, формируются черты характера, необходимые для успешной учебы (ответственность, добросовестность, трудолюбие и т. д.). Особенно важным для успеха коллективного дела является товарищеское общение, в котором органически соединяется незаметное и открытое воспитательное воздействие.
Найденное условие эффективности КТД - их взаимоподкрепление и взаимосвязь с другими средствами коммунистического воспитания - открыло более широкие перспективы применения алгоритма содружества: "единство и последовательность шести стадий" может стать ключом, основой для комплексной организации не только отдельного КТД, но и всей коллективной творческой жизни.
Мы решили организовать весь воспитательный процесс по тематическим периодам. Темы этих периодов отражают важнейшие события и стороны жизни нашего общества, дают возможность решать задачи идейно-политического воспитания в теснейшем единстве с нравственным, трудовым и другими частями коммунистического воспитания. Каждый период воспитательного процесса имеет свою тему, например: Великая Октябрьская социалистическая революция, жизнь и заветы В. И. Ленина, Конституция СССР и т. д. Все стадии коллективной жизни в определенный период объединяются этой темой.
Вот как строилась, например, эта работа во II классе 9-й гатчинской школы учительницей Л. И. Кориковой.
Учительница, готовясь к новому учебному году, выбрала такие темы, в соответствии с которыми строила воспитательный процесс: "Наша Революция", "Навстречу Новому году", "Салют защитникам Ленинграда!", "Слава женщинам - труженицам и героиням!", "Здравствуй, весна!", "С Лениным в сердце", "Будем достойны героев".
Первый тематический период начинается со стадии предварительной работы учительницы вместе с классным руководителем V класса, пионерами-пятиклассниками, учителем физкультуры, библиотекарем школы, родными учащихся. Но теперь ими намечаются варианты не одного праздника, а нескольких возможных КТД, проводятся не только беседы, но и встречи с кавалером ордена Октябрьской Революции, экскурсии в музей, совместный просмотр кинофильмов, прогулки по городу.
На 2-й стадии коллективно составляется план не одного КТД, а всей жизни октябрятской группы и ее старших товарищей в сентябре - ноябре: звездный марш-поход по местам революционной, боевой и трудовой славы ленинградцев-гатчинцев; операция "Кавалеры ордена Октябрьской Революции"; защита фантастических проектов "Наш город в 2000 году"; трудовой десант "Золотая осень"; спектакль кукольного театра в подарок комсомольцам "Мы - ваша смена".
Первые три дела решено осуществить октябрятскими звездочками вместе с пионерскими звеньями, а десант и спектакль - силами сводных бригад добровольцев.
На 3-й стадии (подготовка к празднику Октября) планируются, готовятся, проводятся и обсуждаются на сборах-"огоньках" звездный марш-поход, операция "Золотая осень" и спектакль в подарок комсомольцам. Во время марш-похода и операции "Кавалеры ордена Октябрьской Революции", во время разведки перед трудовым десантом и при подготовке спектакля происходят встречи с родными - участниками Великой Октябрьской социалистической революции, героями войны и труда, с комсомольцами разных поколений, проводятся экскурсии на предприятия Гатчины, беседы о Конституции СССР, чтение рекомендованных учительницей и библиотекарем школы книг, детских журналов и газет. Этой же теме посвящены и уроки объяснительного и внеклассного чтения, рисования, труда, повседневное общение октябрят и их старших товарищей - пионеров, родных, педагогов, сборы звездочек в гостях у старших друзей, занятия по технике оформления альбомов и стендов...
Звездочки под руководством вожатых выполняют поручения по заботе о классе и окружающей жизни: "вахтенные", "друзья природы", "друзья малышей", "друзья книг", "юные журналисты" - выпуск устного журнала со страничками "Герои рядом с нами", "Что мы узнали" и т. д. Каждые две недели - чередование этих поручений.
Под лозунгом "Будем достойны старших!" развертывается взаимная забота в учебе: каждый октябренок в звездочке действует как "Помогай" по любимому предмету...
На 4-й стадии празднуется годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Открывается выставка собранных материалов, на которую ребята приглашают многочисленных гостей, вручают им подарки - альбомы, рукописные книжки. Вместе с гостями октябрята и пионеры готовят (в течение часа!) и защищают фантастические проекты "Наш город в 2000 году".
На 5-й стадии - подведение итогов всей работы за два с половиной месяца: анкета оценки, устный журнал, выпущенный очередной звездочкой юных журналистов, стенгазета, общий сбор-"огонек" и... "секретное" совещание с пионерами, родительское собрание.
На 6-й стадии - экскурсии для октябрятских и пионерских классов по выставке "Кавалеры ордена Октябрьской Революции", выступления со спектаклем для комсомольцев - тружеников и воинов, оформление альманаха "Наш город в 2000 году" в подарок школьникам Крайнего Севера, трудовой десант в Гатчинском парке...
Новые и новые тематические периоды - новые витки опыта. За Л. И. Кориковой другие учителя начальных классов, а вместе с ними старшие пионерские вожатые, руководители общешкольных коллективов творчески используют алгоритм содружества в воспитательном процессе.
...Для учителей и всего педагогического коллектива школы тематический период "Здравствуй, школа!" начинается еще в середине августа. Директор беседует с возвращающимися из отпуска учителями, вместе с ними решает, кто куда отправится для самой первой в новом учебном году - педагогической - разведки дел и друзей. Секретарь партийной организации идет в РК КПСС, встречается с работниками отделов, выясняет, что может и должна сделать школа для родного района. Секретарь учительской комсомольской организации и старшая пионерская вожатая обсуждают предстоящий "фронт работ" в районном комитете комсомола, а затем беседуют с руководителями и педагогами Дома пионеров и школьников, знакомятся с методическими новинками. Возглавляемая организатором внеклассной и внешкольной работы группа педагогов (учителя труда, литературы, биологии, музыкального и изобразительного искусства, физического воспитания, библиотекарь и врач, а вместе с ними председатель родительского комитета) встречается с секретарем исполкома, с работниками отделов, ведающими деятельностью производственных коллективов, благоустройством, охраной природы, здравоохранением, заботой о ветеранах, физкультурой и спортом, культурно-просветительными учреждениями района. В следующие дни эти педагоги небольшими группами, по 2 - 3 человека, распределив между собой маршруты, идут в ЖЭКи, в детские сады своего микрорайона, заботливым взглядом осматривают пришкольный участок, игровые и спортивные площадки во дворах, окрестные скверы и парк, беседуют с руководителями соседнего ПТУ, работниками местного кинотеатра и районной библиотеки.
В эти же дни двое педагогов по поручению директора едут в подшефный сельский район и узнают, какие общие дела может вместе с ними сделать школа.
И конечно, сам директор и его заместители встречаются с работниками отдела народного образования и райпедкабинета, читают и обсуждают новые материалы по учебно-воспитательной работе, снова и снова думают над тем, как использовать их советы и рекомендации в предстоящем учебном году.
Начинается заключительный этап педагогической разведки: теперь ее маршрут - в стенах школы. Составляют план необходимых дел предметные комиссии; над новыми возможностями оборудования и оформления общешкольных помещений размышляют директор и секретарь партийной организации, организатор внеклассной и внешкольной работы, старшая пионерская вожатая, завучи и заведующий школьным хозяйством.
"Внешняя" и "внутренняя" разведка, доклады и выступления в первые дни августовского совещания дают педагогам и всему воспитательному коллективу школы обширный материал для дальнейшего анализа. Как происходит это коллективное размышление, этот коллективный поиск?
В последние дни августовского совещания собираются предметные комиссии; в каждой из них идет обмен впечатлениями и мыслями, возникшими во время разведки и районной конференции, подготавливаются предложения к педсовету. Затем работают объединения руководителей классных коллективов и воспитателей групп продленного дня: "союз" первых, четвертых, седьмых, десятых классов, "союз" вторых, пятых, восьмых классов, "союз" третьих, шестых, девятых классов. Так же, опираясь на данные разведки, педагоги раскрывают перспективы творческого содружества разных поколений воспитанников и их воспитателей - взаимной заботы, общих дел на радость и пользу окружающим людям, далеким друзьям, родной школе.
Первый в новом учебном году педагогический совет. Краткое вступительное слово директора: несколько самых важных вопросов, которые нужно обсудить и решить сообща. Как лучше в новом году педагогическому и всему воспитательному коллективу осуществлять идейно-воспитательную функцию школы? Образовательную? Подготовку к труду? Всеобуч? Сначала - предложения, возникшие в предметных комиссиях. Выступают их председатели, затем - с вопросами, мнениями, критикой и уточнениями - все желающие. Потом выслушиваются и сообща рассматриваются предложения, разработанные союзами воспитателей. Директор школы ведет и этот тур коллективного размышления, ставит дополнительные вопросы, просит разъяснить и подробнее обосновать то или иное предложение или аргументированно его опровергнуть, в случае необходимости предлагает провести по спорному вопросу короткие совещания в соответствующих микроколлективах (предметных комиссиях, союзах руководителей классных коллективов или по параллелям), подхватывает и развивает наиболее содержательные предложения, формулирует общее решение.
Именно это решение конкретизируется и развертывается в перспективных планах на новый учебный год, которые составляет в последующие дни каждая предметная комиссия и каждый орган воспитательского коллектива. Общее решение и планы ложатся в основу личных планов воспитательной работы, создающихся организатором внеклассной и внешкольной работы, старшей пионерской вожатой, руководителями классных коллективов и воспитателями групп продленного дня.
В эти же последние дни августа действуют два сводных отряда. В первом - собравшиеся "по цепочке" члены комитета комсомола и учкома, совета дружины и совета друзей октябрят (СДО), секретари классных бюро ВЛКСМ и отрядные вожатые. Вместе со старшими товарищами - педагогами они определяют маршруты предварительной гайдаровской разведки, распределяются по командам, составляют программу действий. В каждой команде - свой комиссар из старших друзей. Так, по маршруту "Знания и труд" (кабинеты и мастерские школы, райком ВЛКСМ, шефское предприятие, соседнее ПТУ и т. д.) ребят ведет старшая пионервожатая; по маршруту "Искусство" - учителя - энтузиасты эстетического воспитания; по маршруту "Пресса" - библиотекарь; по маршруту "Малыши" - секретарь учительской комсомольской организации, учительница начального класса; по маршруту "Природа" - учительница биологии; по маршруту "Спорт" - учитель физического воспитания...
И на каждом маршруте - наблюдения (даже давно знакомое в разведке представляется совсем по-иному!), встречи, размышления о том, что можно сделать, столкновения вариантов, споры и - обязательно - приглашения старых и новых друзей на праздник 1 сентября.
Во втором сводном отряде - добровольцы, решившие принять участие в организации праздника "Здравствуй, школа!". Комсомольцы, пионеры, октябрята разных классов. Вместе с ними - педагоги и активисты из родительского комитета во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы.
Как лучше провести первый день нового учебного года? Кого и чем порадовать? Обсуждается каждое предложение. Возникает общий замысел, объединяющий несколько творческих дел. Теперь можно разбиться на бригады... Совместная операция всех бригад - "Последний штрих": во второй половине дня 31 августа помещение школы становится особенно нарядным и уютным. Но у. каждой бригады и своя задача, тоже гайдаровская (выполняется ребятами вместе со старшим другом). Рейд к ветеранам - учителям и сотрудникам школы с поздравлением-благодарностью и приглашением принять участие в празднике. Организация общешкольной линейки. "Путешествие по школе" с первоклассниками. Праздничные сюрпризы педагогам (цветы, памятные значки-эмблемы) и техническим работникам. К вечеру - веселая спартакиада с родителями на школьном стадионе...
2 сентября начинается завершающая, самая ответственная стадия тематического периода "Здравствуй, школа!" - стадия ближайшего последействия праздника и всей работы, которая ему предшествовала. Прежде всего - массовая гайдаровская разведка, в которую поведут своих товарищей участники предварительной разведки. В вестибюле и на каждом этаже - огромные плакаты-карты с маршрутами и соответствующими названиями команд, которые пойдут по этим маршрутам, с составом ведущих - членов штаба каждой команды и главного штаба всей разведки, с указанием места и времени сбора каждой команды. Итак, добровольцы, вперед, в общий поиск нужных и увлекательных дел, умелых и верных друзей! На переменах - толпы перед плакатами; озабоченные "штабисты" и их друзья ведут агитацию за свои маршруты...
Во второй половине дня в разных местах вокруг школы собираются группы разведчиков; в каждой - и старшеклассники-комсомольцы, и подростки с красными галстуками, и самые боевые октябрята. "Штабисты", чувствуя молчаливую поддержку комиссаров, рассказывают о разных объектах маршрута. Теперь можно не идти всем по всему маршруту, а более тщательно разведать каждый объект! И поэтому создаются небольшие отряды - по желанию - для работы на отдельных участках маршрута. Каждый отряд возглавляет - тоже по желанию - один из членов штаба команды, участник предварительной разведки. На самый трудный объект с ребятами идет комиссар... И вот уже все школьники на собственном опыте учатся вглядываться в окружающую жизнь, думать, что можно сделать для ее улучшения, как применить свои знания и умения на радость и пользу людям.
На следующий день в каждом классе от первого до десятого участники разных команд рассказывают товарищам о своих впечатлениях, делятся мыслями. Руководитель классного коллектива вместе с октябрятским или пионерским вожатым, председателем совета отряда или комсоргом ведут обсуждение. Сообща разрабатываются предложения "нашего класса" к плану работы общешкольного коллектива. Выбирается делегация на общешкольный слет-старт.
Этот слет - важнейшее событие! Школьники всех поколений вместе со своими старшими товарищами и под их руководством сообща строят перспективу жизни своего - единого - коллектива. После вступительного слова директора идет работа по "ракетам" - объединениям делегаций трех или четырех классных коллективов. Каждая делегация - по кругу - сообщает о предложениях своего класса, отвечает на вопросы, затем идет обсуждение этих предложений, отбираются и развиваются наиболее нужные и интересные. Лучше меньше, да лучше! Но всё - творчески!
Затем - общая работа. Представители "ракет" выступают с предложениями. Главное - обосновать предлагаемое дело. Для кого? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кто будет организатором? На большом плакате записывается суть каждого предложения. Трое ведущих (организатор внеклассной и внешкольной работы, секретарь комитета комсомола и председатель учкома) направляют обсуждение, в котором участвуют и ребята и воспитатели, сопоставляют предложения, объединяют их, развивают наиболее перспективные. В итоге - наказ слета о шести длительных общешкольных операциях, подкрепляющих друг друга: "Слава строителям будущего!", "Твори, выдумывай, пробуй!", "Родной природе", "На радость малышам", "Стадион вокруг нас", "Республика дружных". Определяются общешкольные праздники и тематические периоды жизни общешкольного коллектива в новом учебном году. Они посвящены Великой Октябрьской социалистической революции, дружбе народов нашей страны, научно-техническому прогрессу, бессмертию идей В. И. Ленина, борьбе за мир.
Выдвинутые слетом операции конкретизируются, развиваются, дополняются на общих сборах-стартах классных пионерских и октябрятских коллективов, на открытых собраниях классных комсомольских организаций, на общем комсомольском собрании и отчетно-выборном сборе пионерской дружины, а затем на заседаниях комитета ВЛКСМ и учкома в его новом составе (избранном на том же общешкольном слете), на сборах совета дружины и совета друзей октябрят. И конечно, на совещаниях старших товарищей школьников - в предметных комиссиях и воспитательских объединениях, в родительских комитетах школы и каждого класса, на родительских собраниях и в совете микрорайона, на собраниях партийной, профсоюзной, учительской комсомольской организаций. У каждого коллектива, у каждого воспитателя - свой конкретный план реализации общего замысла, своя особая роль в его осуществлении. И вместе с тем каждая операция - это проявление действительно общей гражданской' заботы воспитанников всех поколений и их старших товарищей, заботы практической и воспитательной, заботы, формирующей и развивающей (в теснейшем единстве) все стороны личности нового человека.
Так, операция "Слава строителям будущего!" - это общая забота о тружениках шефского предприятия, подшефного сельского района, далекой сибирской стройки и поселка на Крайнем Севере, о ветеранах борьбы за коммунизм, о своих родных и близких; это разнообразные общественно-политические, трудовые, познавательные КТД классных коллективов и их "союзов", такие, как трудовые атаки и десанты, праздничные сюрпризы, "Подарок далеким друзьям", "Салют ветеранам!", "Звездный марш-поход", "Путешествие по профессиям". Это - выполнение школьным трудовым комбинатом заказов для предприятий и учреждений района, изготовление и ремонт игрушек для малышей - близких и далеких. Это превращение школьного музея боевой славы в музей славы борцам за коммунизм. Это деятельность клуба интернациональной дружбы и клуба "Прометей". Это агитпоходы на каникулах и работа трудовых отрядов в "пятой" четверти... И поэтому операцией "Слава строителям будущего!" руководят - в содружестве - секретарь партийной организации и старшая пионервожатая, секретарь комитета ВЛКСМ и председатель совета дружины, идеологический и трудовой секторы комитета комсомола, трудовой сектор и трудовая комиссия учкома, члены совета дружины и СДО, отвечающие за политико-массовую и общественно полезную работу.
...Операция "Твори, выдумывай, пробуй!" - это общая забота о расширении и углублении знаний каждого, о развитии интереса к науке, технике, искусству. Это разнообразные познавательные и художественные дела в классных коллективах: эстафеты любимых занятий, защиты творческих проектов, турниры-викторины, сборы и вечера "Тайны вокруг нас". Экспедиции по изучению малых рек и исторического прошлого подшефного района и работа конструкторского бюро трудового комбината. Создание и деятельность школьного дворца культуры (с киностудией, кукольным и музыкально-драматическим театром, ансамблем танца и песни) для жителей микрорайона и выездами к сельским друзьям... Поэтому в штаб операции входят учебный и культурно-массовый секторы комитета ВЛКСМ, учебная и художественная комиссии учкома, члены совета дружины и СДО, председатели правлений школьного научного общества, начальник конструкторского бюро, а вместе с ними - их старшие товарищи: завуч, учителя литературы, истории и других предметов, энтузиасты - родители, выпускники школы разных лет.
...Операция "Республика дружных" - это общая забота о родной школе, о культуре и радости ее жизни, уюте и чистоте. Забота о школьной библиотеке, о создании и работе классных и домашних библиотек. Создание школьной игротеки и забота о разумном отдыхе на переменах. Выполнение микроколлективами в каждом классе чередующихся творческих поручений. Превращение школы в цветущий сад. Забота о наглядной агитации и стенной печати... Поэтому в штабе операции дружно действуют члены комитета комсомола, совета дружины и совета друзей октябрят, старосты классов и редакторы школьных стенгазет, председатель учкома и комиссия, ведающая дежурством по школе классных коллективов и их "союзов". И вместе со школьниками, увлекая и обучая их личным примером, участвуют в коллективной организаторской деятельности их старшие товарищи - педагоги и воспитатели-общественники... У "Республики дружных" - надежный авангард!
В новом свете предстают теперь ступени нашего поиска: история X А, развитие пионерских дружин, которыми руководили сэновцы, путь от комбината "Дружба" к походу-экспедиции, работа КЮФ, содружество Коммуны им. А. С. Макаренко и ленинградских школ. Эти ступени вели к познанию динамики воспитательного процесса.
На первом этапе каждого цикла основным звеном воспитательного процесса является самовоспитание (взаимное и личное) самих воспитателей. Это время подготовки воспитательского коллектива к решению новых задач. Второй этап имеет своей основой единство двух звеньев: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется!) и воспитания воспитателями воспитанников. Первый и второй этапы осуществляются на исходной стадии каждого периода - на стадии предварительной работы воспитателей.
На третьем этапе основу воспитательного процесса составляет единство трех звеньев: самовоспитания воспитателей, воспитания воспитателями воспитанников и самовоспитания (взаимного и личного) воспитанников. Этот этап осуществляется на нескольких стадиях каждого тематического периода - коллективного планирования, подготовки к общему творческому делу, празднику, их проведения. На стадии коллективного подведения итогов начинается четвертый, завершающий этап каждого цикла, на котором развитие всех указанных выше звеньев обогащается развертыванием товарищеской требовательности к единому воспитательному коллективу всех его членов, что и составляет суть последней стадии каждого периода - стадии "ближайшего последействия". Возникает необходимость выдвижения и решения новых воспитательных задач. Начинается новый цикл воспитательного процесса.
* * *
Будем все глубже понимать и все успешнее строить воспитание в коллективе и через коллектив как воспитание в едином воспитательном коллективе, руководимом его ведущей частью - коллективом воспитательским.
Единый воспитательный коллектив - это объединение воспитателей и воспитанников, в котором развивается их общая гражданская забота - организаторская, практическая, воспитательная, направляемая товарищеской воспитательной заботой старших о младших - открытой и незаметной. Иначе говоря, это объединение, в котором развиваются воспитательные отношения коммунистического товарищества - в единстве реальных отношений общей заботы и духовных отношений товарищеского уважения и товарищеской требовательности.
В едином воспитательном коллективе осуществляется в теснейшей взаимосвязи не только открытая передача старшими (воспитателями) готового, накопленного ранее общественно необходимого опыта и усвоение этого опыта младшими (воспитанниками), но и незаметная передача воспитателями такого опыта и усвоение его воспитанниками в коллективных творческих делах. Применяя этот опыт для решения общественных и учебных задач, воспитанники вместе с воспитателями и под их руководством создают новый для них общественно значимый опыт. Этот новый опыт объединяется с усвоенным и прежним собственным опытом. Происходит обмен таким объединенным опытом между воспитателями и воспитанниками, применение этого опыта, его закрепление в виде традиций коллектива. В результате он превращается в личное достояние каждого.
Таким образом, в едином воспитательном коллективе происходит не только воспитание воспитателями воспитанников, но и самовоспитание как младших, так и старших.
Ведущая часть единого воспитательного коллектива - воспитательский коллектив, объединение представителей старших поколений как товарищей по воспитательной заботе о младших, вместе с которыми и во главе которых они творчески решают жизненно важные задачи - организаторские, практические и воспитательные, в том числе учебные. Особую роль в воспитательском коллективе играет его ядро - педагоги.
Движущей силой развития воспитательного коллектива является товарищеская воспитательная забота старших о младших, направляющая их общую творческую гражданскую заботу. Она начинается с товарищеской воспитательной заботы руководителя коллектива о других воспитателях, о каждом воспитаннике, о себе как их старшем товарище. Эта забота, в свою очередь, возбуждает и развивает такую же заботу других воспитателей о себе, друг о друге как о старших товарищах воспитанников, а также о самих воспитанниках.
Товарищеская воспитательная забота руководителя коллектива и других воспитателей о воспитанниках, в свою очередь, возбуждает и развивает товарищескую воспитательную заботу воспитанников о себе (взаимную и личную) и их заботу о воспитателях как своих старших друзьях.
Таким образом, цель товарищеской воспитательной заботы - раскрытие и развитие творческих сил человека (подрастающего и взрослого) в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.
Сущность товарищеской воспитательной заботы - единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности к человеку.
Чем полнее и глубже руководитель коллектива и другие воспитатели проявляют - в единстве - товарищеское уважение и товарищескую требовательность к себе и воспитанникам, тем быстрее, полнее и глубже развивается общая творческая гражданская забота воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей и своей жизни, тем успешнее, следовательно, происходит целостно-многостороннее развитие каждого как коллективиста, как товарища других людей, осуществляется коммунистическое воспитание воспитанников и самих воспитателей.
Эта педагогическая закономерность представляет собой проявление общего закона жизни развитого социалистического общества. Суть этого закона - забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.
...Стремительно летит время. Возникают новые задачи. Все сложнее становится процесс коммунистического воспитания, процесс формирования коллективистов. Но все смелее и увереннее мы проникаем в его глубины: с нами надежный опыт и надежная теория. С нами рожденная нашими великими учителями педагогика коммунистического товарищества - педагогика будущего в настоящем.