Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка
Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Развитие движений рук включает:
развитие хватания:ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно — правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие — двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному — кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;
развитие соотносящих действий:ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);
подражание движениям рук:особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
развитие движений кистей и пальцев рук:ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными .
В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук,укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными,а движения пальцев дифференцируются.
Все описанные движения развиваются и оттачиваются в ходе проведения описанных ниже игр и упражнений, которые помогают развить руки малышей, учат пользоваться их уникальными возможностями. Мы включили сюда наиболее эффективные, любимые автором и детьми игры. Они не только эмоционально насыщенны, нравятся детям, но и легко запоминаются, просты, гармоничны, отвечают возрастному уровню и упрощают подготовку к занятию и работу логопеда. Некоторые из этих игр вы можете встретить в других пособиях, другие переработаны автором или являются оригинальными разработками.
Игры и упражнения
Для развития ручной моторики
Массаж рук
Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики Рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько:
Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» — 6-8 раз, отдельно на каждой руке.
Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) — от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.
Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца — 2-4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»).
Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой — все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза («мы вот так шагаем — топ-топ-топ»).
Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок — в сторону, по кругу.
Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» — 5-6 раз.