Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела.
Оглавление
1. Заявление на участие в Конкурсе …………………………………….………3
2. Обоснование. Цели и задачи……………………………………………………..
3. Календарно тематическое планирование………………………………..6-9
4. Содержание занятий …………………………….....................................9 - 32
5. Основы программы……………………………………………………………………….33
6. Результаты апробации…………………………………………………………………..33-34
7. Требование к ведущему………………………………………………………………..34
8. Место проведения апробации……………………………………………………….34
9. Список литературы…………………………………………………………………….35
10. Аннотация психолого-педагогической программы «На экзамен без стресса!»………………………………………………………………………………………..36
11. Отзыв на психолого-педагогическую программу ……………..……37-38
12. Приложение №1…………………………………………………………………………39
В Оргкомитет VIII Всероссийского конкурса
психолого-педагогических программ
«Новые технологии для «Новой школы»
ЗАЯВЛЕНИЕ
Автор (авторский коллектив в составе) Антропов Дмитрий Александрович направляет для участия в VIII Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации Развивающие психолого-педагогические программы психолого-педагогическую программу «На экзамен без стресса!».
Практическая апробация указанной программы проведена с «22» сентября 2014 г. по «15» мая 2015 г., а также в с «21» сентября 2015 г. по «12» мая 2015 г в ГБОУ ГБОУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 415"
Отзыв образовательного учреждения прилагается.
Автор, Антропов Дмитрий Александрович ,согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.
Подпись (ФИО)____________________/__________________/
«24»июня2016 г.
Представленная программа посвящена решению проблем стресса в период подготовки и прохождения экзаменов школьниками. В своей работе «Экзамен и психика» А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев отмечали: «Предэкзаменационные переживания могут выступить в роли фактора, который отрицательно влияет на учебную деятельность, что экзамен не только вызывает острое аффективное состояние, он глубоко и на длительный срок истеризует экзаменующегося». Довольно часто в своей практике я сталкиваюсь со следующей картиной: ребенок успешен в учебе – отличник или хорошист, - но в результате экзамена получает довольно средние баллы. Одна из главных причин такой ситуации, на мой взгляд, стресс.
Проблема психологической подготовки к экзаменам не сводится только к разовым занятиям по снятию тревожности. Подготовка к экзаменам будет значительно продуктивней, если школьники смогут самостоятельно регулировать свое физическое и психологическое состояние. Зачастую, стресс у сдающих экзамены переходит в депрессию, поэтому возможность остановить этот процесс на основе понимания происходящего крайне важна для подростков.
Более успешным будет тот, кто сумеет правильно выстроить индивидуальную стратегию учебной работы, опираясь на знание своих сильных сторон, и компенсируя недостатки, которые мешают ему в учебной деятельности.
На этом этапе особенно необходима поддержка психологов, чтобы научить школьников самостоятельно осознавать свое состояние и корректировать его, поддерживая высокую работоспособность.
Этот этап обучения навыкам самостоятельно справляться с трудностями в ситуации недостатка времени и ресурсов, правильного распределения сил и осознанного выбора главной цели также является важным в подготовке школьника ко взрослой жизни.
Программа должна позволить учащимся в сложный период подготовки к экзаменам, и, также во время экзаменов, максимально реализовать те компетенции, которые они прибрели в процессе обучения в школе. Этому будут способствовать навыки нивелирования разрушительного воздействия стресса, полученные в результате прохождения программы.
Вопросом воздействия гимнастики на психику человека интересовался ещё Константин Дмитриевич Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Так, гимнастика - произвольные движения с помощью развития воли - рассматривается им как оздоравливающий тело инструмент в работе психолога. Его работу продолжили наши выдающиеся соотечественники И.П.Павлова и Н.А.Берштейна.
Данная программа составлена на основании упражнений «Гимнастики мозга», разработанной американским психологом Полом Деннисоном в рамках образовательной кинесиологии более сорока лет назад. А также на опыте ее адаптации и применения сотрудниками мастерской Ольги Иосифовны Троицкой (http://musters.ru/) и Центра развития межличностных коммуникаций (http://www.ruscenter.ru).
Цели и задачи программы.
Целью данной программы является обучение методам воздействия стресса, способствующих реализации компетенций, которые учащие приобрели в процессе обучения в школе, при подготовке и прохождение государственной итоговой аттестации.
Задачи:
• Научиться понимать свое состояние
· Овладение методами «Гимнастики Мозга»
• Научиться нивелировать стресс и негативные установки;
• Развивать умение контролировать свои действия в трудных ситуациях;
• Развивать коммуникативные навыки, принятие;
• Формировать позитивное представление о себе.
Календарно тематическое планирование.
№ занятия | Название | Домашнее задание | Кол-во, часов |
Знакомство, о стрессе, техника «Ритмирование» | Каждый день до следующего занятия, один раз, дома, в удобное для вас время повторите «Ритмирование» | 2-3 | |
Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела. | Повторите дома, те упражнения из пересекающих среднюю линию тела, которые вам понравились и те в изучении, которых у вас возникли трудности. | ||
Упражнения гимнастики мозга- повышающие позитивное отношение к себе | Повторите дома, те упражнения из повышающих позитивное отношение к себе, которые вам понравились и те в изучении, которых у вас возникли трудности. | 1-2 | |
Упражнения гимнастики мозга- растягивающие мышцы | Повторите дома, те упражнения из растягивающих мышцы, которые вам понравились и те в изучении, которых у вас возникли трудности. | ||
Упражнения гимнастики мозга- повышающие общий тонус | Повторите дома, те упражнения из повышающие общий тонус, которые вам понравились и те в изучении, которых у вас возникли трудности. | 2-3 | |
Упражнения гимнастики мозга. Рефлекторное кольцо и мышечный тест. | Попробуйте взять мышечный тест у кого то из своих друзей | 1-2 | |
Постановка цели | Индивидуальное задание по результатам работы в парах | 2-3 | |
Репрезентативные системы | Посмотрите на друзей и знакомых, отметьте для себя их возможную репрезентативную систему | 2-3 | |
Генетический латеральный профиль | Найдите в истории примеры использование сильных сторон латерального профиля. | 2-3 | |
Работа по методике: «Латеральное переобучение» | Индивидуальное задание по результатам работы в парах | 2-3 | |
Я и мои границы | Проследите, как изменилось , если изменилось, ваше отношение к границам | 1-2 | |
Работа по методике : «Трёхмерное переобучение» | Индивидуальное задание по результатам работы в парах | 2-3 | |
Работа с чудесным колесом баланса | Индивидуальное задание по результатам работы в парах | 2-3 | |
Работа с восприятием информации | Индивидуальное задание по результатам работы в парах | 2-3 | |
Работа по методике: «Переобучение по успешной деятельности» | Индивидуальное задание по результатам работы в парах | 2-3 | |
Итоговое занятие | - | 2-3 |
Программа рассчитана на группы учеников девятых или одиннадцатых классов в количестве от 4 до 20 участников. В программу входят 16 занятий проходящих в период с конца сентября по начало мая. Частота встреч: 1 раз в неделю- 1 раз в две недели. Продолжительность, в зависимости количества участников: 60-180 минут.
Все занятия, кроме первого начинаются с «ритмирования» описанного в пункте 1.5. Занятия с 2-6 по шестое, являются обучающими по упражнениям гимнастики мозга, без их изучения будет сложно изучать методики идущие ниже. Степень овладения упражнениями для нас не критична так как упражнения будут отрабатываться в течение всего процесса.
Занятия:
1. Знакомство-здесь мы создаём комфортную и безопасную среду для всех участников занятия, объясняем базовую информацию
1.1. Правила группы - стандартные правила для проведения группы: активность, правило «одного микрофона» принцип «здесь и сейчас», безоценочность суждений, применение «Я-высказываний», стараться слушать других .
1.2. Игра на знакомство – зависит от состава группы, в игре заложен принцип «снежного кома».
1.3. Обсуждение игры, что было просто, что было сложно
1.4. Общая теория стресса – теоретические основы стресса начиная от Г. Селье и заканчивая «рефлексом зеленого» и «рефлексом красного» напряжения в мышцах .
1.5. «Ритмирование»- состоит из четырех упражнений: 1. Пьём воду.
Пить нужно медленно и не торопясь. Вода должна быть комнатной температуры. Наше тело на 70% состоит из воды, когда мы находимся в стрессе нашему организму вода просто необходима, т.к. она является основным проводником процессов. 2.Перекрестные шаги. Шагаем так, чтобы противоположные рука и нога двигались одновременно навстречу друг к другу. Можно касаться локтем колена или ладошкой колена. При этом колени должны подниматься строго вперед, не поворачивать их в сторону. 3. «Кнопки мозга» Одну руку кладем на пупок, другой растираем две точки слева и справа под ключицей. Если вы не можете найти точки, можно просто потереть ладошкой область под ключицей. Меняем руки и делаем тоже самое. Упражнение обеспечивает приток крови, обогащенной кислородом, к головному мозгу, вследствие чего улучшается восприятие информации. 4. «Крюки Деннисона». I часть: замок – скрещиваем ноги, вытягиваем руки перед собой тыльной стороной вниз, затем скрещиваем их, образуя замок ладошками. Сгибаем локти и поворачиваем замок из ладошек вовнутрь, прижимаем к груди. Язык при этом прижат к небу, за верхними зубами. Глаза смотрят вверх. Медленно дышим. II часть: домик – ставим ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии друг от друга. Соединяем кончики пальцев обеих рук друг с другом, образуя крышу домика. При вдохе язык находится на верху, при выдохе внизу. Медленно дышим. «Крюки Деннисона» улучшают координацию, делают дыхание более глубоким и спокойным.
1.6. Обсуждение
Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела.
2.1. «Ритмирование» (см. п.1.5.)
2.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.
2.3. Теория по Гимнастике мозга – небольшое теоретическое введение на основе работы Карлы Ханнафорд: «Мудрое движение. Мы учимся не только головой», Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика Мозга»
2.4. Упражнения, пресекающие среднюю линию тела: Мысль о Х- посмотрите на перекрестие в виде буквы Х - помогает сконцентрировать, координация левого и правого полушария, центрирование ; Перекрестные шаги см. п.5.1; Ленивые восьмерки- это упражнение поможет снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером 1.Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. 2.Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. 3.Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза[1]; Двойные рисунки –расслабление мышц шеи, спины, глаз стимулируют желание фантазировать и активно творить. 1.Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст. 2. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные.[2]; Алфавитные восьмерки- регулярное выполнение «Алфавитной восьмерки» помогает стать внимательнее, быстрее решать математические задачи, запоминать иностранные слова, читать и, что немаловажно, грамотнее писать.1. Примите удобную позу. Нарисуйте перед собой в воздухе «ленивую» восьмерку. Через ее центр проведите сверху вниз вертикальную линию, разделив тем самым восьмерку на две окружности.2. Справа или слева от вертикального сечения впишите букву в окружность, используя ее линию. Таким образом, линия окружности становится частью буквы. Вы сами решаете, в каком месте алфавитной восьмерки эта буква выглядит более уместно. 3. Вписав одну букву, снова чертите восьмерку и разделяете ее вертикальной линией. Упражнение с одной буквой проделывается каждой рукой три раза и три раза двумя руками одновременно. Чтобы максимально быстро расслабиться или настроиться на предстоящую работу, рекомендуется заполнять окружности восьмерки актуальными для вас фразами, используя указанный выше способ написания.[3]; Слон - упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело. 1. Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки. 2.Рисуем ленивую восьмерку всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука. 3. Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние. 4. Повторяем эти же движения другой рукой.[4] Вращение шеи- Перед экзаменами шея, вместо того чтобы вытянуться, снять зажимы и улучшить обеспечение мозга кислородом, свешивается под тяжестью наполняемой знаниями головы. Чтобы легче воспринимать информацию, дайте свободу шее! 1. Встаньте прямо, голова по срединной линии. 2. Приподнимите плечо к уху. Положите на него голову. 3.Позвольте голове скатиться к срединной линии и опустите плечо. Подбородок опущен достаточно низко и касается груди. Вы чувствуете натяжение задних шейных мышц. Рот чуть приоткрыт. Представьте, что ваша голова – тяжелый шар. 4.Медленно начинайте поворачивать голову вправо и влево. Максимальная амплитуда поворота – не дальше плеча. 5.Сделайте четыре-пять проходов от плеча к плечу. Не торопитесь. В местах сильного напряжения в шее чуть дольше задержите голову в этой позиции и подышите спокойно и глубоко. 6.Вернитесь в исходное положение. Чуть откиньте голову назад до мягкого натяжения мышц шеи спереди. Не забудьте приоткрыть рот. Начинайте медленно вращать головой из стороны в сторону. Амплитуда движений должна быть меньше, чем в п. 4.[5], Рокер - Упражнение «Рокер» снимает напряжение после длительного сидения за партой, способствует творческому мышлению. Кроме того, оно способствует развитию понимающего чтения, улучшает навыки эмоционального чтения и пересказа. Упражнение выполняется на мягкой поверхности. Для его выполнения нам понадобиться гимнастический коврик. 1.Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени. 2. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения. 3.Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение. 4.Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями «восьмерки». Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами.; Брюшное дыхание -Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. Оно улучшает навыки чтения – кодирование и декодирование, а также способствует связной эмоционально окрашенной речи. Его хорошо выполнять перед контрольными работами или в ситуации напряжения.1. Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению. 2. Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик. 3. Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех. 4. Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох. 5. Повторите упражнение не более 3 раз. Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным[6].; Энергетизатор - повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятие новой информации и творческие способности.1. Сядьте за стол и положите руки таким образом, чтобы пальцы были направлены навстречу друг другу и чуть вперед. 2. Опустите голову лбом на стол. Поза должна быть максимально удобной. 3. На вдохе начинайте поднимать лоб, голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх. Предел подъема – окончание вдоха или напряжение в спине. Грудь и плечи должны быть развернуты и расслаблены. 4. Подняв голову, сделайте несколько плавных круговых движений головой от плеча к плечу. 5. Опускайте голову в той же последовательности: лоб, голова, шея, спина. 6. Повторите движения 3 раза. Во время их выполнения важно синхронизировать работу тела и дыхания.[7]
2.5. Обсуждение