Внимание! Обращение к детям и образцы выполнения задания ребенку читает взрослый!
ББК 74.3 Б27
Рецензент:
Шаховская С. Н., лауреат премии Правительства РФ, кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета
Серийное оформление обложки А. М. Драгового
Баскакина, И. В.
Б27 Цоколочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Ц / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 32 с: ил. — (Популярная логопедия). ISBN 978-5-8112-3427-1
В тетради представлены занимательные авторские игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста. Предложен материал для автоматизации правильного произношения трудного звука Ц. Особенностью тетради является оригинальный подбор языкового, речевого и дидактического материала. Пособие поможет сформировать у детей навыки звукового анализа и синтеза, что подготовит их к овладению письменной речью. Особое внимание уделено развитию лексико-грамматической стороны речи и обучению связному высказыванию. Задания на развитие мелкой моторики помогут подготовить руку ребенка к письму.
Родителям, логопедам и воспитателям для развивающих занятий с детьми.
© ООО «Издательство«АЙРИС-пресс», 2009
Методическое пособие
БаскакинаИрина Викторовна ЛынскаяМарианна Ильинична
ЦОКОЛОЧКА. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Ц
Ведущий редактор Н. А. Светлова
Редактор N. П. Рыбкина
Художественный редактор А. М. Драговой
Иллюстрации М. А. Лукьянцева, Е. В. Папенина
Технический редактор В. А. Артемов
Компьютерная верстка Г. В. Доронина
Корректор 3. А. Тихонова
Подписано в печать 26.11.08. Бумага офсетная. Формат 70x100 '/i6. Печать офсетная. Печ. л. 2. Усл.-печ. л. 2,6. Тираж 5000 экз. Заказ № 4983.
ООО «Издательство «АЙРИС-пресс» 113184, Москва, ул. Б. Полянка, д. 50, стр. 3.
Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, г. Можайск, ул. Мира. 93
Уважаемые взрослые!
Перед вами сборник авторских и традиционных заданий и игр для работы над звукопроизношением детей 5—9 лет. Эти увлекательные игры помогут логопедам, родителям и педагогам закрепить правильное произношение трудного звука Ц в речи ребенка, а также помогут развить фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, зрительное восприятие и воображение, сформировать пространственные представления, моторные навыки, подготовить ребенка к письму, к школе. В процессе выполнения игровых заданий у детей формируется четкий образ буквы Ц, дети обучаются чтению.
Все задания тетради увлекательны и обыгрываются в одном сценарии «Цоколочка». Благодаря этому дети воспримут занятие как игру и будут с удовольствием учиться говорить.
Эффективность представленных авторских игр была доказана положительными результатами многолетней работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.
Авторы выражают благодарность И. В. Молоткову за неоценимую помощь в работе при подготовке пособия.
Как работать с тетрадью
Все задания в тетради сгруппированы по разделам. Последовательность разделов мы рекомендуем не изменять. Задания раздела «Автоматизация изолированного звука» постепенно усложняются, поэтому их последовательность мы также рекомендуем оставить неизменной. Задания внутри других разделов можно менять местами.
Перед тем как вы начнете работу с тетрадью, убедитесь, что ребенок произносит звук изолированно. Затем закрепите знание гласных букв: А, О, У, Ы, Э. Ребенок должен уметь их показывать и называть. В каждом задании есть обращение к детям и инструкция для взрослых. В некоторых заданиях представлен образец выполнения, на который обязательно нужно обратить внимание детей.
Внимание! Обращение к детям и образцы выполнения задания ребенку читает взрослый!
Старайтесь не заниматься с ребенком, если он утомлен или перевозбужден, скорее всего, такие занятия не дадут результата. Обязательно хвалите ребенка за выполненные задания.
Помните, что основная функция тетради — закрепление правильного произношения (автоматизация) звука, поэтому первоочередная задача — правильно произнести звук. Следите, чтобы ребенок четко выполнял это правило в каждом задании. Буква Ц («цэ») в каждом задании должна читаться как звук [ц]. Всегда называйте ребенку не буквы, а чистые звуки— это поможет ему овладеть звукосочетанием и звукосложением.
Для лучшего усвоения нового материала рекомендуем выделять интонацией слова, напечатанные курсивом.
Чаще спрашивайте у ребенка, понял ли он задание. Если сомневаетесь в этом, попросите ребенка повторить задание и объясните ему то, что он не понял.
Желаем успехов вам и детям!
Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы 4
Цоколочка
Это Цоколочка. Она рада, что ты научился произносить звук Ц. Поцо-кай с ней вместе: цок-цок-цок. Как ты думаешь, какая из картинок так звучит? А какая: ц-ц-ц; клац-клац; цып-цып-цып; бац; цыц; цап.
( |
Каблучки, копыта лошадки звучат «цок-цок»; сверчок— «ццц»; зубы волка— «клац-клац»; девочка с цыплятами— «цып-цып»; падающий стульчик— «бац»; строгий отец— «цыц»; кошка— «цап».
Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы 5
Цветовод
У Цоколочки есть своя буква — Ц. Цоколочка — цветовод, она разводит цветы. Найди и назови все буквы Ц. Раскрась цветы только рядом с ними.
Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы 6
Волшебные картинки
Буква Ц играет с тобой в прятки. Она спряталась в волшебных картинках. Найди ее, покажи пальчиком и назови.
Ребенку нужно найти в деталях картинок буквы Ц, затем обвести их по контуру пальчиком и назвать. Предложите ребенку обвести буквы Ц цветными карандашами.
Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы 7
Связанные одной цепью
Найди одинаковые буквы Ц и свяжи их одной цепью. Для этого поставь точки в каждом звене цепи, одновременно произноси звук Ц.
Ребенок должен, проставляя точки в звеньях, произносить звук Ц на каждую точку, не сбиться и соединить одинаковые по начертанию буквы. Рекомендуется соединять разные пары букв разными по цвету карандашами.
Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы 8
Ц-неЦ
Клоун Цуня — торопышка. Он спешил и кое-как нацарапал буквы Ц, не все буквы оказались правильно написанными. Исправь ошибки. Найди верно написанные буквы, назови их «Ц», а когда найдешь не букву, зачеркни ее и скажи «не Ц».
Дополнительно можно попросить ребенка верно написанные буквы обвести, а неверно — зачеркнуть.
Цунами
Волна цунами накрыла город Цоколочки и разбросала дюжину букв Ц. Посчитай, сколько букв Ц в каждой кучке, чтобы Цоколочка убедилась, что все буквы на месте.
Ребенок должен верно произносить все буквы Ц, указывая на них пальцем или кончиком карандаша, затем посчитать их: одна буква Ц, две буквы Ц и т. д. Постарайтесь объяснить значение слов «цунами» и «дюжина».
Автоматизация звука Ц в слогах 9
Пуговицы Помоги Цоколочке стать пуговичной мастерицей. Преврати пластмассовые кружочки в пуговицы. На кружочках со слогом УЦ — рисуй 4 дырочки, а на остальных — 2 дырочки. Прочитай вслух все слоги, нарисуй дырочки на пуговицах. |
Покажите детям разные пуговички. Рассмотрите, сколько в них бывает дырочек.
Автоматизация звука Ц зв слогах 10
Путаница с полотенцами
У Цоколочки были гости, они использовали много полотенец, которые перепутались с чистыми. Прочитай все слоги под полотенцами. Найди несвежие полотенца (под ними написаны слоги ЦА), нарисуй на них пятнышки.
Автоматизация звука Ц в слогах 11
Рукавицы
Помоги Цоколочке довязать большой палец на рукавицах. Прочитай все слоги; на рукавицах со слогом, где Ц в начале, — обведи палец справа, а на рукавицах со слогом, где Ц в конце, — палец слева. Посчитай, сколько пар рукавиц у Цоколочки.
Автоматизация Ц звука в словах 12
Цоколочка-художница
Давай порисуем вместе с Цоколочкой. Она нарисовала половинки картинок. Назови эти картинки. И дорисуй только те, в названии которых есть звук Ц.
Словарь:луковица, пуговица, рукавица, цветок, блюдце, конфета, перец, огурец, яйцо, домик, кольцо, бант.
Автоматизация звука Ц в словах 13
Театр теней
Догадайся, что за актеры в театре теней. Назови их по порядку.
Словарь:цапля, заяц, мотоцикл, курица, гусеница, певица, царевна, овца.
Завядшие цветы
Словарь:цветок, цыпленок, леденец. |
Цоколочка приготовила подарки для друзей, но цветы завяли. Найди их й зачеркни. Называй все подарки по порядку и зачеркивай только цветы.
Автоматизация Ц звука в словах 14
Ласковая Цоколочка
Назови картинки ласково, как Цоколочка. Вот так: платьице.
Словарь:платьице, оконце, одеяльце, креслице, корытце, маслице, болотце, мыльце, копытце, зеркальце.
Портретная галерея
Цоколочка открывает портретную галерею. Помоги решить Цоколочке, какие портреты нужно повесить вместе. Назови все картинки, обведи рамки на портретах, которые нужно повесить вместе, одинаковыми цветными карандашами.
1 Словарь:певец — певица, царь — царица, принц — принцесса, цыган — цы-i ганка, укротительница — канатоходец.
Автоматизация звука Ц в словах 15
Автоматизация Ц звука в словах 16
Подарки
Цоколочка приготовила друзьям подарки. За подарками пришли: цыганка, певица и принц. Пуговицы у цыганки раскрась красным цветом, у певицы — синим, а у принца — золотым (желтым). Цыганке приготовлены подарки со звуком Ц в начале слова, раскрась пуговицы рядом с такими картинками в красный цвет; певице — подарки со звуком Ц в середине слова, раскрась пуговицы рядом с такими картинками в синий цвет; а принцу — со звуком Ц в конце, раскрась пуговицы рядом с такими картинками в золотой (желтый) цвет.
Попросите ребенка закрыть книжку и вспомнить, что подарили цыганке, а что певице.
Словарь:пицца, яйцо, цветы, зеркальце, леденец, кольцо, дворец, ларец, рукавица, огурец, цепь, цилиндр, циновка, циркуль, мыльница, игольница, пинцет, циферблат, венец.
Автоматизация звука Ц в словах 17
Автоматизация Ц звука в словах 18
В поисках мамы
Найди на картинке маму лисенка (львенка, медвежонка, осленка, верблюжонка, тигренка, орленка, ягненка, цыпленка, куненка), назови ее правильно.
Словарь:лисица, львица, медведица, ослица, верблюдица, тигрица, орлица, овца, курица, куница.
Автоматизация звука Ц в словах 19
Гости
Назови всех жителей домика. Найди, кто живет в домике, а кто пришел погостить. Нарисуй рядом с гостем кружок.
Словарь:мексиканец, индеец, китаец, певец; кузнец, продавец, милиционер, цыганка; сахарница, супница, конфетница, игольница; куница, заяц, ленивец, птица.
Автоматизация Ц звука в словах 20
Сказочная дорога
Вместе с Цоколочкой помоги принцу пройти сказочную дорогу, назови всех, кого он встретит по дороге к принцессе.
Словарь:мельница, колодец, церковь, рыцарь, охотница, цапля, всадница, кузнец, ларец, цветы, дворец.
Автоматизация звука Ц во фразе 21
Цуня и Януц
У Цоколочки есть друзья: заяц Цуня и заяц Януц. Цуня что-то делает, а Януц его передразнивает — делает все наоборот. Покажи, где Цуня плетется. А что делает Януц? Покажи эту картинку. А теперь картинки соедини стрелочками.
Цуня поднимается (мирится, здоровается...), а Януц? А теперь вспомни и расскажи сам, что делал Цуня, а что Януц?
Словарь:плетется-несется, поднимается-спускается, прощается-здоровается, дерется-мирится.
Автоматизация звука Ц во фразе 22
Загадки Цоколочки
Целебные... (что?) Цирковой... (кто?) Цветное... Медицинский... Драгоценное... Поцарапанное... Детская... |
Рассмотри нарисованные картинки. Отгадай, про что или про кого Цоколочка так говорит.
Прочитайте ребенку первое слово из словосочетания с незаконченной интонацией. Он подбирает подходящее слово, используя рисунки-подсказки, и называет все словосочетание полностью. Потом можно поменять задание, спросите: а теперь вспомни, что мы говорили про цветы, лицо, кольцо и т. д. Словарь:целебные цветы, цирковой канатоходец, цветное полотенце, медицинский пинцет, драгоценное кольцо, поцарапанное лицо, детская (произносить: децкая) больница.
Автоматизация звука Ц во фразе 23
Цапли
Цоколочка просит тебя нарисовать цаплям, которые повернулись вправо, кольцо в клюве. Посчитай, сколько цапель с кольцом? А сколько всего цапель? Считать нужно так: одна цапля с кольцом, ..., пять цапель с кольцом.
■
Разноцветные полотенца
Преврати белые полотенца в цветные (раскрась разными цветными карандашами). Посчитай, сколько их получилось. Считать нужно так: одно цветное полотенце, ..., пять цветных полотенец.
Автоматизация звука Ц во фразе 24
Блюдца для Цоколочки
У Цоколочки разбились блюдца. Она хочет их склеить. Помоги Цоколочке найти к блюдцам недостающие осколки.
Раскрась каждое блюдце и осколок от него одинаковым цветом (нарисуй орнамент). Посчитай, сколько получится целых блюдец. Считать нужно так: одно целое блюдце,..., пять целых блюдец...
Автоматизация звука Ц во фразе 25
Кольца
Нарисуй кольца на указательных пальцах правых рук и на мизинцах левых. Посчитай, сколько всего колец. Считать нужно так: одно кольцо, два кольца, ..., десять колец.
Автоматизация звука Ц во фразе 26
Аппликации
Дети делали аппликации. Братцы-близнецы сделали аппликации картинок, про которые можно сказать «что». Назови, какие
аппликации сделали братцы. Напри-мер: Братцы-близнецы сделали аппликацию солнца. Обведи рамки вокруг этих аппликаций синим карандашом. Сестрицы-близнецы сделали аппликации картинок, про которые можно сказать «кто». Назови, какие аппликации сделали сестрицы. Например: Сестрицы-близнецы сделали аппликацию царевны. Обведи рамки вокруг этих аппликаций розовым карандашом.
Словарь:царевна, птенцы, индеец, цирк, солнце, нарцисс.
Автоматизация звука Ц во фразе 27
Путаница
Цоколочка хочет тебя запутать. Послушай Цоколочку и скажи правильно.
1. Лицом вытирают полотенце. 2. Танец танцует цыганку. 3. Теплица выросла в огурцах. 4. Заяц охотится на лисицу. 5. Водица обливается братцем. 6. Колодец достали из водицы. 7. Акация ела овцу. 8. Цепь кует кузнеца в кузнице. |
Прочитайте ребенку неверное предложение. Задание ребенку: сначала определить на слух ошибку, сказать предложение правильно и только потом найти подходящую картинку. Если ребенок не справится с таким заданием, то предложите сначала найти картинку, определить ошибку, а потом сказать правильное предложение. Например:Цоколочка говорит «лицом вытирают полотенце», а как правильно сказать?
Автоматизация звука Ц в связной речи 28
Цветы для девицы(цепной текст)
Цоколочка придумала для тебя сказку. Прослушай сказку внимательно и, опираясь на картинки и стрелочки, перескажи ее.
Добрый молодец увидел красну девицу. На девице было цветное платьице. На платьице красивые пуговицы. Пуговицы сделаны, как цветы. Цветы подарил молодец.
Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.
Автоматизация звука Ц в связной речи 29
Водица (цепной текст)
Цоколочка придумала для тебя и вторую сказку. Прослушай ее внимательно и, опираясь на картинки и стрелочки, перескажи.
Девица хотела напиться водицы. ,
Водица была в колодце.
Из колодца достал водицу добрый молодец.
Молодец подал водицу девице.
Девица молодца поцеловала.
Автоматизация звука Ц в связной речи 30
Цыпленок Цып(цепной текст)
У Цоколочки были курица и цыпленок. Цыпленок рос очень самостоятельным, послушай об этом историю и, опираясь на картинки и стрелочки, перескажи.
Курица снесла яйцо.
Из яйца вылупился цыпленок Цып.
Цып любит гулять под акациями.
Под акациями цветут цветы.
На цветах — аппетитные гусеницы.
Гусеницы нравятся Цыпу.
Автоматизация звука Ц в связной речи 31
Циля - модница
(пересказ по опорным картинкам)
Цоколочка была на именинах у своей сестры Цили. Прослушай рассказ об этом и, опираясь на картинки, перескажи его.
■
Сестрица Цоколочки — Циля-модница. Она длиннолицая, с длинными ресницами и двумя косицами.
Сегодня она именинница, поэтому на ней платьице, как у принцессы.
Отец подарил ей ценное кольцо. Братец преподнес цветы — гиацинты. Циля пригласила всех танцевать.
Автоматизация звука Ц в связной речи 32
Концерт(пересказ по серии картинок)
Цоколочку пригласили на репетицию концерта. Ей так понравилось, что она нарисовала об этом картинки. Прослушай ее рассказ, но будь внимателен, Цоколочка перепутала картинки. Пожалуйста, пронумеруй их правильно и перескажи рассказ.
На сцене идет репетиция концерта.
Первой выступит певица — первоклассница из лицея.
Вторыми — танцоры из детского сада.
На концерт приедут цирковые артисты с аттракционами.
В конце будет танцевать цыганский табор.
Выразительно прочитайте ребенку рассказ два раза. Задайте вопросы к тексту. После ответов ребенка предложите правильно пронумеровать картинки. Прочитайте рассказ в третий раз и попросите пересказать его полностью,