Этапы изучения сценического внимания
Занятие № 3
Внимание. Память.
Теория.
Станиславский говорил, что внимание для актёра – это калитка к творчеству, ко всякому чувству. Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене; внимание должно быть активизировано в течение всего периода работы над ролью, где бы эта работа ни происходила: в репетиционном зале, дома, на улице, в библиотеке. Словом, сценическое творчество постоянно требует полной сосредоточенности всей внутренней и физической природы артиста.
Все великие актёры во время игры достигали 100 % концентрации внимания на событиях пьесы. Начинающим же бывает очень трудно сосредоточиться, в частности, отвлечь внимание от «чёрной дыры портала» – зрителей. Им важно научиться контролировать и направлять его на объекты сценической среды, следовать логике действий персонажа. В то же время, навык сценического внимания важен не только для тех, кто решил связать свою деятельность с театром, но и для всех желающих сделать более насыщенным каждый момент своей жизни. О нём дальше и пойдет речь.
Внимание как аспект сценического искусства
Внимание – это психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. В зависимости от характера объекта различается внимание внешнее (направленное на происходящее в окружающем мире) и внутреннее (сосредоточенность на своих мыслях). Чаще всего в жизни наше внимание непроизвольно и инстинктивно, а движут им безусловные рефлексы: ориентировочный, оборонительный и другие. Произвольным внимание бывает лишь тогда, когда мы заняты чтением учебника, работой над отчётом, запоминанием стиха – в ситуациях, когда целенаправленно работаем над чем-то.
К. С. Станиславский писал: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику».
Сосредоточенность на человеке или предмете в сценической среде – важный элемент актёрского перевоплощения. Артисты такие же люди как все, им свойственно отвлечение, рассеяность. Поэтому умение концентрироваться, произвольно переключаться с одного предмета на другой – верный признак хорошей игры. Внимание нужно актёру всё время нахождения на сцене, какую бы роль он не играл.
Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия. В быту внимание – это объективное сосредоточение на предмете или мысли, а в театре – целенаправленный искусственный акт в пределах сценической среды. Оно помогает актёру развить чувство правды, эмоциональную память, образно говоря, «быть по эту сторону рампы».
Этапы изучения сценического внимания
Л. П. Новицкая, педагог, ученица К. С. Станиславского, говорит о четырёх этапах, которые должен пройти актер, чтобы развить сценическое внимание:
Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости
Первая и одна из главных задач – научиться концентрироваться, сосредотачивать своё внимание на конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей, условий творчества и присутствия публики. Упражнения этого блока направлены на развитие внимания органов чувств: зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового.
Упражнения
Взять несколько открыток или фотографий, на которых изображены люди в разных позах. Повторить их позы.
По доносящимся с улицы звукам постараться нарисовать в воображении детальную картину происходящего.
Нащупать в кармане несколько давно забытых там монет и с помощью пальцев попробовать выяснить их достояние.
Научиться различать запахи разных цветов.
Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости
«В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств».
Этими словами Станиславского характеризуется важность внимания к обстоятельствам, условиям, предметам ненастоящим, которые существуют лишь в представлении, вымышленной истории, в которой живёт актер.
Упражнения
Здесь понадобится партнёр. Опишите ему детально дорогу, которой вы в детстве ходили в школу, не упуская ни одной мелочи. Рассказывайте не только о физических объектах, но и о звуках, ваших субъективных переживаниях. Опишите квартиру или дом, в котором выросли или живёте сейчас. Напарник должен нарисовать план по вашему рассказу. Сверьтесь. Поменяйтесь местами.
Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)
Человек способен распределять свое внимание в нескольких плоскостях. Например, во время игры в карты, вы можете подпевать играющей музыке и параллельно поглядывать на часы, боясь опоздать на встречу с друзьями. С физиологической точки зрения этот процесс не одновременный – действия следуют друг за другом, но при нём сохраняется внешнее ощущение единства.
Для артиста сцены очень важно добиться во время игры такой «одновременности» внимания сразу к нескольким предметам. Ведь быстрое переключение с одного объекта на другой создает у зрителя ощущение целостности и непрерывности действия.
Упражнения
Возьмите коробку спичек или колоду карт. Вы должны считать количество спичек в коробке, доставая их по одной, или складывать карты по масти, при этом параллельно рассказывая сказку или стих.
Парное упражнение. Попросите партнёра написать на листке какое-нибудь уравнение (например, 125х37=) и принимайтесь за решение. Напарник в это время должен всяческими способами вас отвлекать.
Четвёртый этап.
Внимание как средство добывания творческого материала
«Артист должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни». Он должен постоянно совершенствоваться, развивать все свои навыки. Один из них – внимание, тренируется наблюдательностью. По сути, нужно к окружающему миру относиться как Шерлок Холмс, стараясь замечать и запоминать различные детали, которые способны охарактеризовать предмет.
Упражнения
Подумайте и постарайтесь проследить во времени, как изменилась улица, на которой вы живете. Например, со времени школы, института. Каждый раз, проходя по ней, обращайте внимание на все перемены, которые происходят.
Замечайте на улице людей разных интересов, характеров, типажей. Ведите дневник, записывайте туда свои наблюдения.
Упражнения для группы:
Детали.
(Тренинг на развитие памяти и внимания)
Актерам необходимо запомнить все окружающее объекты в аудитории за 10 минут. ( Детали: количество объектов, цвета, форму, расположение предметов, надписи и т.д.)
Группа закрывает глаза, ведущий задает вопросы, на которые должны ответить участники. Например: «Сколько ламп в аудитории?» и т.д.
2. Услышь!
(Тренинг на распределение и концентрацию внимания, и развитие воображения.)
Актерам необходимо, с закрытыми глазами, концентрировать свое внимание на своем организме, после, поочередно - на звуках в аудитории, в соседних комнатах на улице, и возвращаться, концентрируя внимание в обратную сторону, важно понять природу звуков и представить их источник.
Нос, потолок, пол.
(Тренинг на развитие реакции и внимания)
Задача актеров - смотреть на ведущего, не сбиваясь, выполнять звучащие команды.
Ведущий показывает на пол, а говорит нос, значит нужно показать на нос и т.д.
Наблюдение на объекте.
(Концентрация, внимание.)
Задача актеров концентрировать внимание на одном объекте, не отвлекаясь на посторонние мысли. Для этого, необходимо задавать множество вопросов: Из чего состоит? Откуда это? Что это? И т.д.
Зигзаг.
(Координация, распределение внимания.)
Задача актеров поделиться на 2 равные, по количеству человек, команды и стать в две линии, что бы одна команда смотрела в лица другой.
Один из первых, по выбору ведущего, стоящий в одной из команд, начинает медленно делать зарядку, его партнер, стоящий напротив, после выполнения одного движения первого, повторяет за ним его действие, третий же повторяет сделанное вторым движение, далее команда повторяет цепочкой все движения по зигзагу.
Главное не сбиться.
Зеркало.
(Раздваиваем внимание, пластику тела и воображение).
Один из вас показывает движения, второй его копирует, без отстования, синхронно.
Балаган.
(Внимание, память)
Задача актера выучит стихотворение, когда его отвлекают. (Шумом, грохотом, тряской, пением.)
Запомни позу.
(Пластика тела, память, внимание)
Один из актеров показывает сложную позу, задача актеров ее запомнить за 10 секунд и точно воспроизвести.
9. Кто ведет?
(Внимание)
Задача актеров выбрать ведущего, т.е. человека, который будет угадывать - кто ведет? Он должен уйти. Далее, команда выбирает 2го ведущего, который должен делать простые движения, передвигаясь, вся команда должна перемещаться хаотично по площадке и повторять за ним. Первого ведущего приглашают, и он должен угадать, кто ведет?
Хлоп.
(реакция, внимание)
Задача актеров - хлопнуть вместе с ведущим, без отставания. Ведущий путает актеров.
История предметов.
(Внимание, воображение.)
Ведущий достает несвязанные между собой предметы. Задача актеров оживить их, придумать каждому из предметов характер и сочинить историю их взаимодействия.