Портрет российского и американского политического консультанта
С каждым годом политические консультанты играют все большую роль в определении стратегии и выборе ключевых тем позиционирования кандидата в сознании избирателей. Сила этих профессионалов «заключается в доступе к кандидату, в острой психологической востребованности, которую испытывают политики по отношению к специалистам по коммуникациям, в их способности внести порядок в хаос предвыборной кампании» [4, С. 107].
Несмотря на то, что в настоящее время сформировалось общее понятие политического консультанта, в которое включаются не только создатели и продавцы продвинутых политических технологий, но и профессионалы в области проведения политических кампаний, оказывающих целый ряд услуг в сфере управления политической коммуникацией, до сих пор не существует устоявшегося портрета современного политического консультанта как за рубежом, так и в России.
Для успешного создания портрета современного политического консультанта необходимо выявить ряд особенностей данных специалистов в социальном, демографическом, психологическом, профессиональном и иных отношениях.
Анализ деятельности политических консультантов США в социодемографическом измерении показал, что профиль американских политических консультантов характеризуется следующими характеристиками.
Большинство из них – мужчины (более 80%). По образованию в подавляющем большинстве консультанты выпускники колледжа (90%) и лишь десятая часть – выпускники университетов, имеющие диплом юриста или ученую степень доктора философии. В национальном отношении большинство консультантов составляют белые – 95%; афроамериканцы – 2%; латиноамериканцы и азиаты – 1%; другие – 1%. Средний возраст консультантов – 45 лет: от 18 до 39 лет – 28%, 40-49 лет – 39%. Треть находятся в возрасте 50 и выше лет. Более 54% политических консультантов приходят в этот бизнес из партийных структур и медиабизнеса [2, С. 73].
В профиле российских политических консультантов по гендерному признаку преобладают мужчины, но в процентном соотношении их вес ниже, чем в США: мужчины – 68%, а женщины – 32%. 97% российских политических консультантов имеют высшее образование, зачастую закончившие аспирантуру и докторантуру, и являются специалистами широкого профиля, большинство из которых русские (90%), в возрасте от 30 до 45 лет.
Подавляющее большинство специалистов приходят в консалтинг из таких сфер, как журналистика, социология, политология и связи с общественностью. В ряде исследований выяснялся вопрос о получаемом консультантами доходе, и ответы на него свидетельствуют о том, что в целом они далеко не бедные люди и в США, и в РФ [5, С. 51].
При составлении портрета необходимо учитывать мотивацию политических консультантов. Политические консультанты в США считают, что деньги – важный элемент их профессиональной деятельности, но не рассматривают финансовый ресурс как главный мотив своей работы. Они предпочитают работать на тех кандидатов, чьи взгляды они разделяют. «Эти люди – не просто бригады наемников, а политические кампании для них – не столько средство получения больших гонораров, сколько проявление активной гражданской позиции» [6, С. 28].
В России консультанты вовсе не связаны идеологической принадлежностью и чаще работают, ориентируясь только на интересы своего клиента (в отличие от американских консультантов), отличаются большей циничностью и готовностью использовать любые средства для достижения победы и получения достойного вознаграждения, учитывая шансы на победу [3, С. 215].
Пожалуй, наиболее важной личностной чертой консультанта в обеих странах служит клиенто-ориентированность и чувство ответственности за свою деятельность. Профессиональное чувство ответственности за слова и дела у консультанта тесно связано с его способностью к сохранению тайны, к обузданию потребности в сообщении, «накачивании» своего статуса и в статусном общении. Низкая потребность в сообщении тайны является необходимым качеством для личности политического консультанта не только с точки зрения его профессиональной пригодности, но и с точки зрения успешности его карьеры.
Консультант должен быть целеустремлённым, деятельным, решительным, объективным в оценках и смелым в политических дерзаниях, обладать большой потребностью в знаниях и постоянно самосовершенствоваться. Ему приходится овладевать новыми методами, технологиями, практическими навыками. Консультант не только вынужден учиться – он должен испытывать определенный азарт в овладении новыми технологиями для успешной работы с клиентом (заказчиком политических консультаций).
Ас политического консультирования должен обладать виртуозным умением воспринимать политику несколько со стороны, как «спектакль», по образному выражению Дж. Уолтера, а вовсе не как «формулу личных действий». Но «личностное абстрагирование» не должно переходить в безразличие к результатам деятельности. И, наконец, профессиональной чертой консультанта является потребность в достижении успеха как личного, так и успеха заказчика политических консультаций [1, С. 172].
Таким образом, портрет современного политического консультанта в США и России отличается содержанием социальных и демографических характеристик, наличием профессиональных психологических особенностей, обеспечивающих профессиональную непригодность.
Библиографический список
1. Егорова-Гантман, Е.В. Политическое консультирование: психологическое пособие для политиков / Е.В. Егорова-Гантман, И.Е. Минтусов. – Москва, 2002. – 471 с.
2. Марченко, Г.И. Социологический портрет политических консультантов в США / Г.И. Марченко // Социологические исследования. – 2005. – № 5. – С. 71-80.
3. Ольшанский, Д.В. Политический консалтинг / Д.В. Ольшанский. – Санкт-Петербург : Питер, 2005. – 448 с.
4. Поляков, Л.В. Основы политического консультирования: теория и практика / Л. В. Поляков. – Москва: Книжный дом, 2004. – 240 с.
5. Соловьев, В.Ю. Введение в основы политического консалтинга : учеб. пособие / В.Ю. Соловьёв, А.М. Пронин. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. – 74 с.
6. Справочник по политическому консультированию : пер. с англ. / под ред. Дэвида Д. Перлматтера. – Москва: ИНФРА-М, 2002. – 328 с.