Вот факт, которому не всегда придают должное значение: первое слово, звучащее после появления на экране нового изображения, оказывает наибольшеевлияние на то, как зритель его истолкует. Например, идут подряд два кадра:первый - фотография художника за работой у мольберта, второй - картина с изображением женщины. Голос за кадром говорит: "Спенсер сначала написалпортрет своей жены, а позже дочери своей приятельницы". Перестановка слов и изображения приводит к изменению смысла, и все дело в том, какое слово звучит первым после появления нового изображения, какэто показано на схеме. Текст остается тем же самым, но в зависимости от того, как он расположен на этих трех схемах, зритель может тремя разными способами отождествить личность человека на портрете.
Изображение | Художник за мольбертом | Портрет женщины |
Текст | Сначала Спенсер написал портрет жены, | а позже -- знакомой своей дочери |
Получается, что мы видим портрет жены
Изображение | Художник за мольбертом | Портрет женщины |
Текст | Сначала Спенсер написал портрет жены,..... | а позже -- знакомой своей дочери |
Получается, что мы видим портрет приятельницы его дочери
Изображение | Художник за мольбертом | Портрет женщины |
Текст | Сначала Спенсер написал портрет жены, а позже -- знакомой своей | .... дочери |
В таком варианте можно подумать, что на полотне - портрет дочери В другой ситуации простое изменение порядка слов может изменить толькоэмоциональную окраску восприятия изображения, а не понимание того, чтоименно изображено. Например, вы видите два кадра фильма, в каждом из них -скульптура, и слышите голос диктора: "Позже его стиль изменился".
Изображение | Первая скульптура | Вторая скульптура |
Текст | Позже его стиль изменился |
Изображение | Первая скульптура | Вторая скульптура |
Текст | Позже его стиль ......изменился |
Изменяя соотношение между текстом и изображением лишь на одно слово,можно охарактеризовать вторую скульптуру или как просто непохожую, или какочень непохожую. Таким образом, умение писать и чуткое отношение к порядкуслов могут дать вам мощное выразительное средство.
Ключевые слова
До сих пор речь шла о тексте, добавляемом к изображению, но часто можностолкнуться с противоположной ситуацией. К уже имеющемуся закадровомутексту или диалогу надо добавить изображение. Есть один малоизвестный ключ,позволяющий делать это хорошо: в любом речевом отрезке есть ударные места ибезударные, в которых и должно сменяться изображение. Чтобы принять решение,внимательно прослушайте предложение. Говорящий обычно выделяет слова,несущие главный смысл высказывания, более сильным ударением. Возьмем текст,который мать может адресовать непослушному подростку: "Я хочу, чтобы ты тутподождал, и не надо никуда уходить. Я поговорю с тобой потом". Это можно произнести несколькими способами, создавая разный подтекст,но вполне вероятно, что так: "Я хочу, чтобы ты тут подождал, и не надоникуда уходить. Я поговорю с тобой потом". Каждое выделенное ударением слово выражает ключевое коммуникативноенамерение говорящего; их можно назвать ключевыми словами. Если бы нам надобыло решить, как смонтировать этот текст с изображением, многополосныйсценарий выглядел бы следующим образом: В этой схеме с каждого ключевого слова начинается новое изображение:непреклонность матери и упрямство мальчика усиливаются тем, что новоеизображение каждый раз сопровождается несущим на себе ударение ключевымсловом
Изображение | Звук |
Общий план, женщина и сын | "Я хочу, чтобы ты тут... |
Крупный план, непослушное лицо мальчика. | подождал, и |
Крупный план: ее рука у него на плече. | не надо никуда уходить, (пауза) Я... |
Крупный план: непреклонное лицо матери. | поговорю с тобой потом". |
Данный принцип, касающийся диалогов, применяется при умном монтаже ихудожественных, и документальных фильмов. Если вам вдруг понравится какая-тосцена, подробно изучите ее на своем видеомагнитофоне и выясните, какие идеилежат в основе ее монтажа. Такая работа может сильно улучшить пониманиетого, как надо осуществлять режиссуру и монтаж документального фильма...