Глава 4. Особенности педагогической деятельности и общения
Педагогическая деятельность — это воспитывающее, развивающее и обучающее воздействие учителя на учеников, одновременно предполагающее его активное саморазвитие и самосовершенствование.
Основные характеристики педагогической деятельности: целеположенность, мотивированность, предметность и продуктивность.
Функции педагогической деятельности:
1) Конструктивная функция предполагает:
– отбор и организацию содержания учебной информации;
– проектирование деятельности учащихся;
– проектирование совместной деятельности, обеспечивающей успешность процесса усвоения учащимися содержания учебного материала.
2) Организаторская функция:
– организация способов сообщения школьникам учебной информации;
– организация различных видов деятельности учащихся;
– организация собственной деятельности в ходе учебных занятий.
3) Коммуникативная функция:
– установление конструктивных взаимоотношений с учащимися;
– установление отношений сотрудничества с коллегами и администрацией;
– установление отношений сотрудничества с родителями учащихся.
4) Гностическая функция:
– умение анализировать подлежащее исследованию явление;
– изучение содержания способов воздействия на других людей;
– изучение психологических особенностей школьников;
– изучение и анализ результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков.
Формы педагогической деятельности
Педагогическая деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача передачи общественного опыта подрастающим поколениям выступала в качестве одной из решающих для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились в общении со старшими, подражая им и перенимая их опыт.
Постепенно с развитием общества начали создаваться первые классы, школы, гимназии.
За всю историю в школе сменились формы передачи культурного опыта: беседа (сократическая беседа), работа в мастерских (опыт гончарного, кожевенного, ткацкого и других видов производственного обучения, где основным было систематическое и целенаправленное участие ученика в технологическом процессе, последовательное усвоение им производственных операций); вербальное наставление (институт «дядек», монастырей, гувернеров и т.д.). Со времен Я.А. Коменского прочно утвердилась классно-урочная система обучения. Начали дифференцироваться такие формы, как лекция, семинар, зачет, практикум.