Дидактические закономерности и принципы обучения
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikas» означает «поучающий», a «didasko» – «изучающий». Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 – 1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовав в 1657 году в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, это область педагогики, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения,закономерности процесса обучения.
Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Все новое, открываемое дидактикой, влияет на процесс обучения. Дидактика, являясь отраслью педагогики, оперирует и некоторыми ее основными понятиями: воспитание, педагогическая деятельность, образование, педагогическое сознание. Кроме этого, дидактика имеет свои, специфические понятия. Основными категориями дидактики являются:
· обучение– спланированное, заранее спроектированное общение. Целью этого общения являются образование, воспитание и развитие обучаемого, изучение им отдельных сторон опыта человечества. Обучение – двусторонний процесс взаимодействия педагога и обучаемого. Педагог передает информацию ученику, и этот процесс называется преподаванием. В процессе обучения удовлетворяются познавательные потребности ученика, Обучение в значительной мере порождается мотивацией;
· образование– специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
Содержание образования – конечный результат, к которому стремится любое учебное заведение, то есть уровень знаний, который должны иметь выпускники этого учебного заведения.
Частообучение характеризуют как передачу информации от учителя к ученику. Но обучение возможно только при встречной активности ученика в ответ на усилия, прилагаемые учителем для его обучения. Учитель должен не просто давать знания ученику, но и стимулировать его активную учебную деятельность. Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности.
В обучении выделяют следующиеструктурные компоненты:целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
Принципы– основополагающие идеи,основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы– это основные требования, предъявляемые к процессу обучения. Следование этим принципам позволяет наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. К основным педагогическим принципам относятся следующие:
· принцип природосообразности(один из самых старых педагогических принципов): в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
· принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень: ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
· принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
· принцип демократизации означающий предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, самовоспитания, самообразования, самообучения, самоопределения;
· принцип культуросообразностизаключающий в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;
· принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и семьи;
· принцип образа жизни учащегося, направленный на организацию комплексного педагогического процесса. Разные виды деятельности человека должны компенсировать друг друга;
· принцип профессиональной целесообразностизаключающий в том, что содержание образования зависит от выбранной специальности;
· принцип политехнизма, являющийся дополнением принципа профессиональной целесообразности, т.е., несмотря на выбранную специальность, ученик все же должен быть относительно развит во многих науках.
Принципы обучения имеют несколькоособенностей:
· все группы принципов тесно связаны между собой, однако каждый из них имеет свою особенную зону максимального применения;
· принципы обучения выступают как основной ориентир для педагогов;
· принципы обучения отражают зависимость между закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении;
· в современной дидактике педагогические принципы рассматриваются как основные направляющие познавательного процесса.
13.Методы обучения и активизация учебно-познавательной деятельности студентов.
Термин "метод"от греч."methodos"-путь,способ продвижения к истине.В педаг.лит-ре нет единого мнения относ-но роли и опр-ия пон."метод обуч". Т.А.Ильина понимает под М.обуч."способ орг-ции познав.деят-ти учащихся".
Т.к.успех обуч..зависит от направл-ти и внутр.актив-ти обучаемых,хар-ра их деят-ти,то именно хар-ер деят-ти,степень самост-ти,проявление творч.способ-ей и д.служить важ.критерием выбора метода.Они предложили выделить 5 МО,где степень акт-ти и самост-ти в деят-ти обучаемых нарастает:1. Объяснительно-иллюстратив.Учащиеся получают знания на лекции, из учеб/метод.лит-ры,ч/з экранное пособие в"готовом"виде. Воспринимая и осмысливая факты, выводы,студенты остаются в рамках репродукт. (воспроизводящего)мышления.В вузе-самое шир.прим-ие для передачи б.массива инф-ии.2. Репродуктив.-применение изученного на основе образца/правила.Деят-ть обучаемых носит алгоритмич.хар-ер,т.е.выпол-ся по инструкциям, предписаниям, правилам. 3. Метод проблем.изложения.Используя разл.источники и средства, педагог,прежде чем излагать материал,ставит проблему,формулирует познават.задачу,а затем,раскрывая с-му доказ-тв,сравнивая(.),разл. подходы, показывает способ решения поставл.задачи.Студенты стан-ся свидетелями и соучастниками науч.поиска. 4. Частично-поисковый/эвристич.Закл-ся в орг-ии акт.поиска решения выдвинутых в обучении познават.задач под рук-вом педагога/на основе эвристич.программ.Процесс мышления приобретает продукт.хар-ер,но при этом поэтапно направл-ся и контр-ся педагогом/учащимися на основе работы над программами(в том числе и компьютерными)и учеб.пос-ями.Это(1 из разнов-тей котор.-эврист.беседа)-проверен.способ актив-ии мышления,возбуж-ия интереса к познанию на семинарах. 5. Исследовател.После анализа материала,постановки проблем и задач и краткого уст./письм.инструктажа обучаемые самост-но изучают лит-ру,ведут наблюдения и выполняют др.д-вия поиск.хар-ра.