Онтологический принцип 1–3 14 страница
Здесь разделяется действие в своей позиции и месте в кооперации и отношения, подготавливающие к действию. Неслучайность взаимодействия и его роль в подготовке к «индивидуальному» действию обеспечивает «перенос неслучайного и в действие. Неслучайность лежит в основе совместности, так как один уже обладает ею, а другой еще только приобретает ее с помощью партнера. В этих гексаграммах (32, 33) выделяется подготовка как особая форма «внутренней жизни». От ее качества зависит и действие, его совершенство.
Подготовка рассматривается как «сознаваемая», «обдумывающая», носящая рефлексивный характер. Поскольку действие предполагает вовлечение «сил», энергии, то обдуманность действий ведет к способности манипулирования силами, в том числе к сознательным прекращениям действий и задержкам.
34. Выработка сил для большого дела за счет связей с окружающими
35. Синтез сил и подчинение их закону, углубляемому в уединении, но на пользу всем. Щедрость
36. Когда необходимо надо уступить, низойти к тем, кто на более низком уровне. При встрече с трудностями исходить из своей правоты
Переход к сознаваемому манипулированию силами неотделимо от приходимости к соответствию с содержанием норм. Чем более сложное, «большое» дело, тем больше требуется развитие этой способности. Окружающие становятся внешними условиями «помощи» в накапливании сил. Опираясь на других, уподобляясь их способам привлечения сил, мобилизации сил можно приходить к организации накопленного «синтезу» сил в рамках требований норм.
Поскольку нормы являются основанием партнерства, то накопленные силы могут быть потрачены и на помощь другим в достижении совместных целей, на проявление «щедрости». И это уже связано с появлением новых моральных качеств.
Если привлечение сил за счет других является началом «силового укрепления», то подчинение использования сил реализации требований норм подготавливает переход к таким отношениям в рамках единых норм, когда трата сил связывается с особенностями партнеров, вносящих вклад в реализацию общих норм.
Наиболее ярким в этой зависимости выступает помощь тем, кто находится на более низкой ступени развития. Осознавание необходимости в этом обеспечивает оказание помощи и в сложных случаях, когда опорой предстает осознание «своей правоты» в оказании помощи. Случайная форма помощи перерастает в неслучайную, «принципиальную».
Как мы видим, развитие затрагивает механизмы энергетического характера, которые включаются в надиндивидуальную динамику совместного действия с выделенным звеном общения, согласования, касающегося и распределения в тратах сил.
Накопление потенциала «свободы» в оперировании силами и потенциала включенности, переход к «помогающему взаимодействию» являются предпосылкой для появления позиции управленца, а затем и педагога.
37. Домоуправление и совершенствование, приведение в порядок, чтобы затем перенести повсюду
38. Глава семьи не развивает нужных качеств, семья не устроена, разлад
39. Нужен великий человек. Внутренняя жизнь – неподвижность, внешняя жизнь – опасности
Тем самым, помощь другим, патронирование «слабых», отношение к множеству участников реализации одной «общей для всех нормы» ведет к необходимости выделения функции организатора, «домоуправителя». А сама новая функция обеспечения согласованного действия многих требует новых способностей, новых механизмов, годящихся для «любой» организационной деятельности. Если прежние качества вовлекаются в реализацию новой функции, то не достигается организационный эффект и группа остается «не устроенной».
Для того, чтобы преодолеть стремление опереться на «прошлое» организационных способностей, нужен образец, «великий» человек. Будучи адекватным организационной позиции, он удерживает общее основание неизменным, остается «неподвижным», а переходит к основанному в зависимости от реальных условий, в том числе и необычных, «опасных».
40. Сомнения, идущие извне, и сопротивление им.
Помощь благородного человека, без эгоизма, с правотой и прямотой
41. Свобода не должна сводиться к произволу. Нужны ограничения, идущие от себя, при внутренней стойкости и правдивости
42. Убавление ведет к умножению положительного, если злу противостоит создание добра. Можно предпринимать серьезные дела
Подчеркивается, что желающий помочь, организатор сталкивается с внутренними трудностями у того, кому помогают. Эти трудности не только свои, в связи с решением поставленных задач, но и те, которые предопределены осознанием своей слабости, невозможностью правильно оценить предлагаемую помощь, в том числе недоверием к подсказывающему, не осознание его бескорыстия, перенос на него ранее замеченных источников затруднений, спекулятивного интереса и т.п.
Помогающий, организующий должен «сопротивляться» сомнениям и иным проявлениям противопоставленности. Опорой в этой нейтрализации сопротивлений выступает «правота» и «прямота».
Но такое сопротивление и «ограничение» свободы сначала имеет «внешний» источник, а требуется переход к самоорганизации, самоограничению, самопостроению. И это также должно опираться на надежные основания, «правдивость» и «прямоту», должно обладать стойкостью. Поэтому организатор, порождающий способность к самоорганизации уже реализует педагогическую функцию.
Внутренняя трансформация у того, кому помогают, кого организуют и состоит в ослаблении и вытеснении неадекватного, ненужного и росту адекватного, необходимого. При осознанном стремлении к этому организуемый превращается в ученика, если он вписывается в замысел учителя. Основой стабильного и надежного эффекта является приобретаемое сущностное качество, «добро», противостоящее «злу». Именно это перевоплощение и ведет к способности заниматься «великим».
43. Скопление сил и расступаются препятствия.
Решимость и правдивость, исходя из себя.
Заботясь о самовоспитании
44. Концентрация зла. Компромисс недопустим
45. Воссоединение живого и мертвого. Встреча с великим человеком. Жертвоприношение для воссоединения
Переакцентировка на «самого себя» как источник затруднений и самокоррекция, выращивание «чистого, «доброго» и т.п., позволяет накапливать потенциал и этим предопределять преодолеваемость препятствий. Для того, чтобы развитие могло быть продолжено необходима встреча с затруднениями нового, более высокого уровня, «концентрацией зла» и «бескомпромиссность» в отношении неприемлемого для очищенного внутреннего.
В самом преодолении нового уровня «зла» должна быть учтенность особенностей «зла» и замена соразмерным «добром». В этом и состоит содержательность преодоления отрицательного в реагировании на обстоятельства за счет вовлечения и мобилизации внутреннего основания.
В содержательности преодоления «соединяются» темное и светлое, но через замену отрицательного на положительное. И это положительное, как ситуационно адекватное, является «живым», но как проявления статичного основания, «мертвого». Поскольку эта «встреча» и сохранение основания в соотнесении и основанном для развивающегося является сложным, то ему помогает организатор, реализующий и педагогическую функцию, «великий».
Но для того, чтобы соединились внешнее как повод и внутреннее в реагировании и замещении внешнего, внутреннее должно быть уходящим из статичности, фундаментальности, переходить к динамичности и прикладному бытию, что является «жертвой» в рамках повода и необходимости реагирования. И развивающий должен приобрести способность не только выращивать в себе основания, но и правильно, корректно их использовать, ситуационно «жертвоприносить» в логике бытия основания, чистого, «светлого».
46. Рост при соединении сил. Возможность увидеть более развитого
47. Силы ограничены, исчерпаны. Но надо быть великим, полагаясь на себя
48. Нахождение сил идущим внутри, а не вовне.
Надо их доставать, для чего нужны силы
Наращивание потенциала и правильности его использования позволяет усилить потенциал и понимания рекомендаций развивающего. Но развивающий ограничен в своих возможностях, если только помощь обеспечивает его успех. Поэтому фиксируется уровень, который еще может использовать внешнюю помощь и его недостаточность, чтобы стать наравне с развивающим.
Развитие состоит в том, чтобы не уподобляться, а стать «великим», имеющим все опоры внутри себя. Это напряжение самовозрастания до уровня учителя возможно, но нужно преодолеть трудности актуализации такой возможности, найти дополнительные «силы».
49. Накопление сил прерывается обновлением сил отменой прежней формы и появлением новой.
Новое начало творчества, погашение прошлых ошибок
50. Статичное орудие переплавки
51. Переплавка, потрясение основ, затем удовлетворение
Переход от принципа накопления напряжения в попытках решить задачу и прихода к черте, когда нужен помощник к принципу полной самостоятельности предполагает качественное «обновление». Но сначала накапливается опыт полной самостоятельности, с его ошибками и непринципиальными поправками, а затем выявляется то внутреннее, которое выступает в функции «орудия переплавки», общая основа самостоятельности, самоорганизации. Гегель это рассматривал в контексте прихода к «абсолютному духу».
Опираясь на это «орудие» меняется принцип самоорганизации, выращивается «априоризм» реагирования на возможное, а не только актуальное, текущее. Происходит «потрясение основ».
52. Движение не отделено от покоя и зависит от него, а покой зависит от движения. Самодвижение – это покой покоя. Переход к движению происходит не от внешнего воздействия, а от сосредоточенности
53. Силы накоплены, переплавлены.
Можно двинуться к деятельности, достижению цели.
Стойкость нужна, чтобы не сбиться с пути
54. Достижение цели
Способность к самодвижению актуализируется и демонстрируется сосредоточение как начало движимости. Показывается, что только это обеспечивает целедостижение, в отличии от регулирующего поведения.
Следует подчеркнуть, что если опора на себя в природной «логике» бытия, показанная в гексаграммах 4 – 12 исчерпывается, и для достижения более высокого требуется социализация и окультуривание, то в гексаграммах 13 – 51 показывается зависимость в развитии и самовозрастании от внешнего, социального и культурного. С гексаграммы 52 начинается «возврат» в зависимость» от себя, но вобравшего возможности социо-культурного комплекса. И это создает собственно деятельностный тип поведения, реализуемость норм преобразования чего-либо за счет самоорганизации, в основании которой лежит полагаемая цель.
Одним из главных условий «правильного» целедостижения выступает подчинение требованиям цели и способа достижения цели, удерживание себя в этих рамках, «стойкость» в этом. Предпосылкой правильного прохождения пути и становится самоотношение, самодвижение вне какой-либо помощи со стороны, самососредоточение.
55. Изобилие должно простираться на всех
56. Самокоррекция, преодоление формализма, субъективная включенность. Путь богатства
57. Поиск новых мест. Окрепнув идти дальше
Правильность и успешность целедостижения ведет к налаживанию устойчивых отношений с внешним окружением, а также переносу «правильности» на более широкое пространство деятельностного бытия. Сначала перенос распространяется на целе-продуктную составляющую, связанную с «изобилием». Но продуктная ориентация ограничена и непосредственно не переносима в иные деятельности. Чтобы пройти дальнейший шаг в развитии следует субъективную основу порождения деятельности распространить и на иные содержания «заказов». Поэтому осуществляется «поиск новых мест» приложения «самососредоточенности».
58. Удовлетворенность в достижении цели может вести к самодовольству, но может сопровождаться переносом радости на окружающих, вместе со слежением за правильностью поступков
59. Сознавание себя как переживающего. Даровавший ощущает себя выполнившим долг перед предками. Стойкость как правота в словах, мыслях, действиях
60. Безостановочность дробления – недостаток. Нужны рамки для развития, новые ценности для того, чтобы устоять от дробления
Перенос на «новые места» способности к сосредоточенности и порождению деятельности облегчается «переносом радости» от осознавания правильности целедостижения. Так как сама способность к деятельности, реализация принципа самодвижения в рамках самостоятельно поставленной цели предопределена теми «великими», которые ранее оказались на пути, то распространение принципа выступает как выполнение долга перед «предками», давшими эту способность, сформировавшими ее. Этим сама надиндивидуальная основа способностей, идущая от специфики социокультурного и деятельностного бытия, воспроизводит свою миссию на новом «месте» и новом материале, новых носителях. Она как сама себе «правота» вызывает субъективное сопровождение, например, «стойкость».
Но нахождение новых «мест», воспроизводство на новых местах, «дробление» не соответствует самому исходному основанию всегда целостному, однородному. «Дробление» должно рассматриваться как различные проявления одного основания и потому приобретающие неслучайность в «дроблении», размножении. Эта неслучайность проявляется в кооперативности, структурировании разнообразной деятельности.
Субъективно же условием совмещения монооснования с множеством его проявлений выступает появление «новых ценностей», соответствующих кооперативному бытию человека и групп людей, вовлекаемых в кооперации. Они предполагают новый шаг в развитии состоявшимся, а также закрепленным «изнутри».
61. Ограничению помогает внутренняя самостоятельность. Гармонизируется внешнее побуждение к действию и внутреннее реагирование
62. При гармонизации нужно стойко держаться честного образа действий, внутренней правды, в пределах малых действий
63. Индивидуальное как и малое будет великим. Тенденция превращений сильных черт в слабые, слабых в сильные. Счастье приводит к хаосу как материалу для правильного переживания
64. В хаосе создается совершенно новое, при полноте сил и в соответствии с законом
Переходимость в иные «места» опирается на внутреннюю самостоятельность. При этом внутреннее устремление на «расширение» практики дополняется внешними поводами и внутренним реагированием при новой устремленности, «внутренней правде». И тогда можно проходить весь путь в кооперативном целом, приобретается удержанность пребываний и – приводя к возможности быть «великим», адекватным кооперативным целостностям.
Но в кооперации возникают противоречия между частью и целым, кооперативным звеном и самой кооперацией. То, что «хорошо» в части может стать «плохим» в «целом», а «хорошее» в «целом» может стать «плохим» в частях. Ощущение «успеха» и «счастья» в кооперации, в частях или в целостности как таковой может оттеснить адекватность бытия участников совместной деятельности. Тогда возникают неразличения и «хаос».
«Объективная логика» в мире деятельности опознается каждым человеком постепенно, так же как «объективная логика» в социокультурном мире. По мере опознавания, возникновения новых притязаний, усилий по саморазвитию человек приобретает все более полную адекватность. В гексаграммах 52–63 развертывается этот процесс.
Гексаграмма 64 имеет особенность, выражая общий результат движения в развитии. Говорится о том, что жесткие структурные отношения в кооперации преодолеваются, и она становится «гибкой», хаотизируется. Именно в связи с этой гибкостью и возникает новый уровень продуктивности, «полнота сил». Но она тесно связана и опирается на «закон», мировые принципы.
Иначе говоря, если в жестких кооперациях ведущим является «задачный» подход в самоорганизации и самореализации в рамках функций кооперативной системы, то в гибких кооперациях ведущим является уже «проблемно-задачный» подход в самоорганизации и самореализации. В «хаосе» принимаются точные решения в фиксированных условиях заказа на деятельность и морфологизацию функциональных мест.
Итоги структурной реконструкции состоят в том, что можно выделить содержательные части, обслуживающие переходы:
Онтологический принцип 1–3