Оформление письменного научного текста
Подтвердить правильность своей точки зрения помогает цитирование:
· цитата должна быть неразрывно связана с текстом. Она приводится в кавычках, точно по тексту, с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме, что и в первоисточнике. Пропущенные слова, предложения, абзацы при цитировании обозначаются многоточием. Не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка);
· цитата как самостоятельное предложение (после точки, заканчивающей предшествующее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы. Например:
Стремление понять законы сущего ведет не к рассмотрению случайности в качестве объективной реальности, но к ее истолкованию в качестве начальной стадии познания объекта, обусловленной несовершенством нашего знания. «Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность» (Цицерон). (В источнике: «… нет ничего…»);
· цитата, включенная в текст после подчинительного союза что, ибо, если, потому что и т.д., заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы. Например:
Академик АН УССР Н. Амосов писал, что «образование само по себе не создает благородного человека, но повышает возможность привить идеал, поскольку расширяет образовательные каналы, через которые действуют искусство и наука». (В источнике: «Образование…»);
· цитата, помещённая после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставиться). Например:
С точки зрения исторического тяготения, культурных предпочтений, русская нация есть нация европейская: «…как русская литература, при всей своей оригинальности, есть одна из европейских литератур, так и сама Россия при всех своих особенностях есть одна из европейских наций» (Вл. Соловьев). (В источнике: «…и как русская…».);
· если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются. Например:
О. Павел Флоренский о слове пишет, в частности, следующее: «Слово – конденсатор воли, конденсатор внимания, конденсатор всей душевной жизни… Термин как слово слов, как слово спрессованное, как сгущенный самый существенный сок слова, есть такой конденсатор душевной жизни преимущественно» (П. Флоренский);
· когда предложение заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, восклицательный или вопросительный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением; или ставят необходимый знак, если цитата не является самостоятельным предложением (входит в текст авторского предложения). Например:
О свободе личности можно говорить, только признавая право личности на самобытность. В этом отношении знаменательно восклицание
Н. Гумилева: «Я не хочу, чтобы меня смешивали с другими – а это требует, чтобы и я сам не смешивал себя с другими!»;
· цитироваться также может слово или словосочетание. В этом случае оно заключается в кавычки и вводится в канву предложения;
· при цитировании не по первоисточнику следует указать:
«Цит. по: … ». Как правило, это делается лишь в том случае, если источник является труднодоступным (редкое, или зарубежное издание и т.п.) Например:
Первый шаг в научном творчестве, по Пуанкаре, о – «искание особой красоты, основанное на чувстве гармонии». (Цит по: Флоренский П. Имена: Сочинения. – М.: Эксмо, 2006.);
· передавая мысль автора своими словами (непрямое цитирование), необходимо сделать это точно, например: Платон говорил, что невежественными бывают только те, которые решаются таковыми оставаться.
Особого внимания заслуживает оформление библиографического описаниянаучного текста. Приведем примеры оформления в соответствии с Изменениями №1 СТП 07 – 2005.
Книга одного автора
Бахвалов, Н. С. Численные методы [Текст]: учебное пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н. С. Бахвалов. – М.: Физматлит : Лаб. Базовых знаний, 2002. – 630 с.: ил.
Книга двух авторов
Агафонова, Н. Н. Расчет автоматизированных тракторных двигателей [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 52 с.: ил.
Книга четырёх и более авторов
Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для вузов /
Э. А. Арустамов [и др.]; отв. ред. Э. А. Арустамов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ИД «Дашков и К», 2002. – 678 с.: ил.
Многотомные издания
Издание в целом
Справочник по нормированию труда [Текст]: в 2 т. / под общ. ред.
А. А. Пригарина, В. С. Серова. – М.: Машиностроение, 1996. – 2 т.
Отдельный том
Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача [Текст]. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / Владимир Казьмин. – М.: Астрель, 2002. – 503 с.: ил.
Словари
Социальная работа [Текст]: словарь-справочник / под ред.
В. И. Филоненко. – М.: ЭБМ-Контур, 1998. – 480 с.
Сборник научных трудов
Рыночная трансформация экономики предпринимательства [Текст]: состояние и перспективы: сб. науч. тр. / Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса; под ред. Романова В. А. – Шахты: ЮРГУЭС, 2001 – 172 с.: ил.
Материалы конференций
«Воспитательный процесс в высшей школе России», межвузовская науч.-практич. конф. (2001; Новосибирск). Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитательный процесс в высшей школе России», 26-27 апр. 2001 г. [Текст]: [посвящ. 50-летию НГАВТ: материалы] / редкол.: А. Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск: НГАВТ, 2001. – 157 с.
Авторефераты диссертаций
Бреславцева, Н. А. Система балансовых отчетов и концентрация балансового управления экономическими процессами [Текст] : автореф. д-ра экон. наук: 08. 00. 12 / Бреславцева Нина Александровна; Донская гос. академия сервиса. – М., 1998. – 58 с. – Библиогр.: с. 50-57.
Диссертации
Прокопенко, Н. Н. Теория, принципы и методы нелинейной активной коррекции прецизионных аналоговых микроэлектронных устройств автоматики [Текст] : дис. д-ра техн. наук: 05. 13. 05: защищена 21. 12. 2000: утв. 17. 04. 2001 / Прокопенко Николай Николаевич. – Шахты, 2000. – 113 с.: ил.
Статья из газеты
Михайлов, С. А. Езда по-европейски [Текст]: система платных дорог в России находится в начал. стадии развития / Сергей Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.
Статья из журнала
Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнителем [Текст] / А. Н. Боголюбов, А. Л. Делицын,
М. Д. Малых // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3. Физика. Астрономия. – 2001. – № 5. – С. 23 – 25.
Статья из научного сборника
Современные системы передачи информации [Текст] / П. В. Рогожин // Компьютерная грамотность: сб. ст. / сост. П. А. Павлов. – 2-е изд. – М., 2001. – С. 68 – 99.
Статья из книги (глава)
Ткач, М. М. Технологическая подготовка гибких производственных систем [Текст] / М. М. Ткач // Гибкие автоматизированные производственные системы: учебник / М. М. Ткач, Н. И. Васильев, О. П. Баруздин. – Архангельск, 2002. – Разд. 1. – С. 7-26.
Электронные издания