Социокультурная среда семьи
Основными функциями (от лат. functio — функции, исполнение)
семьи (специфическое назначение) являются:
• репродуктивная — продолжение рода;
• социализация (ресоциализация) — естественное усвоение соци- ального опыта и становления на этой основе человека как личности;
• воспитательная;
• хозяйственно-экономическая;
• рекреативная — взаимная моральная и материальная поддержка;
• коммуникативная — общение, т.е. в ней осуществляется изна- чальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.
На формирующуюся личность в семье оказывают влияние много- численные факторы, каждый из которых имеет свои особые социаль- но-педагогические возможности. К основным факторам, оказываю- щим существенное влияние на ребенка, относят:
Субкультурные — факторы, обусловленные субкультурным свое- образием семьи:
• состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая по крайней мере из двух взрослых пар, обычно представителей двух по- колений; преимущественно женский или мужской состав и др.);
150 Раздел IV. Среда и формирование личности
• кровно-родственные связи членов семьи, определяющие ее свое- образие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска и пр.);
• жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей;
• морально-психологический климат семьи (его своеобразие) — фон, определяемый ее социальными ценностями, на котором форми- руется личность растущего человека.
Факторы,обусловленныевоспитательнымивозможностямироди- телей. Они отражают возможности членов семьи в передаче (форми- ровании) культуры ребенку:
•собственныйопытсемейноговоспитания;
• педагогическая подготовка (педагогическая культура) роди- телей;
• готовность и способность родителей (родителя) к воспитанию детей и пр.;
• уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей;
• авторитетность родителей, воспитательная направленность ав- торитета;
• родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношении с ребенком, искусство и умение любить ребенка, родительская нелюбовь;
• отношение родителей к воспитанию ребенка.
Факторы,обусловленныенепосредственнойвоспитательнойдея- тельностьюродителей:
• уход за ребенком, его педагогическая целесообразность для ук- репления здоровья, умственного и нравственного развития, формиро- вания навыков самообслуживания;
• преобладающий тип семейного воспитания; искусство воспита- ния (экспериментальность и разумность, реализация советов «умных» книг, знакомых, «педагогических авторитетов», опыта других, их про- явление в педагогической деятельности родителей);
• умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка;
• управление интересами ребенка с помощью игрушек и игр, бесед, рассказов, литературы, целесообразного использования программ те- левидения, обсуждения книг, телепередач, газетных и журнальных статей, разучивания стихов, изготовления подарков и т.д. и т.п.;
• создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ре- бенка со сверстниками и другими людьми;
• воспитание избирательности в отношении к среде, людям;
Глава 12. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности 151
• динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов, средо- вых условий;
• приобщение к труду, самообслуживанию — трудовое воспитание;
• умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания ребенка, как позитивную, так и негативную, и использовать получен- ную информацию в процессе воспитания;
• типичные ошибки семейного воспитания.
«Детский» фактор — своеобразие объекта семейной среды суб- культурного воспитания:
• своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с осо- быми нуждами и пр.);
• особенности положения детей в семье (рождение второго и сле- дующего ребенка; одного пола; разнополые; малая или большая раз- ница в возрасте; многодетная; нормально развивающиеся дети и ребе- нок с особыми нуждами; дети с особыми нуждами; дети от разных браков; дети от разных браков и общие и др.).
Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности че- ловека, становление его как личности, развитие индивидуальности. Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое роди- телями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеоб- разие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью каких- либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями лич- ностей родителей, направленности воспитания и пр. В соответствии с типом воспитания и формируется личность. Можно выделить сле- дующие:
а) статусное:
— гражданское воспитание — воспитание гражданина — человека, отвечающего требованиям определенного общества, среды жизнедея- тельности, утвержденным принципам, нормам и правилам;
— светское воспитание — воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета — «требованиям света»;
— элитарное воспитание (от фр. elite — элита, наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т.п.) — вос- питание, сложившееся в элитном обществе, группе (направленное воспитание человека для социального предназначения — царских особ, князей и пр.);
— маргинальное воспитание (от лат. marginalis — находящийся на краю) — воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок («на краю», «на обочине») основных структур- ных социальных образований данного общества, господствующих в нем социокультурных норм и нравственных традиций.
152 Раздел IV. Среда и формирование личности
б) социального назначения:
— национальное воспитание — воспитание, основанное на нацио- нальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование типа личности — представителя определенной нации;
— религиозное (конфессиональное) воспитание — воспитание в со- ответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложив- шегося в определенной религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители;
— интегральное воспитание — воспитание, основанное на межна- циональном опыте, имеющее общечеловеческий характер, сложив- шееся под воздействием многочисленных факторов среды и передаю- щееся из поколения в поколение;
— классовое воспитание — воспитание человека с учетом своеоб- разия принадлежности его к определенному общественному классу, которое обосновано отношением к средствам производства, труду, людям;
— партийное воспитание — воспитание человека в среде с опре- деленными партийными установками, взглядами, отношениями. В ос- нове его лежит соответствующая идеология. Оно присутствует и в предыдущих воспитаниях. Все зависит от преобладающей у родите- лей и взрослых формы общественного сознания — научного, религи- озного и пр.
в) отличающееся своеобразием характерологических черт (стиль семейного воспитания) — способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причаст- ности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содер- жании испытываемых друг к другу чувств:
— авторитарное воспитание (от фр. autoritaire — властный) — воспитание властное (часто не признающее и не прислушивающееся к чужому мнению, уверенное в своем непререкаемом авторитете). В семье это часто проявляется в стремлении родителей как можно лучше воспитать свое дитя, но не знающих как это лучше сделать. Иногда такое воспитание отражает своеобразие (властность и ограни- ченность) личности воспитателя;
— либеральное (анархическое) воспитание (от греч. anarchia — без- началие, безвластие) — воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Оно способствует формированию человека недисциплинированного, не признающего авторитетов, влас- ти, беспорядочного и своевольного;
— гуманистическое воспитание (от лат. humanus — человечес- кий) — воспитание просвещенного, свободомыслящего и человеколю- бивого гражданина;
Глава 12. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности 153
— демократическое воспитание (от греч. demos — народ и kr'tos — власть) — воспитание человека, приверженного к общественному по- рядку, способного отождествлять свое место и роль с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;
— инфернальное воспитание (от лат. infernalis — находящийся в аду) — воспитание человека, одержимого бурными страстями, демо- нического;
— плюралистическое воспитание (плюрализм — проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидом относитель- но значимых для него ситуаций) — воспитание человека, способного проявлять в своей деятельности и общении широкую эрудицию и гибкость, терпимо относиться к другим мнениям, суждениям, взгля- дам;
— прагматическое воспитание (от греч. pragma — действие) — воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника и его личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека пре- имущественно тех качеств, которые могут пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом является человек-прагматик — практико-ориентированный, деловой человек, преследующий в своей деятельности, поведении и общении только те интересы, которые имеют для него жизненно важное значение;
— творческое воспитание (его называют интеллектуальным, ин- новационным и пр.) — воспитание, основанное на творчески усвоен- ном знании данных науки о воспитании и достижений реальной прак- тики, осуществляемое с учетом индивидуальности ребенка.
г) по направленности содержания — умственное, нравственное и т.п. Данные направления рассматриваются в теории воспитания общей педагогики.
На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотно- шения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.
Семейныевзаимоотношения—субъективнопереживаемыевзаимо- связи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональные и де- ловые отношения в семье, ее микроклимат. Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский):
• диктат — доминирующая позиция одного из родителей, выра- жающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угро- зах и иных мерах воздействия на других членов семьи;
• опека — чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений;
154 Раздел IV. Среда и формирование личности
она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, не приспо- собленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, по- ступкам;
• мирное сосуществование — позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти само- стоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети — своей;
• сотрудничество — взаимодействие родителей и детей на лич- ностном уровне; при этом имеет место баланс любви, уважения и тре- бовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи).
Авторитет родителей — это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые первыми ими не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедли- вость и целесообразность.
Макаренко выделил родительские авторитеты, негативно сказы- вающиеся на воспитании ребенка:
• авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;
• авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как начальники;
• авторитет чванства — возвышение над окружающими, в связи со своим положением, в том числе и дома;
• авторитет педантизма — большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к безукоризненному авторитету;
• авторитет резонерства — бесконечные назидания и наставле- ния ребенку;
• авторитет, любви — стремление повседневно и повсеместно по- казывать свою любовь к ребенку и ожидание демонстрации любви ре- бенка к ним;
• авторитет доброты — чрезмерная мягкость, доброта, уступчи- вость по отношению к ребенку;
• авторитет дружбы — стремление создать с раннего возраста от- ношения с ребенком как с равным;
• авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.
Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, ос- нован на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании
Глава 12. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности 155
жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчи- во, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя свой ха- рактер. '