Элективные курсы в профильной подготовке учащихся
Элективные курсы по физике в профильных школах
Научный руководитель:
д.п.н., профессор Гильмиярова С.Г.
Уфа 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Элективные курсы в профильной подготовке учащихся…………...5
1.1. Типология элективных курсов
и их роль в организации профильного обучения…………..5
1.2. Цель элективных курсов…………………………………….10
1.3. Правила оформления программ элективных курсов …………………………….12
1.4. Критерии оценки программы элективного курса…………14
2. Технология проектного обучения…………………………………...15
2.1. Цели и задачи технологии проектного обучения………….15
2.2. Особенности проектного обучения…………...16
2.3. Классификация типов проектов…………………………….18
2.4. Этапы работы над проектом………………………………...20
3. Система элективных курсов как средство эффективного развития
разносторонних интересов и способностей школьников..………………...22
3.1.Виды элективных курсов по физике
3.2.Требования к учебным пособиям по элективным курсам
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...28
Введение
Концепция модернизации российского образования предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени школы. Целью профильного обучения является создание условий для образования старшеклассников с учётом их склонностей и способностей, для их обучения в соответствии с профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В настоящее время выделяют следующие основные профили: естественно-математический, гуманитарный, технологический, социально-экономический.
Известно, что неотъемлемой частью профильного обучения является организация и проведение элективных курсов по предметам.
Элективные курсы – это обязательные для посещения старшеклассниками курсы по выбору, целями которых является развитие, дополнение, углубление содержания базового и профильного курсов физики, удовлетворение познавательных интересов школьников, развитие различных сторон физического мышления, воспитание мировоззрения и личностных качеств средствами углублённого изучения физики. При разработке содержания, выборе форм и методов работы с учащимися различных профилей на занятиях элективного курса должны быть учтены психолого-педагогические особенности, типы мышления, склонности и способности школьников.
Проведённый в ходе исследования анализ учебно-методической литературы, изучение опыта работы учителей физики показали, что проблема разработки и организации элективных курсов по физике до конца не решена – нет достаточной ясности в отборе содержания для различных профилей, мал опыт проведения таких занятий, недостаточно учебно-методической литературы. Сложившаяся ситуация позволяет производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, а также варьировать объём и сложность изучаемого материала [4].
Таким образом, тема нашего исследования является весьма актуальной.
Цель исследования: роль и место элективных курсов по физике в профильном обучении.
Объект исследования: образовательный процесс в профильных школах.
Предмет исследования: элективные курсы в профильных школах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные положения об элективных курсах по физике в профильном обучении.
2. Определить цель и типологию элективных курсов и их роль в организации профильного обучения.
3. Рассмотреть систему элективных курсов по физике и их роль в развитии познавательной активности школьников.
Элективные курсы в профильной подготовке учащихся
1.1. Типология элективных курсов
и их роль в организации профильного обучения
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, сформулированы цели профильного обучения, среди которых — создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цели необходимо использовать модель дифференциации обучения, при которой профильность достигается за счет различных комбинаций следующих учебных курсов:
Ø базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Их число не должно быть чрезмерно большим (не более 7), но в тоже время это должен быть функционально полный набор.
Концепцией профильного обучения предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физкультура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Ø профильные общеобразовательные курсы – это курсы повышенного уровня, призванные углублять в старшей школе базовые общеобразовательные предметы и определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. При этом на профильном уровне базовые предметы могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов.
Ø элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. В первую очередь - это занятия по выбору, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия.
Новый элемент учебного плана — элективные курсы. В зависимости от состава «комплекта» этих курсов может работать та или иная модель организации профильного обучения.
Элективные курсы это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.
Примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных и элективных курсов может быть 50%, 30%, 20% от общего числа часов учебного плана.
Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную «траекторию» для каждого школьника [13].
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента образования и могут выполнять несколько функций:
— дополнять содержание профильного курса;
— развивать содержание одного из базовых курсов;
— удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного ими профиля.
Элективные курсы могут выполнить еще одну важную функцию — стать «полигоном» для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов. Так как курсы должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают, появляется возможность на примере учебных пособий для элективных курсов отработать условия реализации мотивационной функции учебника.
В целях ориентации школьников на выбор профиля обучения на старшей ступени предусматривается проведение в IX классах основной школы предпрофильной подготовки.Для этого в базисном учебном плане выделяется 2 ч в неделю (68 ч в год) на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы. Их цель — самоопределение учеников относительно профиля обучения в старших классах.
В течение учебного года ученик может прослушать 8 разных видов курсов (при их месячной продолжительности), 4 вида курсов (длительностью в одну учебную четверть) или 2 вида курсов (при их продолжительности в одно учебное полугодие).
Можно условно выделить следующие типы предпрофильных элективных курсов:
Ø Предметные курсы. Повышают уровень изучения конкретной учебной дисциплины, подготавливая школьников к профильному уровню учебного предмета.
Ø Курсы, ориентирующие на выбор профиля обучения. Знакомство с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для данной дисциплины.
Профильные элективные курсы классифицируются следующим образом:
Ø Предметные курсы. Предполагают повышенный уровень изучения профильного предмета в профильном классе. Например, «Современные достижения физики».
Ø Курсы, поддерживающие базовый учебный предмет, помогающие в подготовке к экзамену по этому предмету на повышенном уровне. Например, «Основные алгоритмы решения физических задач».
Ø Межпредметные курсы. Опора на межпредметные связи, т.е. возможность изучать два предмета на профильном уровне.
Ø Курсы, освещающие области деятельности, выходящие за рамки традиционных школьных предметов.
Ø Курсы с ориентацией на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда [7].
Элективные курсы по физике можно разделить на несколько групп:
1. Элективные курсы повышенного уровня,направленные на углубленное изучение физики, имеющие как тематическое, так и временное согласование с профильным курсом физики. Выбор такого элективного курса позволит изучить физику на углубленном уровне.
2. Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса физики. Примерами таких курсов могут быть: «Механика», «Строение и свойства вещества», «Термодинамика», «Волновая оптика», «Специальная теория относительности», «Физика атома и атомного ядра» и др. Ясно, что в элективных курсах этого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем при выборе курса повышенного уровня.
3. Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу курса физики. Примерами таких курсов могут быть: «Гидро- и аэродинамика», «Уравнения Максвелла», «Физика плазмы», «Элементы квантовой механики» и др.
4. Прикладные элективные курсы, цель которых — знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний по физике на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. Приведем возможные примеры таких курсов: «Физика и компьютер», «Курс прикладной физики с изучением основ механизации производства», «Курс прикладной физики на материале автоматики», «Курс прикладной физики на материале сельскохозяйственного производства», «Техника и окружающая среда» и др.
5. Элективные курсы изучения физических методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Измерения физических величин», «Фундаментальные эксперименты в физической науке», «Школьный физический практикум: наблюдение эксперимент, моделирование», «Методы физико-технических исследований», «Как делаются открытия в физике», «Физико-техническое моделирование» и т.д.
6. Элективные курсы по истории физики и астрономии.
7. Элективные курсы по решению физических задач,в том числе составлению и решению задач на основе физического эксперимента.
К элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, что реально возможно, поскольку эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами [8].
При работе в условиях профильной школы нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Таким образом, современная школа не должна отказываться от цели приобретения учениками знаний, умений, навыков (ЗУНов), но должна считать приоритетным направлением деятельности — развитие школьников, обучение их решению учебных и жизненных проблем, умению учиться.
Элективные курсы связаны с приобретением учащимися общеучебных умений (например, с освоением способов анализа информации, приемов конструирования сообщения, способов совместной деятельности, решения проблем и т.д.).
Возможна адаптация наиболее удачных существующих курсов по выбору в различных странах мира к условиям России. С этой целью необходимо изучить опыт проведения элективных курсов вразвитых странах и отобрать пособия, получившие широкое распространение.
Полезно также опираться на 30-летний опыт существования системы факультативных занятий в СССР. Тогда были созданы десятки программ разных факультативных курсов и, хотя не все из них стали массовыми, среди них было много весьма достойных, к тому же обеспеченных учебными пособиями для учащихся и методическими пособиями для учителей.
При изучении элективных курсов появляется возможность реализовать современную тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию [17].
1.2. Цель элективных курсов
Цель элективных курсов в профильном обучении — индивидуализация обучения, подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Основной целью элективных курсов в предпрофильной подготовке является ориентация учащихся на выбор профиля в соответствии с интересами, склонностями и способностями.
Базовый курс физики, изучаемый в основной школе, значительно отличается от профильного курса физики. Поэтому содержание и форма организации занятий в рамках курсов по выбору должны быть направлены на создание особой учебной среды, которая бы отражала специфику изучения предмета на более высоком уровне в старшей профильной школе. Иными словами на занятиях элективного курса ученик должен попробовать себя в специфических видах деятельности, присущих физике (планирование, проведение эксперимента и обработка полученных результатов, решение более сложных расчетных, экспериментальных и качественных задач). После осуществления данной пробы школьник должен ответить на вопросы: «Хочу ли я изучать физику как профильный предмет?», «Могу ли я изучать физику на более высоком уровне?», «Каких умений и навыков мне не хватает, для того, чтобы изучать физику на профильном уровне?», «Где бы я хотел получать профильное образование по физике?» и т.д.
Таким образом, элективные курсы в предпрофильной подготовке решают следующие задачи:
Ø удовлетворение познавательных интересов школьников;
Ø проба специфических видов деятельности, присущих определенному предмету или образовательной области;
Ø оценка учащимися своих способностей и возможностей [9].
Содержание курсов по выбору, с одной стороны, должно соответствовать возрастным особенностям и познавательным возможностям девятиклассников, с другой стороны — оно должно развивать положительную учебную мотивацию учеников, предоставляя учащимся опыт работы на уровне повышенных предметных требований.
Содержание элективных курсов по физике выходит за рамки федерального стандарта образования, поэтому вопросы, рассматриваемые в курсах по выбору, могут быть самыми разнообразными. По содержанию их можно разделить на два типа: предметные и межпредметные (интегрированные, ориентационные). При создании элективных курсов педагог должен ответить на следующие вопросы, какое содержание и какие организационные формы позволят наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки. В курс могут быть включены предметные вопросы, которые отсутствуют в базовых общеобразовательных курсах, представлены в недостаточном объеме или же недостаточно хорошо отрабатываются из-за дефицита учебного времени. Такой элективный курс, кроме ориентационной функции, выполняет компенсирующую функцию. Но, тем не менее, даже такие курсы не должны дублировать базовые. Они должны содержать новый для учащихся материал или же новые виды и способы деятельности с предметным содержанием. Межпредметные курсы посвящаются, как правило, изучению ключевых проблем современности, способам их решения в различных профессиональных областях.
Самое главное требование, предъявляемое к содержанию курсов по выбору в предпрофильной подготовке — это ориентирующий характер, оригинальность и новизна для учащихся. Кроме того, содержание курсов не должно быть очень большим (до 34 час), так как в предпрофильной подготовке ученик должен пройти несколько разных элективных курсов, чтобы сделать адекватный выбор профиля обучения.
Содержание курса должно отвечать принципам модульности, чтобы его можно было изучать как отдельный курс или как составную часть большого цикла, состоящего из отдельных модулей.
Самое главное требование, предъявляемое к содержанию курсов по выбору — это ориентирующий характер, оригинальность и новизна для учащихся [15].
1.3. Правила оформления программ элективных курсов
Программа элективного курса должна содержать следующие структурные элементы:
Ø титульный лист;
Ø пояснительную записку;
Ø учебно-тематический план;
№ | Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Лекции | Практика | ||||
Ø содержание изучаемого курса;
Ø методические рекомендации;
Ø список литературы для учителей и учащихся;
Ø приложения.
Титульный лист включает:
Ø наименование образовательного учреждения;
Ø сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
Ø название элективного курса;
Ø класс, на который рассчитана программа;
Ø ФИО и должность автора (авторов) программы;
Ø название города, населенного пункта;
Ø год разработки программы.
Пояснительная записка должна содержать:
Ø вид/тип элективного курса;
Ø аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе;
Ø указание на место и роль курса в профильном обучении. Важно показать, каково место курса в соотношении, как с общеобразовательным, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при его изучении, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения;
Ø цель и задачи элективного курса (цель - для чего он изучается, какие потребности учащихся и учителей он удовлетворяет; задачи курса - что необходимо для достижения целей);
Ø сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);
Ø основные принципы отбора и структурирования материала;
Ø методы и формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения и навыки будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);
Ø предполагаемые результаты;
Ø сведения об апробации программы (если программа или ее элементы уже апробированы в учебном процессе)
Ø инструментарий для оценивания результатов.
Учебно-тематический план включает:
Ø перечень разделов и тем;
Ø количество часов на изучение каждой темы;
Ø вид занятий.
Содержание изучаемого курса содержит:
перечень тем и их реферативное описание.
Методические рекомендации включают:
Ø основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;
Ø описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;
Ø дидактические материалы.
Литература включает:
список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса, как для учителя, так и для учащихся.
Приложение содержит:
Ø темы творческих работ, проектов;
Ø планы проведения экскурсий;
Ø описание лабораторных работ и т. д. [1]
1.4. Критерии оценки программы элективного курса
Критерии оценки программы элективного курса включают:
1. Степень новизны для учащихся – программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.
2. Мотивирующий потенциал программы – программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.
3. Развивающий потенциал (способствует ли программа интеллектуальному, практическому, творческому и эмоциональному развитию школьников).
4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.
5. Связность и систематичность изложенного материала – содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими занятиями прослеживаются связи.
6. Методы обучения – программа основывается на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т. д.).
7. Степень контролируемости – в программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
8. Реалистичность с точки зрения ресурсов – программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы. Формальная структура программы – наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки, основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы [10].