Воспитательный потенциал религиозной организации
Религиозный ренессанс, происходящий сегодня в России, сопровождается активным включением различных религиозных объединений и организаций в процессы социализации и воспитания подрастающего поколения.
Социализирующее и воспитывающее влияние религиозных организаций испытывают на себе не только верующие и члены их семей, но и неверующие члены общества, которых прямо (через приглашения на собрания, религиозные образовательные курсы, уличное миссионерство и т.д.) или косвенно (через сюжеты и дискуссии в средствах массовой информации, религиозную литературу и атрибутику и т.д.) привлекают к размышлению и обсуждению религиозных вопросов.
Аксиологический компонент воспитательного потенциала религиозной организации. В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации, то есть наделения явлений окружающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение. Бог – высшая ценность религиозного сознания, все прочие ценности рассматриваются через призму того, насколько они приближают человеческую личность к Абсолюту (или, напротив, удаляют от него).
Например, Декларация о правах и достоинстве человека, принятая в 2006 году Х Всемирным Русским Народным Собором, проводимым под патронатом Русской православной церкви, привносит в современные диалоги о воспитании следующую аксиологическую позицию: человек есть ценность, но не самодовлеющая, а основанная на безусловном положительном начале – Боге. Эта позиция – основа христианского гуманизма, в понимании которого «человек есть святыня, потому что он отблеск святыни вечной» (отец А. Мень).
В Декларации подчеркивается необходимость различения ценности личности, как того, что изначально дано человеку, и достоинства личности, как того, что приобретается человеком через совершение добра. В связи с этим правомерно предположить, что воспитание есть содействие в приобретении человеком личностного достоинства, а основной «механизм» воспитания ребенка – привлечение его к совершению добрых дел и поступков.
Церковь через текст Декларации настаивает на различении двух свобод: внутренней свободы от греха и свободы нравственного выбора. Первая абсолютна и самодостаточна, вторая зависима от нравственного наполнения. Следствием этого различения является иной взгляд на проблему «воспитания к свободе»: не только создание педагогами ситуаций выбора (причем не любого, а нравственного), но и проведение ребенка через посильные испытания, позволяющие ему увидеть и преодолеть собственное несовершенство.
Русская православная церковь посредством Декларации призывает каждого человека заново осмыслить соотношение прав и обязанностей, свободы и ответственности. Церковь настаивает на необходимости соотнесения личных интересов и личной свободы «с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества». Звучит призыв «не допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества».
Телеологический компонент воспитательного потенциала религиозной организации. Принято выделять два уровня и соответствующие им цели религиозного воспитания – рациональный и мистический.
Рациональный уровень включает в себя три основных компонента – информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии или католицизме, где основная воспитательная цель по отношению к детям – их воцерковление, информационный компонент воспитания – это получение воспитуемыми достаточного объема знаний по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный – научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный – вовлечение в участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.
Мистический уровень религиозного воспитания в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного и католического воспитания определяют следующие моменты – подготовка и участие детей в церковных таинствах, домашняя молитва детей, воспитание у юных людей чувства благоговения и почитания святынь. Мистический уровень воспитания в буддизме – введение юных последователей Будды во все многообразие медитативных практик.
Концептуальный компонент воспитательного потенциала религиозной организации. Концептуализациядеятельности в сфере воспитания подрастающего поколения характерна для христианских конфессий (православных, католиков, протестантов), в которых разработаны специальные концепции диаконического (т.е. обращенного к обществу) служения. В мусульманских, иудейских, буддийских общинах нашей страны теоретической проработке воспитательных проблем уделяется меньшее внимание.
Впрочем, среди христианских церквей ситуация тоже не однородна: если вопросы диаконической деятельности активно прорабатываются протестантами уже несколько столетий, а католиками – с начала ХХ века, то Русская православная церковь всерьез взволнована этими вопросами только два последних десятилетия.
В частности, в 2002 году под эгидой РПЦ и Всецерковного православного молодежного движения разработана и принята к исполнению Концепция молодежного служения.
В Концепции выделены основные цели молодежного служения:
- воцерковление всех сторон жизни молодого человека;
- активное вовлечение молодых людей в социальное служение Церкви;
- содействие распространению в обществе и молодежной среде образа жизни, основанного на евхаристическом общении;
- содействие диалогу молодых людей – верующих и неверующих, воцерковленных и невоцерковленных;
- подготовка священников и активных мирян к работе с молодежью.
Утверждаются следующие принципы организации молодежного служения:
- личностный характер общения;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- «не назидание, а живое общение»;
- совместное участие;
- простота отношений;
- «в семье и через семью»;
- принцип системности;
- принцип целостности.
Методический компонент воспитательного потенциала религиозной организации. Религиозные авторы различного вероисповедания сходятся в том, что «методы» в строгом смысле неприложимы к духовной жизни человека, поскольку она не всецело зависит от человека, ее устроение определяется не одним им, но и силой Божией. Поэтому, по словам православного философа В.В. Зеньковского, духовное воспитание не может быть всецело «технично», не может быть обеспечено никакими «методами». В нем огромную, решающую роль играют практики, которые осуществимы только при «соработничестве человека и Бога»: молитва, литургия в храме, покаянная исповедь.
Однако, невысоко ставя в целом «сугубо человеческие» методы воспитания, религиозные объединения и организации активно пользуются ими в своей практике. Так, российским мусульманским общинам, семьям и школам рекомендуется использовать следующие способы воспитания детей:
- разъяснение детям цели и смысла религиозного поклонения, включающего молитвы (намаз), поминание Аллаха (зикр), обращение к Аллаху с мольбой (дуа), чтение Корана и т.д.;
- поучительные беседы с детьми, обсуждение поучительных рассказов;
- приучение ребенка к ответственности через возложение на него посильных обязанностей;
- борьбу с проявлениями лицемерия в поведении детей;
- поощрение хорошего поведения;
- умеренное религиозное устрашение, внушающее ребенку чувства богобоязненности и надежды на Бога;
- помощь детям в решении их проблем, не подменяющую действий самого ребенка;