Онтологический принцип 1–3 7 страница
Схема 79
Уверенность в том, что «адекватный» ресурс устраняет альтернативное отношение к ресурсу, а неудачи рассматриваются как случайные и «мужественно» проживаются. Поскольку легче всего рассматривать этот ресурс именно как «человеческий» ресурс, как другой человек, обладающий принципиально иными качествами, то иллюзия приводит к драме разочарования или к обогащению себя, первичного лица, благодаря адаптации к противоположному. В данном случае другой человек видится как соответствующий, вопреки ряду причин для разотождествления с ожидаемым, а проявляемые несоответствия «мужественно» проживаются. Для ученика принципиально иным выступает учитель и обращенность к нему как ресурсу снятия трудностей в учении происходит сначала вне осознания иного типа бытия учителя, а иное в учителе воспринимается как помеха для достижений ожидаемого и желаемого. Но эта помеха мужественно проживается (см. схему).
Схема 80
На следующем шаге отмечается внутренняя коррекция, когда положительное отношение к ресурсу дополняется возможностью устранения дефектов от применения неадекватных ресурсов. В этом состоянии усиливается совместность с ресурсом и ведущим фактором является искусство привлекающего ресурсы (см. схему).
Схема 81
Снижение качества действия благодаря этому приостанавливается. Само же действие, имея дополнительное звено, рассматривает его как внешнее условие успешности. «Исправлению» подвергается прежде всего податливая часть привлекаемого ресурса (см. схему).
Схема 82
Эта иллюзорная значимость сервиса рассматривается, в рамках локальности ситуации, как достаточная в обеспечении успеха и вызывает приемлемость такого способа преодоления трудностей (см. схему).
Схема 83
Ситуативное вхождение в кооперативные отношения, основанные на «почти понимании» природы и возможностей сервисных структур, партнерства и партнера не дает стабильность, и эта кооперация легко может исчезать. Для придания партнерским отношениям стабильности нужны более трудные задачи и проблемы, обращенность к «великим делам», в которых потребуется сущностное отношение и к себе, и к партнеру как равноценному потенциалу. Об этом говорится в гексаграмме 13.
13 Начинать сначала, но совместно, для чего необходимо тождественное целеустремление. Нужны крупные, опасные дела, где требуется стойкость, благородство. Действия не из личных мотивов, но с их участием. Созвучие друг с другом
13.1 Личная обособленность недопустима, но ее преодоление в начале пути
13.2 Влияние прошлого, что вызывает сожаление
13.3 Опыт и разум ведут к более интенсивному развитию. Ожидания из-за недостаточности опыта. Прежний опыт применяется чрезмерно, возможность подмены
13.4 Попытки незрелого проявления агрессии. Удержаться, созреть
13.5 С трудом появляется единодушие, требующее победы над собой
13.6 Излишнее единодушие ведет к безразличию, отстраненности
Рассмотрение различного, имеющего свои существенности, их синтезирование с учетом совмещенной сущности, «света» и соотносимой с ней «тьмы» в рамках отдельно существующего, развивающегося, даже тогда, когда привлекаются иные, могущие развиваться, но в функции предметов манипулирования в интересах моноразвивающегося – себя исчерпало. Сопротивление к перспективе быть предметом манипуляции вынуждает воссоздавать совместность, но на новых основаниях, на равенстве «прав» во взаимодействии. Внешним условием приходимости к новому взаимодействию выступают «великие дела», масштабность затруднения, значимые для обеих сторон, а внутренним условием выступает согласование и согласованность. Сначала возникает предварительное преодоление обособленности в рамках угрозы неудачи в «великих делах» (см. схему).
Схема 84
Попытки совместного действия ограничены влиянием «прошлого», различием опыта и ориентиров (см. схему).
Схема 85
Внутреннее состояние различий в индивидуальных основаниях поведения и установка на совместность в достижении трудоемких целей стимулирует внутренние трансформации. Но они подчинены достижимости цели и сводятся здесь к излишней применяемости прежнего «опыта и разума», обусловленной желанием преодолеть затруднения (см. схему).
Схема 86
Дополнительные затруднения, обусловленные «излишним» применением прежнего опыта, устремленностью на прошлое как условие выхода из совместных трудностей, непреодоление затруднений ведет к смещению акцента на неадекватность поведения партнера и раздражение этим, агрессивность в попытках «по своему» поправить его поведение (см. схему).
Схема 87
Неприемлемость агрессивности взаимодействия и устремленность на совместное достижение «больших целей» ведет к смещению акцента с самовыражения на самокоррекцию как условие прихода к приемлемому совместному бытию во взаимодействии, в совместном действии. Эта самокоррекция является «внешним» для появления «единодушия» в совместном действии (см. схему).
Схема 88
Но внутреннее отношение к единодушию неоднородно и прежний опыт автономного бытия «подсказывает», что совместное в желаниях, устремлениях является незнакомым и вынужденность совместности стимулирует субъективное отчуждение при наличии совместного поведения, в том числе к «безразличию», отстраненности (см. схему).
Схема 89
Это и приводит к свертыванию динамики совместного бытия в действии. Однако налицо – объективная необходимость неравнодушного участия в действии и отношении к партнеру в «больших делах» как условию успешности совместных действий. Об этом говорится в гексаграмме 14.
14 Сообща обладают великим, действуя всеми элементами света сообща. Необходима активность
14.1 Владение многим требует много разносторонних связей. Отсутствие общения с вредным, даже с возможностью вредного. Сначала запреты
14.2 Усвоение материала, соотнесение внешнего и внутреннего требует развития культуры сознания. Ушедший вперед действует на благо остальных
14.3 Многие замещаются «князем», могущим быть и ничтожным. Этически отсталый не сможет т тренировать ум
14.4 Погружение в иное, отрешенность, самоотдача ради других, ради познания истины
14.5 Себя без принуждения ведет к чему-либо. Видит существо всей ситуации при полной правдивости. Интенсивное общение со многими без злоупотреблений, подавляя дурное в них и очищая
14.6 Сила склоняется перед низшим. Начало смирения
Мы видим, что «великое» в совместном действии требует активности применительно ко всему, а не части, даже самой значимой. Поэтому совместная устремленность совмещается с идеей целостности, единости действия (см. схему).
Схема 90
Но целое обладает как частями, так и различными связями. При этом в целостности выделяется лишь то, что не мешает ей проявляться. Поэтому вводятся «запреты» всему, что уводило бы от целостности и включенности в нее. От этого «внешнего» акцента делается переход к внутреннему условию включенности в целое, к соотнесению и совмещению внутреннего для партнера и внешнего для него.
Внешнее, например, партнер, уже является не менее значимым, чем внутреннее, сам участник взаимодействия и совместного действия, что предполагает рост внутренних способностей, развития «культуры сознания» и «культуры отношений», обеспечивающий действия на благо других (см. схему).
Схема 91
Действие для других, вмешательство в действия и поведение других «ради целого» создает установку ответственности за целое, укрепляет ее. С другой стороны, происходит раздвоение на партнера и ответственного за целое, «позицию князя», сначала не меняющего способности и приносящее в новую позицию достоинства и недостатки бытия в позиции партнера (см. схему).
Схема 92
Это внешнее, регулирующее отношение к целому и совместности внутренне осознается, углубляется и становится порождением иного, чем присущее позиции партнера, ведущим к «самоотдаче» ради других и целого, ради «истины» (см. схему).
Схема 93
Входя в новую позицию, партнер осознает целое, место части в целом, осознанно возвращается в действие, не имея прежних случайностей и колебаний (см. схему).
Схема 94
Неся с собой видение целого и вытекающие необходимости, партнер и во взаимодействии проявляет понятое, стоящее над индивидуальным, помогая другим привести себя в соответствие с необходимостью, очищая их от случайности поведения. В частности он приобретает способность учитывать особенности нижестоящего во взаимодействии и способствовать, помогать ему, выходя из своей позиции во взаимодействии (см. схему).
Схема 95
Ситуативные идентификации с партнерами, в том числе и с нижестоящими в иерархии, подготавливают придание этому принципиального характера. Тем более что идентификация возможна лишь при «отказе» от сохранности исходной позиции, форм бытия в ней и прикреплении к иному бытию на время идентификации. Само же покидание опирается на способность преодоления своих интересов, характерных для своей позиции. Об этом говорится в гексаграмме 15.
15 Для развития нужен полный отказ от достигнутого, от личных достижений
15.1 Сначала возникает установка на отказ от личных достижений и трудности, связанные с отказом и использованием накопленного для их преодоления
15.2 Нужно не себя выражать, а самоотдаваться тому, что выражается. Легко нарушается гармоничность прежнего и нового и свои свойства выражаться лучше, сильнее
15.3 Напряжение в процессе сплочения. Склонение горы ниже земли. Это и может ввести в правильное мироотношение. Борьба со злом для показа примера другим
15.4 Принуждение выработано и подает пример, свободно
15.5 Смирение внутри и извне. Лишение собственных сил. Нет поддержки извне. Смирение и к противоположным действиям
15.6 Агрессивное проявление для подчинения, вышедшего из повиновения. Остается лишь тон смирения
Ситуационное реагирование всегда предполагает моменты подчинения внешнему воздействию, «для-иного» бытие и сохранение себя в этом подчинении, «для-иного» бытие как совмещение подчиненности и самосохранности (см. схему).
Схема 96
Так же и во взаимодействии персон, партнеров. Если во внешней представленности результатов внутреннего реагирования сохраняется реализация внешних, «чужих» интересов, то возникает опасность утери своих интересов и своего способа бытия, а затем и внутренней базы своего бытия, что ведет к разрушению своей целостности. В идентификации осуществляется как раз осознанное «самоотранение», чтобы можно было войти в иной способ бытия, бытия вместо другого. И это используется для познания другого через субъективную рефлексию своего инобытия (см. схему).
Схема 97
В идентификации есть опасность самораздвоения, но человек обладает потенциалом возврата в свое состояние без потери в регулярном бытии. В данном случае говорится, что ситуационное реагирование при достижении и обладании «великим» может быть недостаточным и требуется выработка способности к глубокой идентификации, чтобы уровень взаимопонимания и согласованности в совместной деятельности был адекватен притязаниям. Сначала должна быть направленность на полноту отказа от себя, своих достижений, что соответствует «внешнему» акценту в ориентации в идентификации, так как свое становится внешним для инобытия и инобытие еще рассматривается лишь как цель, внешнее актуальному состоянию (см. схему).
Схема 98
Затем подчеркивается, что эта цель достижима лишь при «самоотдаче», что относится к «внутреннему» акценту как указанию на условие достижения цели (см. схему).
Схема 99
Вместе с оттеснением значимости своего и себя нарушается и «гармоничность» ранее достигнутая, между прежним и новым. В этой дисгармонизации сначала вновь усиливается присущее себе, а самоотстранение является неустойчивым. Но воздействие «своего в себе» при установке на идентификацию ведет к необходимости более глубокого самоотстранения, что и является «смирением», готовностью забыв про себя быть подчиненным иному. В то же время случайность иного уже была учтена и подчеркивается смирение перед неслучайностью иного как условие налаживания правильного мироотношения. Усилия по достижению «смиренности» становятся усиленным «внешним» акцентом (см. схему).
Схема 100
Это самоотстранение также является примером смирения, образцом для партнеров, так как все должны быть имеющими эту же способность в совместной деятельности. Чем успешнее самоотстранение, тем лучше и образец для подражания (см. схему).
Схема 101
Затем смирение как внутреннее преобразование приходит во внешнее свое проявление, самоотстранение от наличных сил, к «бессилию» и отстранению от поддержки сил. Это усиливается до той степени, когда подчинение осуществляется и противоположным, отрицательно оцениваемым воздействиям (см. схему).
Схема 102
В свою очередь смирение завершается, когда можно возвращаться в свое бытие (см. схему).
Схема 103
Но инерция «смирения» при уходе из идентификации может распространиться до принуждения к смирению партнеров.
Возврат из смирения в активное самовыражение, но при сохранности выработанного механизма самоотстранения позволяет нейтрализовывать инерцию самовыражения и направлять активность, что и обсуждается в гексаграмме 16.
16 Смирение дает сближение высокого с низшим. Создает почву для развития, отсутствие препятствий для активности, вольность, способность самоограничения, поражения отрицательного ради положительного
16.1 Сначала упадок сил и самостоятельно действовать не может, вторит силам, задающим тон
16.2.Чтобы вольность не привела к хаосу нужно самоограничение на основе сосредоточенного покоя, предвидения
16.3 Вольность заслоняет самоограничение. Промедление есть отставание, упущение
16.4 Силы группируются вокруг главной. Вольность на подготовленной почве, без сомнений, в достижении больших целей
16.5 Чрезмерная стойкость и сохранение сосредоточенности
16.6 Увлечение «пустыми абстракциями»
Внутренние препятствия устраняются за счет смирения и «освобождении» готовности к любому поведению, а не только к самовыражению. Если в качестве основания построения поведения берется существенное, выявленное ранее, то внутренних ограничений к следованию существенному уже нет. Сначала смирение «уводит» от активности и демонстрирует «упадок сил», готовность идти на поводу у случайности, у «задающих» тон (см. схему).
Схема 104
Эта «внешняя акцентировка, ведущая к поведению в рамках заимствования бытия. Чтобы преодолеть случайность «за другого», «хаос» заимствованного поведения требуется сосредоточение, мобилизация своих сил, отход от заимствованного поведения, что и соответствует акценту на «внутреннее» (см. схему).
Схема 105
Но сосредоточение является отходом от действия. При установке на действие возникает опасение, что могут быть упущенные возможности в достижении намеченного. Это соответствует акцентировке на «внешнее» при сохранении результатов сосредоточения (см. схему).
Схема 106
Чтобы реально вернуться к поведению в рамках «волной направленности», поставленной положительной цели, требуется внутренняя активность по соорганизации сил, преодолению хаоса в мобилизации сил, подчинению сил поставленной цели. Это соответствует усиленной «внутренней» акцентировке (см. схему).
Схема 107
Но эта сосредоточенность и организация собственных сил, внутренняя «стойкость» может проявляться максимально тогда, когда она полностью подчинена цели, в котором теряется сама свобода «вольности» (см. схему).
Схема 108
Если устраняется содержательность цели, то внутренняя мобилизованность становится формальной, абстрактной. Условием завершения мобилизации является достигнутость цели как внешнего фактора запуска мобилизации (см. схему).
Схема 109
«Вольность» как сосредоточение на объективно необходимом в действии позволяет сознательно подчиняться чужой воле, если она насыщена положительными устремлениями. Об этом говорится в гексаграмме 17.
17 Вольность создает условия для общего равенства, совместной радости, последования за ведущим как более развитым. Это свобода в подчинении при охваченности идеей и подчиненности объективной норме. Необходимо стойкое владение собой, управление собой через объективное познание
17.1 Следить за изменениями ведущего и следование за ними, не беспринципно. Сдвиг с косности и успех вне своих владений
17.2 Развитие силы – следуя за более развитым. Опасно отдаваться лишь импульсу последования
17.3 Нельзя следовать одновременно за более развитым и более отставшим. Выбор с утерей отвергнутого
17.4 Суть не в обретении, а в последовании. Может влиять обретенное
17.5 Гармонизация личного и включенности в общественное. Сила доверия и правдивости. Сомнения не колеблют
17.6 Не рвать с достигнутым, восстанавливать связь с ним
Мы видим, что совместное достижение больших целей предполагает большие коррекции во внутреннем мире идущего в развитии, в том числе формирование способности к самоорганизации, самокоррекции, к подчинению самоорганизации требованиям, вытекающим из согласований и согласованного бытия, вносящим момент надиндивидуальности в бытии партнеров, подчинении общим целям и друг другу как агентов общих целей. Здесь же подчеркивается неравенство участников общего дела. Оно вытекает из различного уровня соответствия надинидивидуальному. Неравенство приводит к объективной необходимости подчинения и следования тому, что требует или показывает партнер «вольное» следование. Сначала следование состоит в уподоблении образцу правильного действия, например, руководителя, учителя, как находящегося на более высоком уровне соответствия «правильности» (см. схему).
Схема 110
Условием уподобления выступает самоорганизация и самокоррекция (см. схему).
Схема 111
Эта «внешняя» акцентировка заменяется «внутренней», когда приходится менять, усиливать свои способности, чтобы справиться с поставленной задачей, целью, так как прежних «сил» уже не хватает. А опорой в приобретении новых сил является следование за ведущим (см. схему).
Схема 112
Подчеркивается, что при следовании за ведущим естественная динамика уже неприемлема, «импульс» недопустим, требуется «вольность» на основе «смирения» и активном следовании чужой цели, способу. Но в ходе следования могут мешать случайные факторы, в том числе и вредящие. Нужно опознать положительное, подлинного ведущего, а это вязано уже с «внешним» акцентом, выбрать эту альтернативу (см. схему).
Схема 113
Не соответствующее согласованной цели и способу – отвергается. Но это может быть и утеря значимого, например, в будущей ситуации. При выборе альтернативы реализуется идея уподобления, и она становится средством преодоления сомнений. Не получение результатов, которые могут быть в определенном этапе обращающими на себя внимание как значимые для достижения цели, являются критерием правильности, а подчинение принципу следования, обеспечивающему надежность в целостности действия (см. схему).
Схема 114
Эта оторванность от событийности, выраженная «в принципе» уподобления и следования, показывает специфику обращенности к «внутреннему» акценту в анализе. При достижении полноты следования за ведущим происходи совмещение индивидуального и общественного как аспектов реального поведения. В нем действующим фактором является «доверие» и «правдивость». Сама сторона индивидуального бытия становится морфологией для ее размещенности и подчиненности функциональной форме «общественности» бытия (см. схему).
Схема 115
При окончании, исчерпании уподобления результаты помещаются в предшествующую стадию совместного бытия, затруднение в котором и привело к необходимости уподобления. Эти результаты обеспечивают снятие «разрыва», что и предполагает удержание, сохранение полученного нового со старым, их связанность (см. схему).
Схема 116
Однако уподобление становится необходимым тогда, когда только с его помощью снимается разрыв. Оно служебно к базисному процессу и ограничено в своей «полезности». Постоянность уподобления ведет к утере, на определенном этапе, полезности и к превращению полезного во вредное, в «косность», один из типов «косности». Об этом говорится и в гексаграмме 18.
18. Длительное спокойствие приводит к косности, разложению. Сохранение прежнего ведет к искажению, к порче. Исправление требует обдуманности и укрепления достигнутых результатов
18.1 Порча после многих поколений, нерадивых в каком-либо отношении. Сначала неглубокая порча
18.2 Глубокая порча при пассивности, когда требуется активность. Долг ведет к исправлению, а любовь не допускает вмешательства
18.3 Мягкость недостаточна, как и осторожность
18.4 Полнота перехода от внутреннего ко внешнем, отказ от исправления. Лучше воздержаться, переждать, чтобы не жалеть
18.5 Максимальное раскрытие внутренних сил вовне. Объединение положительных достижений прошлого
18.6 Нет отношения к порче, исправлений, участия в жизни других. Сам себя оценивает, прославляет
Мы видим, что в уподоблении выделяется момент инерции, который становится причиной неадекватного действия, возникновения искажений. Сначала это случайные, временные «искажения» в ходе действия, что соответствует акценту на «внешнее» (см. схему).
Схема 117
Если же расхождение с адекватностью уподобления усиливается, то возникает необходимость в активности, направленной на возврат к адекватности за счет преодоления инерции «исправления» (см. схему).
Схема 118
Это соответствует акценту на «внутреннее». Любовь мешает коррекции, хотя уже и выявляется «долг». Но увеличение масштабов «порчи» ведет к необходимости преодоления «осторожности», более резких действий в рамках «внешнего» акцента (см. схему).
Схема 119
Но необходимость «резких» изменений в направленности коррекций предполагает преодоление инерции «изнутри», что, в качественном плане, предполагает мобилизацию на основе воздержания от ненужных темпов изменений (см. схему).
Схема 120
Используя воздержание от коррекций, следует мобилизовать «все силы» в их использовании вовне, сосредоточить все ранее достигнутое. Это соответствует возврату к «внешнему» акценту (см. схему).
Схема 121
При достижении вторичной адекватности и преодолении косности инерция «преодоления» ведет к отрыву от уподобляемого, от участия в совместной, согласованной деятельности и оценка правильности осуществляется автономно, субъективно и случайно (см. схему).
Схема 122
В то же время само по себе уподобление вносит лишь внешнюю адекватность уподобляемому. Для совершенствования совместного и согласованного бытия нужно уподобление внутренним основаниям поведения партнера (см. схему).
Схема 123
Появляется не просто уподобление, а сближение по основаниям (см. схему).
Схема 124
В гексаграмме 19 речь ведется о подобном смещении акценты.
19 Устраняются дисгармонии того, что чуждо времени. Сближение оставшегося с гармоничным. Небезразличие с чем угодно
19.1 Сближение того, что осталось после коррекций и устранения порчи. Для сближения нужна любовь к тому, что надо развить. Может быть «посещение» всего, поэтому следует соблюдать рамки
19.2 Находится новое в пределах предшествующего
19.3 Активная податливость за пределами личного при отсутствии благоприятствования извне. Заботливость об отсутствии порицаний
19.4 Самоотдача и благоприятные условия обретения знания вновь
19.5 Накопленное используется в новом познании, овладение материалом познания
19.6 Ничего не скрывается и все становится известным. Искренность в углублении, в совмещении накопленного и нового
В качестве оснований рассматриваются знания. Уподобляющимся является ученик, который пытается совместить свои знания и знания уподобляемого, учителя. Сначала это происходит стихийно и нечетко фиксируется то, что следует «развить» и то, что используется для этого у учителя (см. схему).
Схема 125